Национальный вопрос: "Мягкотелые молдаване у власти согласились дать" гагаузам право на родной язык, а они "русифицировались и используют только язык Пушкина". Внешняя политика: "Ни Молдавия, ни ЕС не дали гарантий Гагаузии, что автономия будет и дальше существовать".

Национальный вопрос: "Мягкотелые молдаване у власти согласились дать" гагаузам право на родной язык, а они "русифицировались и используют только язык Пушкина"

Термины "румынский язык" и "история румын" попадут под запрет на юге Молдавии, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Соответствующее решение единогласно приняли депутаты Народного собрания Гагаузской автономии. В молдавском парламенте инициативу не поддерживают, считая, что она ведет к дестабилизации в регионе. А эксперты называют решение провокацией и следствием непродуманности отношений республиканских властей с Комратом.

На заседании Народного собрания Гагаузии (НСГ) депутат Иван Бургуджи выступил с инициативой запрета на территории автономии терминов "румынский язык и литература" и "история румын", продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Мы вправе самостоятельно принимать законы в области образования и утверждать программу. В конституцию заложен молдавский язык. А мы используем синтагмы "румынский язык", "румынская литература" и "румынская история". Мы - государство? Или только имитируем государство?" - обосновывал свои требования господин Бургуджи. Спустя час с небольшим его инициативу единогласно поддержали депутаты Народного собрания. Глава автономии Михаил Формузал объяснил решение тем, что в 13-й статье Конституции РМ госязыком называется "молдавский на основе латинской графики". Такой же аргумент привели и народные депутаты из фракции Партии коммунистов. Региональные законодатели решили официально сообщить о своей инициативе президенту, премьеру и парламенту Молдавии. Также они намерены через Конституционный суд (КС) добиться запрета "румынских" синтагм на всей территории страны.

"Это всего лишь декларация без юридических последствий. Они намеренно ведут к дестабилизации ситуации в регионе и делают себе проблемы на ровном месте", - заявил депутат парламента Молдавии от Демпартии, выходец из Гагаузии Александр Стояногло. На его взгляд, решение Народного собрания - это "полный нонсенс". Голосование своих однопартийцев в НСГ в поддержку "языковой" инициативы господин Стояногло объяснил отсутствием какого-либо контроля и влияния на региональную фракцию ДПМ из центра. ("Коммерсантъ-Молдова")

Так или иначе, по решению парламента Гагаузии, уже с 1 января 2014 года в региональных документах об образовании и школьных журналах словосочетания "румынский язык и литература" и "история румын" заменят на "молдавский язык и литература" и "история Молдавии". Однако механизм выполнения этого решения еще не предложен. Система образования гагаузской автономии интегрирована в республиканскую, включая в себя предметы "румынский язык и литература" и "история румын". В Управлении образования Гагаузии сетуют на то, что решение депутатов не было с ними согласовано. "Мы ни разу не обсуждали с авторами, как эта идея может быть реализована", - сообщила глава управления образования Гагаузии Вера Балова, которую не только не пригласили на это заседание, но даже не поставили в известность о его проведении.

Директор программ Института общественных политик Оазу Нантой назвал инициативу гагаузских депутатов провокацией: "Это прямое последствие того, что Кишинев несерьезно относился к выстраиванию отношений с Комратом. А сейчас складывается впечатление, что кто-то из-за пределов автономии дал команду "фас!" - заявил эксперт. По мнению господина Нантоя, республиканским властям не надо вообще реагировать на решение Народного собрания Гагаузии, подводит итог "Коммерсантъ-Молдова".

Демократическое большинство в Народном собрании Гагаузии обеспечило принятие очередной скандальной инициативы, которую тут же раскритиковало высшее руководство самой же Демократической партии, пишет IPN. Как понимать действия ДПМ, раз за разом осуждающей собственных коллег? Попытка найти в сложившейся ситуации логику раскрывает нелицеприятные стороны нашей политической действительности.

Итак, в Гагаузии официально запретили называть государственный язык Республики Молдова румынским, продолжает IPN. Более того, депутаты Народного собрания автономии, принявшие такой законопроект, пошли дальше и переименовали школьные предметы "румынский язык и литература" и "история румын" в, соответственно, "молдавский язык и литература" и "историю Молдавии". Решение НСГ предсказуемо спровоцировало в молдавском обществе дискуссии о "правильном" названии языка, о том, какую историю должны изучать наши дети и все остальные вопросы нашей идентичности, которые активно обсуждаются уже четверть века и, похоже, ещё долго будут волновать сознание граждан Молдавии.

Но если отвлечься от социально-исторического измерения этой темы и взглянуть на неё с позиции политической практики, то в действиях гагаузских законодателей приковывает к себе внимание вовсе не популизм или, если угодно, скандальность, а противоречивость их действий с политикой партии, которую они в большинстве своём представляют, пишет IPN. Оговоримся, что речь идёт в первую очередь о фракции Демократической партии, которая составляет в НСГ мажоритарную группу. Именно от представителей этой политической силы исходило большинство громких инициатив последнего времени, - от "запретов" румынского до обсуждения возможного выхода Гагаузии из состава Молдавии. Несмотря на то, что главный производитель информационных поводов депутат Иван Бургуджи заявил 4 октября о своём выходе из фракции ДПМ, мы не можем не принимать во внимание его деятельность, которую он осуществлял ещё будучи членом команды демократов. Также мы не можем игнорировать и его коллег по фракции в НСГ, которые единодушно поддерживали его законопроекты.

Своей "оригинальной" позицией отличались не только депутаты, но и в целом представители гагаузской территориальной организации ДПМ, продолжает IPN. К примеру, в июле этого года в Комрате прошли общественные слушания (организатором выступила комиссия НСГ во главе с Бургуджи), на которых обсуждалась перспектива выхода Гагаузии из состава Молдавии. Один из лидеров местных демократов, мэр Чадыр-Лунги Георгий Орманжи вполне открыто заявил, что является сторонником идеи полной независимости Гагаузии. Все эти идеи, напомним, принадлежат не маргинальным гагаузским деятелям, а официальным представителям местных властей, которые представляют в регионе одну из правящих в Молдавии партий. Многие из них входят в руководящие органы Демпартии. Тот же поборник независимой Гагаузии Орманжи входит в Национальный совет ДПМ.

Мы привыкли, что партийные организации на местах не всегда придерживаются "генеральной линии" партии, пишет IPN. За последние несколько лет мы были свидетелями массы примеров, когда районные советники от разных партий создавали самые причудливые по своему составу коалиции, абсолютно не совпадающие и даже противоречащие официальному разделению на "своих и чужих" в парламенте страны. Но в случае с Гагаузией мы видим противоречие совершено иного порядка. Здесь в основе лежат идеи, затрагивающие суверенитет и целостность страны, её стратегический курс развития. Часто гагаузские демократы выступают с такими инициативами, которые вынуждают партийное руководство прерывать молчание. После того же "запрета" румынского языка от критического комментария не удержался вице-председатель ДПМ Игорь Корман. По его мнению, "некоторые уже думают о выборах следующего года и мутят воду такими инициативами". С критикой выступил и депутат парламента РМ от Демпартии, выходец из Комрата Александр Стояногло, назвавший решение своих гагаузских коллег по партии "нонсенсом".

Всё это можно принять за политическую шизофрению или, по крайней мере, за анархию, продолжает IPN. Согласитесь, странно наблюдать, как руководство партии обвиняет своих же коллег в предвыборных действиях. На районном уровне партийные организации всегда допускают в своей работе некоторую степень самодеятельности, несогласованной с центральным офисом. Но не может в одной партии быть двух взаимоисключающих мнений относительно будущего государства.

Тем не менее, в сложившейся ситуации есть своя логика, пишет IPN. В эти дни, когда две части молдавского общества убеждают друг друга, как правильно называть государственный язык, исполняется первая годовщина объединения Демократической партии с организацией "Новая Гагаузия", которую возглавляет мэр Комрата Николай Дудогло. С первых дней этого союза было ясно, что мы являемся свидетелями политического брака по расчёту. Каждая сторона пошла на союз, преследуя свои рациональные интересы. Лидер "новогагаузов" заручился административной и иной поддержкой влиятельной национальной партии на башканских выборах 2014 года. Демпартия в свою очередь получила в свой актив популярного в Комрате политика и разветвленную сеть первичных партийных организаций, значительно повысив число своих членов.

Кроме того, ДПМ получила в Гагаузии, до сих пор закрытой для большинства молдавских партий, своего рода плацдарм для распространения своего влияния, продолжает IPN. И первым примером в этом смысле стал приход к власти в местном законодательном собрании. Не получив на выборах в НСГ ни одного мандата, ДПМ в результате стала обладателем депутатского большинства. Хотя эта технология прихода к власти мало для кого в Гагаузии является загадкой, сами демократы опровергают любые намёки на, скажем так, беспринципность методов. Депутат Стояногло в эфире гагаузского телевидения как-то сказал, что руководству Демпартии удалось сформировать лояльное себе большинство в НСГ лишь силой аргументов. У других партий, по-видимому, аргументов оказалось меньше.

Постепенно эйфория политических побед демократов стала отягощаться грузом издержек, пишет IPN. Неизвестно, принимали ли в расчёт стороны, что, идя на союз с новыми партнёрами, они взваливают на свои плечи и груз ответственности за действия своих союзников, но со временем эта проблема серьёзно сказалась на имидже как ДПМ, так и "Новой Гагаузии". Команда Николая Дудогло, став демократами, вынуждена была отвечать перед своим избирателем за непопулярную в крае проевропейскую ориентацию ДПМ. В свою очередь центральному руководству политформирования пришлось находить логичное и приемлемое для своих сторонников объяснение бурной деятельности гагаузских коллег. Думается, что для обеих сторон такая демократия обошлась очень дорого.

Как бы там ни было, сам по себе сценарий прихода к власти по системе одномандатных округов, опробованный в Гагаузии, нельзя не признать успешным, продолжает IPN. Вполне вероятно, что этот механизм будет взят на вооружение молдавскими партиями на очередных парламентских выборах. Для восстановления отмененного закона о переходе на смешанную избирательную систему достаточно одного запроса в Конституционный суд. Симптоматично, что после весеннего обострения отношений демократы всё чаще стали находить общий язык со своими главными партнёрами и, одновременно, оппонентами по правящей коалиции - либерал-демократами. Глядишь - и формирование нового состава парламента станет соревнованием силы и количества "аргументов" этих двух партий.

Есть весомые основания полагать, что союз ДПМ с её гагаузскими партнёрами был противоестественен, пишет IPN. Но это утверждение верно лишь с точки зрения идеализированной политики. Может быть, мы оцениваем реальность неуместными критериями? Может быть, в нашу эпоху нет смысла искать в действиях политиков идеологическую мотивацию, какие-то ценности или принципы? Может, стоит оценивать всех политических игроков исключительно с точки зрения принадлежности к олигархическим кланам? Может быть, именно такова наша "постполитика", при которой демократия - это уже не власть граждан, а кривая декорация, определяемая расчётом финансовых элит? Думается, что следующие парламентские выборы должны развеять все иллюзии на этот счёт, подводит итог издание.

Нечасто гагаузские парламентарии проявляют единодушие, пишут "Молдавские ведомости". Но именно так, смело и в один голос, они проголосовали за переименование на территории автономии школьных предметов "Румынский язык и литература" и "История румын" в "Молдавский язык и литература" и "Историю Молдавии". Автор проекта постановления, отныне независимый депутат Иван Бургуджи, заявил, что "гагаузы - законопослушные граждане и выполняют закон, который гласит, что государственным языком Республики Молдова является молдавский, а не румынский язык".

Свою реплику вставил и глава исполнительной власти Гагаузии Михаил Формузал, присутствовавший на сессии: "В Конституции четко указано - государственным является молдавский. Если вас интересует мнение башкана - мы не можем изучать историю соседней страны. Мы должны изучать историю Молдавии и молдавский язык". А депутаты Анатолий Топал и Георгий Лейчу предложили разработать механизм контроля исполнения этого постановления. Заместитель башкана Николай Стоянов, курирующий образование, высказался за то, чтобы изменения вступили в силу с 1 января 2014 года, "когда будут меняться журналы". "В журнале будет написано "молдавский язык", а учебники останутся с термином "румынский", - сказал Стоянов. - И на основании этого постановления должна вестись огромная работа с госструктурами".

Не заставила себя ждать реакция из Кишинева, продолжают "Молдавские ведомости". В тот же день министр просвещения Майя Санду пригрозила оставить без аттестатов зрелости гагаузских учеников и аттестовала решение депутатов автономии об изменении названий школьных предметов как незаконное. А историк Октавиан Цыку и вовсе увидел в событии набившую оскомину "руку Москвы". "Я не понимаю, почему все эти вещи проявляются именно сейчас. Когда Москва захотела оказать давление - она создала два этих региона - Приднестровье и Гагаузию. Во всех действиях, предпринимаемых Гагаузией, есть стратегический интерес", - заявил он.

А законно ли нарушение статьи 13 Конституции РМ, интересуются в Гагаузии, пишут "Молдавские ведомости". Причем нарушение со стороны членов парламента, правительства и президента - гаранта конституции? Ученые утверждают, что, с точки зрения социолингвистики, молдавский язык является самостоятельным, а письменные памятники на молдавском языке (причем на кириллице) известны в Бессарабии с XVII века. В Гагаузии хотят изучать историю родного государства, а не соседнего. Что ближе нам: факты правления румынского короля Кароля I из германской династии Гогенцоллернов-Зигмарингенов или Ясско-Кишиневская операция? Почему, к примеру, в США не изучают историю Мексики и Канады, а в России - Китая и Монголии? - подводит итог издание.

Вот уже некоторое время лидеры гагаузов по любому поводу выступают с воинственными заявлениями в адрес всего румынского, пишет Adevarul. За почти 20 лет автономии они не особо демонстрировали свою культуру, зато часто демонстрировали кулаки Кишиневу. В 1994 году они выступили за гагаузский язык в школах и других государственных учреждениях. Мягкотелые молдаване у власти согласились, дав им даже больше. Только за это время выросли целые поколения детей, русифицированных в школах, а многие взрослые гагаузы уже давно не говорят на языке предков, используя только язык Пушкина.

Чтобы понять какому богу поклоняется этот народ, достаточно зайти на официальный новостной интернет-портал автономии, продолжает Adevarul. Версия на их родном языке не содержит ни одной информации на гагаузском, абсолютно ничего! Последние новости на румынском датируются 2010 годом, а вся ежедневно обновляемая информация - исключительно на русском.

Недавний запрет на использование синтагм "румынский язык" и "история румын" на территории региона - это не единственная бомба, брошенная гагаузами в последнее время, пишет Adevarul. То же и с референдумом о внешнеполитическом векторе страны. И каждый раз их претензии были изложены с ненавистью к Кишиневу и на русском языке. Прошлым летом я (автором статьи является публицист Валентина Басюл - прим. ИА REGNUM) встречалась с турками и гагаузами в Добрудже. Встречалась и с венграми в уездах Харгита и Ковасна. Все они говорили на своем родном языке, но и на румынском. Между собой мы общались на румынском, а не на русском, английском или китайском. Бывала я и в Каталонии, где говорила с каталонцами на испанском. И ни один из встреченных мною людей не сказал мне, что румынский язык - не румынский, а испанский - не испанский. И только в нашем Буджаке несколько так называемых лидеров гагаузов вспыхивают, когда кто-то произносит верное название языка, на котором говорит мажоритарное население этого государства. Они знают и говорят одно - они хотят быть с Россией, и им не нужен никакой ЕС. Так что, на самом деле, в этом и есть смысл автономии, а дирижера видно невооруженным глазом.

К сожалению, ни одна власть в Молдавии так и не озаботилась определенной программой для этого региона: ни один чиновник не занялся вопросом изучения гагаузами и другими меньшинствами государственного языка, продолжает Adevarul. Лингвистическая ситуация в Гагаузии является заслугой вчерашних и сегодняшних политиков. В результате Россия косвенно контролирует эту территорию, а "в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение", как записано в законе об особом статусе автономии. Помните еще, как российский вице-премьер Рогозин в "день независимости" Приднестровья говорил о вагонах, которые можно потерять по дороге в ЕС? (В ходе состоявшегося в начале сентября визита в Кишинев спецпредставитель президента России по ПМР Дмитрий Рогозин заявил в контексте молдавско-приднестровского урегулирования: "Самое главное, в своих европейских крутых, серьезных виражах и заходах молдавская сторона не должна отцепить от локомотива вагоны, чтобы они не потерялись" - прим. ИА REGNUM) В этом контексте выходки гагаузов уже не кажутся странными, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех лет молдавской независимости изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература", а дисциплина по истории за исключением периода с 2006 по 2011 годы называется "История румын". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Русский язык в Молдавии, согласно действующему законодательству, на практике постоянно нарушаемому властями страны, имеет статус языка межнационального общения. В Гагаузской автономии русский язык является родным для абсолютного большинства населения, а также наряду с гагаузским и молдавским имеет статус одного из официальных языков. Согласно аналитическому отчету "Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности" (март 2009 года), осуществленному Исследовательской группой "Циркон", в Молдавии русский язык считают родным от 20% до трети населения, предпочитают общаться на нем более 40%, свободно владеют - более 70%, могут объясниться - более 90%, а понимают - более 95%. Обнародованные 1 марта 2011 года результаты социологического опроса, проведенного институтом CBS-AXA, свидетельствуют о том, что около 62% жителей Молдавии свободно владеют русским языком в устной и письменной форме, еще 18% говорят по-русски свободно, но пишут с ошибками, 7% - могут общаться с русскоговорящими, еще 5% лишь понимают русский язык, но не могут говорить, и лишь 1% совершенно им не владеют. Кроме того, согласно обнародованным в мае 2010 года данным наиболее авторитетного в Молдавии опроса "Барометр общественного мнения", более половины населения Молдавии - 54,1% - выступают за придание русскому языку статуса второго государственного, в то время как против этой идеи выступают 38,8% опрошенных.

Внешняя политика: "Ни Молдавия, ни ЕС не дали гарантий Гагаузии, что автономия будет и дальше существовать"

Власти Гагаузии озабочены будущим автономии и страны и предлагают провести местный консультативный референдум о внешнеполитических приоритетах, пишет "Панорама". Документ уже направлен в Народное собрание Гагаузии, и депутаты должны определиться - быть или не быть совету с народом, а в случае положительного решения ― назначить дату его проведения.

"В проведении местного консультативного референдума нет никакой политической подоплеки. Мы просто хотим узнать мнение народа насчет будущего родного края и страны, ― сказал башкан Михаил Формузал. ― Мы хотим узнать, желают ли жители региона вступления РМ в Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана или в Евросоюз, а также - необходимо ли Молдавии сохранять свой нейтральный статус и одновременно сохранять дружественные отношения с государствами ЕС и ТС. И только таким образом мы сможем прекратить череду стихийных митингов, которые, если не предпринимать никаких мер, могут перерасти в неконтролируемое недовольство народных масс. Ведь ни высокопоставленные отечественные политики, ни европейские эмиссары до сих пор не дали гарантий Гагаузии, что с изменением внешнеполитического курса страны автономия будет и дальше существовать! Соседняя Румыния до сих пор не подписывает с РМ соглашения о госгранице, видимо, надеясь на воссоединение с Молдавией (под "воссоединением", очевидно, следует понимать повторную оккупацию, по аналогии с оккупацией в 1918 - 1940 и 1941-1944 гг., поскольку иным путем Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной "Республики Молдова" в ее фактических границах, в состав Румынии не попадала - прим. ИА REGNUM). А кое-кто из молдавских политических аналитиков и вовсе пугает нас, дескать, молдавский парламент как принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии, так же может его и отменить! И что нам, региональным руководителям, сказать после всего этого гагаузскому народу? Поэтому нужно проконсультироваться с людьми и ознакомить с итогами местного референдума высшее руководство страны. Надо начинать интересоваться мнением собственного народа, если мы хотим создать в своей стране демократическое общество". ("Панорама")

Республиканские власти немедленно отреагировали на это решение главы Гагаузии, продолжает "Панорама". Практически синхронно осудили эту инициативу Формузала президент страны Николай Тимофти, заявивший, что гагаузы не хотят вступления в Таможенный союз (интересно, на основании каких данных сделал такой вывод главный гарант страны?), и премьер-министр Юрий Лянкэ, который предложил башкану внимательно прочесть конституцию РМ. Не остались в стороне и лидеры большинства парламентских фракций, а также политические эксперты. Почетный председатель Демпартии Дмитрий Дьяков тут же поспешил заявить, что внешнеполитические прерогативы РМ утверждаются в Кишиневе, а не в Комрате (согласно молдавскому Закону об особом правовом статусе Гагаузии, она имеет право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии - прим. ИА REGNUM). Выступая на телеканале Publika TV, он отметил, что в Гагаузии происходит "внутренняя политическая конкуренция, и каждый хочет продемонстрировать, что он более активен, чем другой". Возможное проведение на территории Гагаузии консультативного референдума не имеет смысла, считает также политический аналитик Оазу Нантой. Он назвал инициативу Михаила Формузала попыткой помешать кишиневским властям подписать в ноябре в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС.

В сложившейся ситуации важна реакция депутатов Народного собрания Гагаузии, которые могут дать "зеленый свет" башканской инициативе или заблокировать ее, пишет "Панорама". Заместитель спикера НСГ Демьян Карасени сказал, что с документом пока никто не ознакомлен, и усомнился в том, что консультативный референдум среди 4% населения Молдавии как-то может повлиять на внешнеполитический вектор страны. Такого же мнения придерживается и депутат молдавского парламента, демократ Александр Стояногло: "Жаль, что гагаузский народ по разным причинам используется в политической борьбе. Никто и ничто не угрожает дальнейшему развитию автономии. Есть Закон об особом правовом статусе Гагаузии, где в отдельной его главе четко прописано, что в случае гипотетической потери суверенитета РМ Гагаузия имеет право на самоопределение (Закрепляя в ходе конституционной реформы 2003 года полномочия Гагаузии в молдавской конституции, правившая на тот момент Партия коммунистов исключила из них право автономии на самоопределение в случае объединения Молдавии с другой страной. А в мае 2013 года уже нынешние власти Молдавии разработали поправки об исключении права Гагаузии на внешнее самоопределение и из Закона об особом правовом статусе Гагауз Ери - прим. ИА REGNUM). И это подтверждено Конституционным судом Молдавии. Так что страхи тут излишни. А насчет опасения, что Румыния отказывается подписывать соглашение о госгранице с РМ, так не стоит забывать, что это тянется еще со времен СССР (границы СССР, и, соответственно, Молдавской ССР, которую в 1991 году объявила незаконной "Республика Молдова", Румыния признала в 1947 году, подписав Парижский мирный договор - прим. ИА REGNUM). Но это проблема Румынии, а не независимой Молдавии, которая уже определилась со своими границами и не намерена из-за соседских проблем терять свой суверенитет и независимость".

"Безусловно, Гагаузия имеет все права на проведение регионального референдума, но у нее по конституции РМ нет такой компетенции, чтобы влиять на внешнеполитический вектор страны, ― сказал опытный правовед, дипломат, профессор Молдавского госуниверситета Николай Осмокеску. ― Значит, не надо нарушать Основной закон страны. Можно посоветоваться с народом о том, как лучше хозяйствовать в регионе, с кем налаживать побратимские отношения, улучшать жизнь местного населения и прочие проблемы. И не пугать народ объединением с Румынией. Этого никогда не будет, потому что Молдавия суверенна и независима, и с этого пути не сойдет даже в случае вступления в Евросоюз!" ("Панорама")

Горячо поддержала инициативу главы Гагаузии о проведении консультативного референдума фракция коммунистов в НСГ, продолжает "Панорама". Остальные же депутаты пока не определились. Посмотрим, наберет ли она большинство голосов в НСГ, где немало независимых депутатов. Но, вне зависимости от исхода референдума, многих здравомыслящих людей как в регионе, так и во всей стране беспокоит тот факт, что в Молдавии мнением народа никто не интересуется, потому и проведение референдумов, как высшего проявления демократии, всякий раз принимается в штыки практически всеми отечественными политиками.

Так вот, неплохо было бы им напомнить, что, в соответствии с Парижским договором, любое европейское государство может претендовать на членство в Евросоюзе, пишет "Панорама". Но для этого нужно просто соблюдать ряд принципов и ценностей, разделяемых всеми странами-членами. Нужны определенные критерии, единые для всех стран-членов, а также кандидатов на членство в ЕС. И один из таких фундаментальных принципов, который был установлен еще в начале 70-х годов прошлого столетия, - это подтверждение посредством национального референдума желания вступить в Евросоюз страны-кандидата. Для этого необходимо заручиться согласием более 50% населения страны. К примеру, Норвегия, а потом и Швейцария не вступили в ЕС из-за того, что большинство граждан этих стран проголосовали против этого. И Евросоюз не предпринял никаких враждебных действий по отношению к этим государствам.

Так почему же мы, в Молдавии, так боимся провести хоть один общенациональный референдум, чтобы узнать реальное, а не политически ангажированное мнение народа? - продолжает "Панорама". Проводятся ведь чуть ли не еженедельно опросы по выявлению десятка или полсотни "влиятельных политиков", так почему же нельзя подключать весь народ к процессу формирования общественного мнения в стране? Значит, не все ладно в Молдавии, раз еще боятся народного мнения! И консультативный референдум в Гагаузии может стать первым тревожным набатом для страны, ее политической элиты, упорно не желающей посвящать родной народ в свои геополитические игры. Но не испортит ли такой подход весь имидж нашей страны, как суррогатное вино, которое не только испортило экономические отношения с Россией, но практически поставило под вопрос будущее одной из важнейших отраслей страны? - подводит итог издание.

Башкан Гагаузии Михаил Формузал инициировал проведение на территории автономии референдума о внешнеполитическом векторе Молдавии, пишет Gagauzlar. Таким образом была поставлена точка в длившихся почти год спекуляциях. Политические силы долго водили граждан за нос, депутатские группы в Народном собрании то инициировали референдум, то отказывались от него. Теперь увиливать больше невозможно. Лидер Гагаузии взял на себя ответственность и направил официальное обращение на утверждение депутатов. Депутаты в свою очередь обязаны рассмотреть обращение башкана и в момент голосования уже не будет места увиливаниям и прочим оправданиям. Жители края, которые наверняка будут следить за выбором своих избранников, увидят, кто выступает за референдум, а кто, выполняя партийную установку, будет выступать против консультации с народом.

Пока гагаузские депутаты готовятся к важному решению, молдавские политические эксперты уже высказались по этой теме, продолжает Gagauzlar. Причём высказались солидарно. Политический аналитик Анатолий Цэрану считает, что башкан Гагаузии разрушает свою политическую карьеру и после завершения мандата станет политическим трупом. "Речь идет об игре против личных интересов башкана. Им воспользовались определенные силы, которые препятствуют европейскому курсу Молдавии", - заявил Цэрану. Чего-то в словах аналитика не хватает. Чего-то важного... Ах да! Так в чём заключаются причины, чтобы этот референдум не проводить? Об этом господин Цэрану так и не сказал. Кто-то препятствует европейскому курсу Молдавии, ладно. А откуда взялся этот "европейский курс"? Прежде чем объявлять официальный курс государства, с гражданами кто-то советовался? Упс, заминочка вышла.

Политический аналитик Виорел Чиботару, в свою очередь говорит: "Молдавия не может стать членом Таможенного союза, поскольку эта организация не существует. Власти Комрата должны решать проблемы региона. Действия Комрата связаны с определенными политиками из Москвы и Тирасполя". Ну, конечно, вездесущая "рука Москвы", куда ж без неё. Молдавский политолог не был бы молдавским политологом, если бы не сводил все вопросы к коварным интригам "Москвы и Тирасполя". И, кстати, господину Чиботару мы адресуем всё тот же вопрос: помимо эмоциональных вердиктов у вас есть аргументы, почему власти Гагаузии не могут спросить своих сограждан о внешней политике Молдавии? (Gagauzlar)

Наконец, политический аналитик Оазу Нантой: "Это попытка помешать кишиневской власти с инициативой без правовых последствий. Башкан имеет право инициировать консультативный референдум. Очевидно, что предполагаемый референдум в Гагаузии не имеет смысла. Автономия не может выбрать другой путь, кроме Молдавии. Нужна реакция Народного собрания. Это несерьезный вопрос". О том, какие могут быть последствия у референдума, можно поговорить отдельно. Но спасибо и на том, что господин Нантой признал законодательно закрепленное право башкана инициировать референдум. А что касается утверждения, что автономия не может избрать отдельный от Молдавии путь, то проблема в том, что Молдавия, её граждане, официально не избирали нынешний курс развития. Нынешний "проевропейский" вектор объявила кучка политиков, которых никто не делегировал делать именно такой выбор. Гагаузия может стать первым молдавским регионом, где станет известна официальная позиция жителей. И Оазу Нантой должен понимать, что если мнение жителей целого региона противоречит мнению узкой группы политиков, то именно последние обязаны подстраиваться под интересы народа, но не наоборот. (Gagauzlar)

Какие выводы можно сделать из приведённых высказываний? - продолжает Gagauzlar. Противники референдума не смогли привести ни одной весомой причины для отказа от его проведения. В действительности такая причина может быть только одна - его незаконность. Но право башкана на инициирование местного референдума закреплено в целой серии законодательных актов Гагаузии. Поэтому все возмущения аналитиков могут быть интересны только самим аналитикам. К реальности они не имеют никакого отношения, подводит итог издание.

Кому, зачем и для чего нужен консультативный референдум на территории Гагаузской автономии? - пишет Ayin-acik. В нашем случае, прежде всего людям, народу, для их спокойствия. Чтобы политики разных рангов, общественные деятели, политологи и всякого рода эксперты и аналитики прекратили отвлекать, спекулировать и вытаскивать по очереди в разных населённых пунктах людей на стихийные митинги и сходы граждан, с призывами откуда-то выйти и куда-то всё-таки войти. Объявленная инициатива Формузала о проведении консультативного референдума в Гагаузии может поставить точку в этом вопросе и всякого рода спекуляциям в регионе. Если внимательно прочитать постановление о референдуме, то там чётко прописано, что предлагается узнать мнение народа. Если это не сделали центральные власти, то это предлагают сделать региональные.

Новость о возможном проведении консультативного референдума распространилась как горячие пирожки, продолжает Ayin-acik. И реакция из Кишинёва не заставила себя долго ждать. Формузал конечно поставил депутатский корпус в тупик, и прежде всего большинство от Демпартии. Возможно, с одной стороны, на некоторых народных избранников тяжелым грузом ляжет бремя партийных обязательств, с другой - вопрошающий взгляд гагаузского народа в лице различных общественных деятелей. А постоянное дёргание, может вынудить некоторых депутатов на несогласованные шаги. Масла в огонь могут подлить и коммунисты, для них тема проведения референдума сейчас как нельзя кстати. Можно считать это моментом истины, который как лакмусовая бумажка покажет цельность, суть и самостоятельность депутатов гагаузского парламента.

Можно быть уверенным, что башкан Гагаузии Михаил Формузал чётко отдавал себе отчёт и понимал, что его инициатива может вызвать довольно резкую критику официального Кишинёва, пишет Ayin-acik. Можно долго думать и гадать, на что рассчитывает башкан Михаил Формузал, однако можно сказать, что опрометчивых действий за ним не наблюдалось. Скорее всего, этот шаг башкана Михаила Формузала повлечёт за собой другие действия с его стороны. Но, надо думать, не сразу. Сейчас время для принятия решений полностью отведено НСГ. Что касается ответных шагов и заявлений со стороны центра, то ему, кроме обвинительных выпадов, предложить пока нечего. Даже президент Молдавии Николай Тимофти не удержался и назвал башкана Гагаузии одним из ярых противников европейского курса страны, хотя в повестке предполагаемого референдума не было и намёка на это, подводит итог издание.

Башкан Гагаузии хочет любой ценой взбаламутить воду в Молдавии перед вильнюсским саммитом "Восточного партнерства", пишет Timpul. С точки зрения противников идеи сближения Молдавии с ЕС, это неплохая идея: в первую очередь, продвигается мысль о том, что национальные меньшинства РМ недовольны своим положением, что не может быть ничем иным, как следствием жестокого обращения со стороны большинства. Во-вторых, преследуется идея получения агрессивной ответной реакции: чем шовинистичнее, тем лучше! Еще одно свидетельство в плюс пропаганде предполагаемого неприятия национальных меньшинств.

Можно было бы сказать, что национальные меньшинства РМ боятся ЕС, продолжает Timpul. Как будто ЕС - это концентрационный лагерь для народов, если воспользоваться советской лексикой. Советские образы еще себя не искоренили, некоторые еще ими пользуются. И башкан, думается, еле сдерживается, чтобы не ввернуть несколько фраз о фашистах и гитлеровцах.

Реальность в Румынии (не говоря уж о ЕС в целом) - совсем другая, пишет Timpul. После около 20 лет реформ в Румынии существует хорошо сформулированная система охраны прав национальных меньшинств. Любой может по интернету проверить эволюцию докладов Совета Европы касательно данного вопроса. Румынские фашисты и гитлеровцы - это история, ничего общего с сегодняшним днем она не имеет (22 июня 2011 года сегодняшний президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что на месте фашистского диктатора Иона Антонеску 22 июня 1941 года он бы тоже отдал приказ румынским солдатам напасть на СССР, чтобы с помощью союзника - нацистской Германии - "вернуть" Бессарабию - прим. ИА REGNUM). А пропагандистское использование этих терминов, стоит надеяться, не будет иметь реальных последствий, особенно когда они столкнутся с законами и статистикой, подтверждающими реальную ситуацию.

Башкана Гагаузии хотелось бы спросить совсем о другом: а хотел бы ли он на самом деле жить в качестве представителя национального меньшинства под режимом, который сегодня существует в России? - продолжает Timpul. Думается, что Формузал периодически читает московскую прессу и не пропускает материалы о судьбе смуглых и темноволосых эмигрантов в России. Чего хочет на самом деле Формузал в таком случае?! Чтобы его считали турком в Берлине, или чеченцем в Москве?

Действия представителей гагаузского региона не похожи на те, которые вели бы к компромиссу, балансу, пишет Timpul. Скорее, гагаузы хотят пойти по пути приднестровского сепаратизма. Что пугает представителей национальных меньшинств РМ, когда речь заходит о ЕС? Трудно понять, откуда появилось это движение против присоединения к обширной территории, где вопрос защиты национальных меньшинств считается очень важным (и кстати неплохо финансируемым), подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как "Республика Молдова" объявила о своей независимости только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.