Жители ряда населенных пунктов Магарамкентского района Дагестана провели протестную акцию, направленную против строительства водозаборных сооружений на территории Самурского заповедника, предназначенных для подачи воды городу Дербенту. Об этом ИА REGNUM сообщил председатель общественного совета Магарамкентского района Станислав Велибеков.

По его словам, 9 октября жители населенных лезгинами сел Самур, Тагиркент-казмаляр, Чах-чах казмаляр, Хтун-казмаляр, Бильбиль-казмаляр в количестве около 700 человек блокировали дорогу и не пропустили грузовики с трубами для строительства водовода. Ранее, как отметил Велибеков, Министерство юстиции Дагестана не санкционировало митинг против строительства водовода, намечавшийся на 31 сентября.

Как пояснил корреспонденту ИА REGNUM лезгинский общественный деятель Альберт Эседов (Махачкала), проблема дефицита воды состоит в том, что 95% водных ресурсов реки Самур формируется на территории Республики Дагестан Российской Федерации. "Но фактически выходит так, что эти ресурсы не принадлежат России. В рамках межгосударственных договоров, которые были заключены в 2010 году с Азербайджаном, есть пункт, согласно которому водные ресурсы реки Самур должны поровну распределяться между Россией и Азербайджаном, а 30% вод реки должны оставаться на экологический сброс, подпитку Самурского леса, с тем, чтобы исключить засоление почвы и опустынивание долины реки. До заключения этого договора, по данным экспертов, азербайджанская сторона забирала до 90% воды из реки Самур", - рассказал Эседов..

"После заключения этого межгосударственного договора, который мы, лезгины, считаем ущербным для России, никто не контролирует отбор воды в реке Самур. Азербайджан, как и прежде, продолжает забирать около 90% водных ресурсов реки Самур. Населенные пункты в южном Дагестане, в том числе города Дербент, Дагестанские Огни, а также Избербаш, остро нуждаются в воде. А наши власти, вместо того, чтобы отбирать свою долю воды из русла реки Самур, решают бурить скважины в районе Самурского заповедника", - заявил общественник.

По данным экологов, выкачка воды в недрах заповедника приведет к высыханию последнего оставшегося в России реликтового лианового леса. На строительство скважин по бурению воды и водопровода нет полного пакета разрешительных документов, в частности, экологической экспертизы, одобренной федеральными ведомствами, считает Эседов. Собеседник не исключил, что некоторые муниципальные и республиканские чиновники имеют личную выгоду в реализации этого проекта. Они планируют продавать эту воду через свои подконтрольные компании. Поэтому чиновники за счет личных средств, возможно, финансируют строительство скважин и водовода.

Местные жители протестуют не только потому, что проект может погубить Самурский лес. Они сами тоже могут остаться без воды. Если ранее они бурили колодцы до 5-6 метров, то сейчас в результате обезвоживания, вызванного строительством скважин, приходится увеличивать их глубину до 20 метров. После строительства водовода из скважин на территории Самурского заповедника планируют выкачивать 110 тысяч кубов воды в сутки. При этом эксперты утверждают, что в районе заповедника есть подземное озеро с чистой пресной водой и на азербайджанской стороне из этого озера давно качают воду.