Сулейман Керимов желал незаконно завладеть белорусским госпредприятием ОАО "Беларукськалий", а гендиректор российского ОАО "Уралкалий" Владислав Баумгертнер оскорбительно вёл себя на переговорах с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем и даже плюнул на здание правительства. Об этом 11 октября в Минске заявил Александр Лукашенко на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Лукашенко, накануне обострения отношений с российским ОАО "Уралкалий" (выступавшим партнёром белорусского госпредприятия ОАО "Беларуськалий" в совместном ЗАО "Белорусская калийная компания") он через "брата-мусульманина" Михаила Гуцериева, осваивающего залежи калийных солей в Белоруссии, передал послание для совладельца "Уралкалия" Сулеймана Керимова: "Я говорю: "Передай им: если он будет себя вести дальше так и мешать нам работать, для того, чтобы нас положить, я возбуждаю уголовное дело в Белоруссии и объявляю их в международный розыск". Передай это Керимову! Одно только сообщение о том, что он находится под законом - возбудили уголовное дело, и что объявлен в международный розыск - для него это крах". Этот Гуцериев аж присел: "Александр Григорьевич, не делайте этого. Это для бизнеса крах!". Я говорю: "Я же не делаю. Но ты ему передай: "Мне просьба одна: не блокируйте решение белорусской компании. Проведите наблюдательный совет, назначим директора нового, уходите куда хотите, мы будем без вас работать". Через три дня приезжает Гуцериев, говорит: "Ну, не буду президента обманывать: послал". Послал? Послал".

После этого, продолжил Лукашенко, в Белоруссии было возбуждено уголовное дело, а от Керимова пришло сообщение: "Простите, я виноват". По словам руководителя республики, дальше события развивались так: "Хорошо, я могу простить. Это вот недавно. Но вы нанесли огромный ущерб - во-первых. Во-вторых, мы уже создали новую компанию - через неё торгуем, поезд ушел. "Хорошо, я тебя прощаю, иди с богом. Мне все равно, что с тобой. Но уголовное дело мы не закроем". Скажите: в чем моя вина? Вы ко мне приехали, вы предложили этот бизнес, я бы один работал - в смысле, государство наше. У нас государственная компания, нормально работает. Мы получили от совместной деятельности огромный эффект: четыреста процентов эффект! У нас рентабельность доходила до двухсот процентов! Это ни нефть, ни природный газ никогда такой рентабельности не имели! Зачем? Зачем вы, накануне развала компании, когда были более-менее высокие цены на акции, продали акции - уму все подельники продали акции. А потом, когда обвалилось, кое-кто уже начал скупать эти акции. Это что такое? Это мошенничество. Почему россияне этого не видят? Это ж надо наказывать за это! Специально обвалили весь мир, банкам ущерб нанесли! Приезжает Греф (председатель правления российского "Сбербанка" Герман Греф, - прим. ИА REGNUM), за голову схватился: у меня ж, говорит, кредиты бешеные под "Уралкалий". Я говорю: "Не ко мне. Не ко мне. Хотите - давайте восстанавливать (вероятно, речь о ЗАО БКК, - прим. ИА REGNUM), будем работать. То есть, он там то ли 6, то ли 8 миллиардов должен в Сбербанк - это ж народный банк! И многим-многим другим. Поэтому, хорошо: я готов простить - мне это ни жарко, ни холодно уже, мы уже пережили это. Но ты имей в виду, что ты с американцами и будешь разбираться с англичанами, с этой лондонской биржей. Мы сейчас перепредъявили обвинения Баумгертнеру этому, и там же явные уже признаки, где воровали откатами этими снижение цены, комиссионными и так далее. Это уже сотни миллионов долларов! Поэтому мы не закрываем это уголовное дело, но мы и не хотим из этого делать какой-то, знаете, фантом, для того, чтобы пострадали наши отношения. Мы когда с Путиным встречались, я говорю: "Ты знаешь, Владимир Владимирович, ни один Гертнер и Керимов не стоят того, чтобы мы испохабили отношения не только на государственном уровне, но даже наши отношения с тобой были испорчены. Он говорит: "Сто процентов согласен". Да, они того не стоят. И мы договорились, что мы честно должны в этом разобраться. Поэтому мы готовы к любому сценарию: или мы разбираемся и в суд отдаем дело, или - пожалуйста: вы можете в России в суд передать дело. Мы будем вместе в пристёжку работать. Или вы в пристёжку - так, как у нас по договору межгосударственному".

"А вы что там шум создавали и травили в мою сторону?", - обратился Лукашенко к журналистке российского телеканала, задавшей вопрос по "делу Баумгертнера".

"Там Лукашенко, его вызвали на наблюдательный совет! Он председатель наблюдательного совета - Гертнер этот. Председатель! Чтобы развязать все эти вопросы - и езжай! Он приехал, извините меня, что я скажу: сопляк! Его премьер-министр приглашает в правительство, он сел - нога за ногу: "Не будет это! Не будет это!". Пришел, вышел из этого, я не могу даже вам сказать, как я всегда говорю, на Дом правительства плюнул, скажем так, мягко говоря - и в аэропорт, смеясь. Ну а там его... Приехал по-человечески для решения вопроса - решай и уезжай, мы все перетерпим! Нет, он еще приехал: "Мы это не будем, мы это, и вы посмотрите, вы к нам приползёте!". Ну, отвечай. А он все заявления делал. Это в СМИ было, публично. Чего вы не даёте эти заявления, которые он делал? Почему вы не сказали, что Лукашенко или там вина Лукашенко, у вас аллергия от Лукашенко. Нельзя так строить отношения и бизнес, нельзя! Если ты ещё вышел на уровень главы государства, понаобещал, и я, вот вам клянусь, как перед богом, я вам рассказал всё. Не всю правду ещё. В чём же моя вина или государства нашего?", - добавил Лукашенко.

Комментируя перспективы налаживания отношений с российскими бизнесменами, он отметил: "Мы больше не хотели бы видеть здесь жуликов". Лукашенко сообщил также, что предложил президенту России Владимиру Путину выкупить акции ОАО "Уралкалий" и восстановить совместную продажу калийных удобрений, как это было во времена БКК.

"Путину я сказал: "Не затягивайте с принятием решений. В крайнем случае - выкупят пусть, государство - сейчас это небольшие деньги стоит. Я вам обещаю: через год капитализация увеличится в два раза! Я обещаю, "Уралкалия". Вы знаете, как это сделать. Что плохо? Мы готовы и на это, после всего. Но это дело вашего государства. Хотите рыночно - решайте рыночно. Хотите как я говорю, я бы решил - то у меня через сутки уже эти активы были быв в рукахз надёжных людей. И Березняки были бы Березняками (месторасположение мощностей "Уралкалия" в Пермском крае, - прим. ИА REGNUM). И мы готовы восстановить эти отношения", - сообщил Лукашенко.

Как сообщало ИА REGNUM, 30 июля гендиректор "Уралкалия" Владислав Баумгертнер заявил о прекращении сбыта продукции российского предприятия через БКК. Вскоре Баумгертнер был приглашен в Минск, и 26 августа, после переговоров с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем при попытке покинуть республику задержан в аэропорту и помещён в СИЗО КГБ. Спустя месяц, 26 сентября, Баумгертнера перевели под домашний арест на минскую квартиру. Власти Белоруссии заявили о намерении добиваться ареста имущества российской компании и заявили о розыске менеджеров "Уралкалия" по линии Интерпола, однако 11 сентября Интерпол опроверг информацию о выдаче ордеров на розыск и арест четырёх менеджеров "Уралкалия" и её совладельца Сулеймана Керимова, которому принадлежит почти 22% акций российской компании. Следственный комитет Белоруссии 4 октября передал в Генпрокуратуру республики 19 томов уголовного "калийного дела". В государственных СМИ Белоруссии доминирует мнение о том, что сотрудничество между белорусским госмонополистом ОАО "Белоруськалий" и российским ОАО "Уралкалий" в сфере совместного сбыта калийных удобрений можно восстановить, если Сулейман Керимов перестанет быть собственником "Уралкалия".