На заседании коллегии Контрольно-счетной палаты (КСП) Башкирии были выявлены неудачи в модернизации образования и обновлении материально-технической базы школ, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

В обсуждении итогов проверки целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на модернизацию системы общего образования, приняли участие глава профильного комитета Госсобрания РБ Эльвира Аиткулова, представители администрации президента республики, прокуратуры, МВД, ФСБ, а также руководящие работники Министерства образования, которым предстояло ответить на непростые вопросы. Проверка обнаружила ряд нарушений.

Доход педагогов на 20% превышает среднюю зарплату по экономике региона (учителя получают в среднем по республике по 24,6 тысячи рублей в месяц). Проверка показала, что министерство распределяло субсидии по районам без учета количества учеников: сверх расчетной суммы выделено почти 40 млн рублей по 52 муниципальным образованиям. 13 районам были выделены субсидии в объеме 207,6 млн без учета условий представления. Министерством допущены значительные отклонения фактического финансирования отдельных мероприятий от утвержденных планов.

Но основной темой разговора стали не бухгалтерские нарушения, а неудачи в модернизации образования и обновлении материально-технической базы школ. На новое интерактивное оборудование, которое позволило бы переоснастить более двух тысяч начальных классов, потрачено почти полмиллиарда рублей, но ревизоры не обнаружили "системного подхода" в приобретении этого оборудования.

Что касается автобусов, то три четверти всего парка не имеют возможности пройти техобслуживание в спецорганизациях, поскольку не заключены необходимые договоры. Треть всех автобусов стоит на улице, то есть не имеет гаражей.

На внедрение информационно-коммуникационных технологий в школах было выделено 940 млн рублей, 258 млн из них потрачено на покупку 18 тысяч ноутбуков для учителей начальных классов. По качеству этих ноутбуков у проверяющих возникли вопросы (эксперты посчитали, что их тактовая частота ниже положенной), но главное, что "при посещении школ установлено недостаточное умение учителей пользоваться ноутбуками, большинство из них практически не используется, не обеспечен доступ к сети интернет".

"У меня мама - сельская учительница, - рассказала Эльвира Аиткулова. - Педагогам раздали ноутбуки, но фактически обучения работе на них не было. Эти ноутбуки лежат мертвым грузом, тем более, если нет интернета, то это просто красивая игрушка и не более того".

В 582 школах не могут эксплуатировать компьютерные классы из-за того, что там до сих пор не создана локальная сеть, в то время как на покупку комплектов таких классов уже потрачено в целом 600 млн рублей. Возникли вопросы также к контрактам министерства с интернет-провайдерами.

По итогам обсуждения члены коллегии внесли представление в Министерство образования с предложениями по устранению выявленных нарушений.