Приднестровская делегация во главе с президентом ПМР Евгением Шевчуком 30 октября принимает участие в конференции по мерам укрепления доверия в процессе урегулирования молдавско-приднестровского конфликта в городе Ландсхут (Германия). В рамках конференции Евгений Шевчук обратился с речью к участникам. ИА REGNUM публикует полный текст выступления, предоставленный пресс-службой президента ПМР:

"Уважаемые дамы и господа, участники конференции, коллеги! В первую очередь, благодарю организаторов и всех собравшихся за ваше терпение и веру, направленные на содействие решения молдавско-приднестровского конфликта. Многое уже проделано, корректируются подходы, но появляются новые риски, и наши трудности, по моему мнению, не закончатся завтра, хотя Приднестровью, безусловно, нужны окончательные решения во имя демократии, защищающей права граждан, их мнения, волю и экономические свободы, которые являются базисом политических свобод.

Мы делаем шаги к преодолению противоречий за столом переговоров, и это - наш основополагающий принцип. Уверен, это способствует преодолению проблем, и диалог является движением в верном направлении.

Я бы хотел тезисно остановиться на проблемных ситуациях и предложить видение Приднестровья.

Мы неоднократно слышали некоторое недовольство партнеров, экспертов медленными темпами ликвидации противоречий между сторонами, ликвидации тех ограничений, которые сегодня реально воздействуют на экономику ПМР и на жизнь людей в конфликтной зоне.

Положение дел в целом не намного лучше, чем год назад, когда было высказано много намерений (транспорт, мост, связь, телевидение), однако, в основе своей, кроме железнодорожного сообщения, желаемого прогресса не наблюдается. Даже наблюдается некое обострение вследствие односторонних действий в Зоне безопасности: новые посты, превышение численности полиции в городе Бендеры, в среднем в 4 раза от установленного числа, действия на дамбе Дубоссарской ГЭС, попытки задержания и вывоза граждан ПМР в РМ и, что показательно, в условиях продолжающегося экономического давления в части организации ВЭД, транспорта и т.д. Хотя, опять же, право на свободу ВЭД определено Меморандумом 1997 г.

С глубоким сожалением, создается впечатление, что сейчас некто занимается созданием системы экономического планирования удушения экономических возможностей Приднестровья. Похоже, Приднестровье в силу односторонних действий лишают права на свободу торговли, блокирован авиатранспорт, грузовой и пассажирский и речной транспорт. По нашему мнению, эгоистичные интересы отдельных акторов по решению политических проблем через экономическое давление и навязывание условий не продвигают работу по поиску решений, а усугубляют противоречия. Возьмем новые правила УВЗСТ (Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли, которую Молдавия намерена создать с ЕС - прим. ИА REGNUM), которые нам так и не были переданы, несмотря на наш официальный запрос. Новые условия не отвечают на вопросы о том, какова будет приднестровская экономика, занятость, доходы бюджетов и т.д. Не отвечают, кто в РМ или в Европейском союзе готов оплатить 4 млрд. долларов долгов ПМР (имеется в виду долг за российский газ, поставленный в Приднестровье, который юридически числится за Молдавией, но который Кишинев отказывается признавать своим, несмотря на то, что продолжает претендовать на территорию Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM) и ежегодно тратить на повышение конкурентоспособности приднестровской экономики сотни миллионов.

Неужели кто-то полагает, что в новых условиях провоцируемого кризиса в ПМР должны все разбежаться ввиду имеющихся сложностей. Думаю, что это конфронтационный подход, если нет сформированных аргументов, базирующихся на расчетах, а не на декларациях, что всё будет хорошо. А кто сказал, что мы должны на слово верить, что всё будет хорошо?! Мы имеем опыт 2006 года, миссии EUBAM (Миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM) начала свою деятельность на молдавско-украинской и приднестровско-украинской границе в ноябре 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко. Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. 27 июля 2010 года руководитель EUBAM Удо Буркхолдер заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье "чёрной дырой", и это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии - прим. ИА REGNUM), новые правила РМ (Результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней - прим. ИА REGNUM). Так от них не стало хорошо, а плохо! Мы потеряли целые сектора экономики. Кто в ответе за эти политические решения, уже ухудшающие экономические возможности Приднестровья? Я против возврата к положению либеральной демократии, при которой свободный народ в силу политических решений извне лишается экономической основы жизни. По нашему мнению, большую опасность представляет укоренившаяся привычка пытаться понудить Приднестровье и противодействовать тарифными и нетарифными мерами экономическому развитию. Разве секрет, что основа экономики ПМР в силу, в том числе, ограничений, неконкурентна и последствия давления усугубляют кризис?

Мы не можем доверить судьбу экономики и наших людей субъективным мнениям извне (при всем уважении), которые, страшась будущего признания ПМР, хотели бы лишить нас средств решать проблемы настоящего.

Приднестровье заинтересовано в честной дискуссии. Напомню факты истории активизации переговоров на базе инициатив Приднестровья в начале 2012 года:

- это отмена 100-процентной заградительной пошлины (в отношении товаров из Молдавии - прим. ИА REGNUM);

- расширение взаимной торговли;

- односторонняя трансляция двух молдавских каналов (прекращенная в конце 2012 года ввиду отсутствия ответных действий с молдавской стороны - прим. ИА REGNUM);

- помилование полицейского по просьбе властей Республики Молдова, торговавшего в ПМР наркотиками;

- беспроблемное функционирование школ с румынским языком (Находящиеся на территории ПМР 8 "румынских школ" с обучением на молдавском языке на основе латинской графики, подчиняющиеся Кишиневу и используемые Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации. 19 октября 2012 года Европейский суд по правам человека осудил Россию по делу "Катан и другие против Молдавии и России", признав ее виновной в "нарушении прав" 170 учащихся и преподавателей приднестровских школ с обучением на молдавском языке на основе латинской графике. Суд обязал Россию выплатить истцам в общей сложности 1,02 млн евро, а также покрыть судебные издержки в размере 50 тыс. евро. При этом ЕСПЧ постановил, что Молдавия невиновна в "нарушении прав" учащихся и преподавателей данных учебных заведений, поскольку Кишинев не контролирует данную территорию. В обнародованном 4 февраля 2013 года отчете верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств о ситуации вокруг данных учебных заведений им рекомендовано получить регистрацию в ПМР - прим. ИА REGNUM);

- допуск и визит высокого представителя ООН по правам человека Томаса Хаммарберга;

- сокращение почти на 1000 человек силовых структур ПМР и около десятка инициатив по социально-экономическим вопросам!

После позитивных деклараций о намерениях, озвученных год назад здесь же, в Германии, сторонами (связь, свобода перемещения и передвижения), мы столкнулись с новыми вызовами, инициированными, в том числе, нашими партнерами из Молдавии. Условия УВЗСТ не учитывают интересы Приднестровья, более того, не учитывают контекст постулата непринятия сторонами односторонних решений, способных ухудшать как климат доверия, так и положение сторон! На практике мы видим, что конфликтность не просто не учтена, а создается впечатление, что решение проблемы сводится к давлению на ПМР в целях достижения ломки экономического базиса, фундамента жизни приднестровцев! Иногда в наш адрес раздаются прямые угрозы и недвусмысленные ультиматумы от некоторых международных акторов, но язык угроз для нас неприемлем.

Мы в Приднестровье имеем, c одной стороны:

- опыт применения "прозрачных" форм удушения приднестровской экономики и силового подчинения внешнеэкономической деятельности Кишиневу - это 2006 год;

- европейскую миссию EUBAM, одной из основных целей которой является, по нашему мнению, блокирование экспорта приднестровских товаров;

- попытки строительства изощренной экономической стены в торговле с Украиной и СНГ;

С другой стороны, фактически, молдавские партнеры форсируют строительство реальной инфраструктуры границы, которая в состоянии в одностороннем порядке изменить режим! Что это или подготовка к чему? Мы не возражаем, чтобы Украина и Республика Молдова, по усмотрению своих властей, "дружили" с кем-то или объединялись, но если это потенциально может вести к гибели приднестровской экономики, демонстрируя, что в конфликте "мы за вас все решили", то, я полагаю, это не базис для решения проблем, а фундамент наращивания кризиса!

К чему мы идем? К односторонним действиям в Зоне безопасности? К ломке миротворческого формата сдерживания или к втягиванию некоторых стран ЕС в конфликт не в качестве наблюдателей, а в качестве участников конфликта? Думаю, путь конфронтации без учета реалий - путь в прошлое и в никуда!

Сейчас в Европейском союзе, например, продолжаются интересные дискуссии о статусе Косово. Между тем, уже более ста стран-членов ООН признали это государство. Направление же молдавских миротворцев в Косово в рамках программы НАТО - тоже демонстрация различия в подходах.

Российской Федерацией и рядом государств признаны Южная Осетия и Абхазия. В ряд полноценных государств недавно стал Южный Судан. Да и что говорить, ведь и ситуация с Гибралтаром даёт немало пищи для размышлений. Сейчас, когда спор относительно пограничных вопросов между Испанией и Гибралтаром достиг апогея, международное сообщество ставит во главу угла именно волю 30-ти тысяч людей, живущих там. Все помнят, что на состоявшемся в 2002 году референдуме 98 процентов жителей проголосовали против того, чтобы Великобритания и Испания осуществляли совместный суверенитет над Гибралтаром. И сегодня мировое сообщество критикует Испанию, которая вводит ограничения в отношении находящегося под суверенитетом Великобритании Гибралтара.

Готовы ли члены международного сообщества учитывать волю приднестровцев, неоднократно выраженную в ходе референдумов (по итогам последнего из них, прошедшего в ПМР 17 сентября 2006 года, более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к России - прим. ИА REGNUM)? Готовы гарантировать, что их права будут незыблемы и уважаемы, как и во многих точках мира? Готовы ли признать, что основой демократии является воля человека, непосредственно живущего, в том числе, в конфликтной зоне?

Убеждён, поступательное решение проблем социально-экономического, транспортно-инфраструктурного, гуманитарно-правового характера способно создать фундамент доверия, нарастить опыт решения проблемных вопросов, параллельно улучшая качество жизни в Приднестровье и Республике Молдова. Время показало, что двигаться необходимо от простого к сложному, не делая акцент на существующих юридических и политических ограничениях. Целесообразно создавать собственные двусторонние правовые рамки, договариваться и последовательно и гарантированно реализовывать достигнутые соглашения.

Сегодня, по моему убеждению, нам важно выстроить надёжное прагматичное, основанное на интересах обеих сторон взаимодействие. Такое взаимодействие должно основываться на разблокировании экономики, создании новых возможностей для развития, снятии существующих ограничений и создавать атмосферу доверия. Построив доверие, мы создадим атмосферу, когда и жители на обоих берегах Днестра будут понимать, для чего политическими представителями делаются те или иные шаги, выстроенные в логическую взаимосвязь последовательных практических решений. Сегодня же, увы, мы можем констатировать хаотические попытки что-то наладить. Перемежаясь с односторонними шагами, в том числе накаляющими обстановку и в Зоне безопасности, сегодня эти попытки не выглядят убедительным стремлением к успешному решению социально-экономических вопросов, направленному на повышение благосостояния людей и формирование достойной среды обитания, как то было провозглашено многократно Организацией Объединённых Наций. Переговоры, принятие взаимоприемлемых решений является единственной опцией, диалог не имеет альтернативы. Необходимо уходить от риторики противостояния и "игры с нулевой суммой" и приближаться к компромиссам, выгодным обеим сторонам в экономике, транспортной, банковской и иных проблемах.

Я намеренно обозначил некоторые острые углы, дабы приблизиться к реалистичности ответа, что делать и как в конкретной ситуации, когда конфликту между Тирасполем и Кишиневом больше лет, чем современной молдавской государственности. Напомню, Приднестровью уже 23 года, и политика попыток изоляционизма Приднестровья, недружественных и порой грубых выпадов в отношении фактического существования Приднестровья, я убежден, не ведет к разрешению конфликта, и об этом свидетельствует уже более чем 20-летняя история.

Полагаю, в повестке дня должен стоять вопрос, - если мы думаем приоритетно о людях, а не о спорных и конфликтных догмах, - что должно неотложно содействовать расширению свободы личности, а она расширяется по мере расширения экономических свобод и преодоления бедности!

Если мы желаем мира и помним, что миром правит любовь, а насилие - это темная сторона глупости, то не пристало нам уклоняться от честной оценки реального положения, в котором находятся отношения между Приднестровьем и Молдавией. Не нужно руководствоваться страхом по поводу развалившихся государств и ушедших в историю империй! Не нужно бояться международного признания фактически состоявшегося государства, если это несет собой стабильность и отвечает на вопрос о том, как урегулировать конфликт. А международное признание Приднестровья, по нашему мнению, ведет к стабильности и максимально справедливому урегулированию. Высшей ценностью является человек, живущий здесь и сейчас, с его проблемами и правами, и никто не вправе отнимать у человека права на выбор, права на свободу! Уважаемые дамы и господа, многое из сказанного, возможно, не всем импонирует, многое нераскрыто, а изложено в тезисах с учётом регламента времени, но сказанное базируется на воле полумиллиона граждан, и если мы вместе это осознаем, то мы, уверен, найдем ключ к решению проблемы. А он, на мой взгляд, - в цивилизованном, оформленном "разводе", по примеру Чехии и Словакии, Сербии и Черногории, и от того, что в мире фактическое приднестровское государство обретет международное признание, будут только плюсы: в стабилизации ситуации в регионе, мирном сотрудничестве между соседями и решении проблемы через призму воли и мнения людей, в силу исторических обстоятельств более 23-х лет отстаивающих свое право на выбор и на жизнь!

Такой подход, я уверен, необходим для превращения отступления от разрешения конфликта в наступление, которое приведет к справедливому решению конфликта и оформлению реально существующего положения дел!

По моему мнению, большую опасность представляет собой укоренившаяся привычка противодействовать и препятствовать сложившемуся ходу вещей, всему подряд, что связано с независимостью Приднестровья, порой бездумно ссылаясь на конфликтующие между собой нормы международного права, которые, к примеру, в разных точках мира исполняются по-разному и, вероятно, в зависимости от степени прилагаемой силы. Международное право, по нашему мнению, не преграда для свободы, это не преграда прогрессу к миру и стабильности. Гибкое применение международного права во имя воли человека и по его воле - это, по-моему, и есть подлинный путь, по которому можно и нужно идти!

Уважаемые дамы и господа! Пользуясь случаем, хочу поблагодарить правительство Германии за возможность откровенной дискуссии, а также отметить, что мы наблюдаем у немецкого представительства в Молдавии все более отчетливые усилия по формированию мер доверия между берегами, попытки более объективных оценок реальной ситуации. Да, с нами не совсем согласны, но немецкие представители становятся все более активными экспертами, что вселяет надежду на более прагматичный и справедливый подход для расширения и углубления диалога между Тирасполем и Кишиневом! Не могу здесь не поблагодарить и не отметить неоценимые усилия страны-гаранта России, которая во главу угла ставит не политические цели мнимых побед, а цель защиты жизни. И сегодня, практически ежегодно, во многом благодаря миротворческим усилиям Российской Федерации, удается локализовывать в Зонах безопасности до 60 инцидентов различной степени противостояния. Во многом благодаря гуманитарной помощи Российской Федерации в ПМР не наступила гуманитарная катастрофа из-за применяемых экономических ограничений и откровенных санкций по отношению к внешнеэкономической деятельности, транспортной инфраструктуре.

Хочу поблагодарить и иных участников переговоров, экспертов за терпимость, умение выслушать и попытки поиска компромисса с точки зрения доброй воли! Спасибо за внимание. Выражаю уверенность в том, что близость к откровенности - это и есть шаг к доверию. Надеюсь на такое восприятие нашего взгляда из Приднестровья!"