Вахитовский районный суд Казани принял решение прекратить образовательную деятельность МАОУ "Средняя общеобразовательная школа-интернат "Специализированный олимпиадно-научный центр "СОлНЦе", учредителем которой является горисполком Казани. Формальным поводом для закрытия инновационной школы, которую возглавляет один из самых известных педагогов в России Павел Шмаков, стало "отсутствие лицензии". В своем интервью-монологе, который публикует ИА REGNUM, педагог размышляет о причинах закрытия школы.

Начну по порядку. В 1996 году вышло Постановление правительства Татарстана об открытии на базе инновационной школы - "Академического колледжа" - интерната для талантливых сельских детей. Тогда против был один человек - мэр Казани Камиль Исхаков. И вот, в 1997 году меня первый раз увольняют с должности директора школы, "Школы года" в России 1993 и 1995, лауреата конкурса "Авторская школа 1996".

Через месяц, после писем из школ России, из российских и международных организаций (в том числе от Хиллари Клинтон), на ситуацию обратил внимание президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Решение об увольнении было отменено. Школе подарили новое здание. Мэру сделали замечание...

В 2000 году муниципалитет Казани ликвидировал обе инновационные школы при казанском университете - Экспериментальную школу-лицей и Академический колледж. К этому времени наша школа стала первой в Татарстане федеральной экспериментальной площадкой. Однако это не помогло, как не помогла ни моя голодовка на площади Свободы, длившаяся 21 день, ни письмо с 5000 подписей, которое ученики школы вручили приехавшему в Казань Владимиру Путину. Из двух авторских школ сделали лицей номер 33... Меня снова уволили. Вынужден был уехать сначала из Казани, где оказался не нужен как учитель.

Москва, работаю учителем физики в школе Александра Тубельского. Жил в чужом городе на съемной квартире, а вскоре переехал в Финляндию. В чужой стране, выучив финский, закончив педучилище и университет Хельсинки, пошел работать в школу. Разработал свой метод обучения финских детей, метод забавно-проблемного обучения математике. Так удавалось влюбить всех учеников класса в трудный предмет. Метод был оценен детьми - меня, говорящего по-фински с акцентом, при общем голосовании учеников школы имени Алексиса Киви в городе Хельсинки, выбрали в 2009 году учителем года.

Метод был оценен специалистами и экспертами - я получил в 2011 году грант на преподавание математики в финских школах. О результатах стали писать в финских газетах и журналах, прошла передача по телевидению. Стал вести ежемесячную "забавно-математическую колонку" в детском журнале "Koululainen" ("Школьник") и веду ее до сих пор, уже из России. Поступил в докторантуру Университета Хельсинки.

И вот в этот-то момент новый мэр Казани Ильсур Метшин отправляется перенимать передовой зарубежный опыт в Финляндию. Его приводят, по его просьбе, в лучшую (а, по-моему, просто в очень хорошую) финскую школу. Нас знакомят... Летом 2011, по приглашению мэра Казани, согласованному с президентом Татарстана (президентом к этому времени стал Рустам Минниханов - прим. ИА REGNUM), приезжаю работать директором Лицея имени Лобачевского при КФУ - так теперь стала называться школа, из которой нас когда-то выгнали.

Школа, в которой из 600 обучающихся более 240 учеников было принято не по результатам экзаменов, а по уровню достатка или согласно высокому положению их родителей... Тем не менее, школа имела хорошие результаты и высокий престиж, 70-80 ребят имело высокие учебные и олимпиадные успехи.

Через два года школа входит в "Топ25" лучших российских школ и становится лучшей в республике. И одновременно выходит постановление о ликвидации нашей школы! Меня снова увольняют. Из школы делают две. Одну, в престижном здании (стоимость 143 миллиона) и вторую, для теперь нашего Специализированного Олимпиадно-Научного Центра - школы СОлНЦе - в крохотном здании, и стоимостью в 20 раз меньшей.

Учредитель школы СОлНЦе, исполком Казани, не выделил до 1 сентября средств ни на текущий ремонт, ни на зарплату учителям. У нас отключили телефоны... Прокуратура санкционировала проверки Роспотребнадзора и Пожарной инспекции, после чего обратилась в суд. 29 октября суд школу закрыл.

Случайно ли нам дали неотремонтированное здание? Почему детей вынуждают - вместо того, чтобы учиться математике и физике - учиться защищать свою любимую школу, а родителей - писать письма президенту? Грустно и печально видеть, как чиновники от образования толкают детей, родителей, учителей на протестные акции.

Помню свою голодовку 2000 и множество поддерживающих горожан... Почему невозможно решать важные образовательные вопросы цивилизованными методами? Почему школы до сих пор работают в две смены? Почему невозможно заходить в школьные туалеты? Почему в классах более 30 детей? И почему никому во власти это неинтересно, а важно каленым железом выжигать свободное развитие детей, запрещать все законное - но не санкционированное образовательным начальством...