В столице Чувашии публично представлен первый рабочий вариант реконструкции набережной и Красной площади. Эскизные наработки испанского архитектора Хосе Асебильо, стоявшего два десятка лет назад у градостроительной трансформации Барселоны, носили больше концептуальный характер, поэтому в презентации было минимум красочных слайдов и детализированных прорисовок возможных строений. Представленный проект ещё будет дорабатываться, и может стать базисом, "направляющим для будущего движения", передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Испанский разработчик рассказывал о своём видении развития города Чебоксары экспрессивно и страстно, периодически словно вступая с кем-то в спор и с южной горячностью отстаивая свою точку зрения. При этом он сразу открестился от планов по преобразованию столицы Чувашии по аналогии с Барселоной. "Во всех городах мира одинаковые проблемы, но решения должны быть разными для каждого конкретного города. 20 лет назад в Барселоне фактически не было туристов, и вовсе не потому, что пейзаж стал лучше, чем в Чебоксарах. Только благодаря тому, что создали городскую структуру, которая способствует развитию туризма. Это показывает, что трансформация возможна", - был оптимистичен гость. Он также сообщил, что новые идеи должны дополнять и улучшать то, что уже есть, органично вписываясь в пространство.

Первый час презентации был посвящён экскурсу в историю и современное градостроительное состояние городов. Хосе Асебильо констатировал, что городская инфраструктура и архитектура сейчас находятся в "моменте большого кризиса", потому что если в прошлом веке царствовала модель индустриального города, то нынче акценты расставляют сфера услуг и новые технологии. Эти перемены пока с трудом подхватывает градостроительная отрасль.

Архитектор сразу подчеркнул, что подобный кризис переживает не только Россия, но и Европа. В новых условиях, по мнению Асебильо, будущее - не за мегаполисами, а за городами средних размеров - как, например, Чебоксары. У столицы Чувашии, по мнению гостя, потенциал и возможности - огромные. Их можно реализовать, только меняя градостроительный подход. И в этой работе архитектор призвал учитывать ряд ключевых, как он считает, факторов: городскую интенсивность, метаболизм (город - это люди, которые в нём живут) и новую городскую культуру с учётом технологий и взаимосвязей между территориями. "Но основная гарантия успеха - это вера его жителей в положительное будущее", - подчеркнул Асебильо.

Проектировщик особо отметил важность соблюдения порядка в иерархии действий: "Прежде чем думать об архитектуре, нужно решить системный вопрос - о том, каково общее видение будущего развития города. Речь идёт именно об общей осмысленности территории. Нельзя сначала строить архитектурные сооружения, а потом думать, как к ней провести дорогу или решить инфраструктурную проблему".

Асебильо обращает особое внимание на незавершённость "градостроительной операции" по созданию залива. "Сценический потенциал вашего залива невероятно велик. Речь идёт не просто о создании парка вокруг водной поверхности, а о реструктуризации центра города, без которого ни один город не может существовать. Центр должен жить, в нём должны жить люди, он должен быть максимально динамичным и интенсивным", - говорит архитектор, отмечая, что центр города должен выполнять "функции позвоночника, соединяющего элемента всей городской структуры". "Это то, как мы подошли к рассмотрению возможностей и огромного потенциала, который содержится в центральной части вашего города", - сказал проектировщик.

Хосе Асебильо, как и ранее, настаивает на том, что нужно развивать набережную столицу с учётом двух парков - 500-летия Чебоксар и Лакреевским. В частности, через возможное создание единой туристической площадки за счёт строительства пешеходных дорог и других соединительных элементов. На самой набережной проектировщик также предлагает уделить особое внимание развитию улично-пешеходной сети (к примеру, их можно было бы выкладывать цветным асфальтом) и ряда соединяющих элементов в виде эскалаторов, лестниц. Разработчик поясняет, что эти элементы нужны для создания общей взаимосвязанности всех систем транспортного движения.

Смотровые функции могут выполнять террасы, балюстрады, балконы. Было предложено для архитектурного "равновесия и доступности" возвести на набережной "дополнительный мост, который зеркально отражает существующий". Также говорилось о парковой и спортивно-игровой зоне. Что касается строительства домов, то Хосе Асебильо выступил за рациональную плотность застройки, отметив, что некий минимум там нужен. На Красной площади он предлагает сделать несколько уровней - от торжественной территории до ярмарочно-выставочной.

Ключевым градостроительным элементом проектировщики считают "невероятное соединение залива с огромной Волгой". И тут идей - много, начиная от точечного освещения территории для упорядочения структуры и новых цветных фонтанов до строительства новых зданий. В частности, Хосе Асебильо полагает, что хорошо впишется в структуру так называемый Дворец воды для оздоровительных, спортивных и развлекательных целей.

Проект дорабатывается, при этом городские власти обещают учитывать в этой работе мнение всех заинтересованных горожан.