В Минэнерго обсуждается предложение "Транснефти" повысить тариф на прокачку нефти по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) на 20%. пишут "Ведомости". Предложение компании заключается в том, чтобы полученные средства от повышения тарифа на 20% с 1 января 2014 года - а это почти 6 млрд долларов за восемь лет - перечислить в бюджет. Сейчас вся выручка от транспортировки нефти остается у компании. Тариф предлагается повысить на 450 рублей до 2531 рубля за тонну.

Экспортная цена за вычетом налогов и транспортного тарифа на восточном направлении выше на 35-40 долларов за тонну, чем при поставках в Европу. "Компании рвутся поставлять нефть на Дальний Восток, потому что это выгодно", - говорит один из собеседников издания.

На сегодня мощность трубопровода ВСТО составляет около 30 млн тонн в год. "Транснефти" может не хватить мощностей уже к 2020 году. Так, по ВСТО-1 (участок от Тайшета до Сковородино) при планируемой мощности в 80 млн тонн нефтяные компании хотят перевозить 87,8 млн тонн, а к 2030 году - 91,7 млн тонн. Министр энергетики Александр Новак недавно пообещал компаниям доступ к трубе, однако нефтяники хотят поставлять нефть не только восточносибирскую, но нефть Западной Сибири. В 2014 году доля западносибирской нефти в трубе составит около 50%, а к 2030 году увеличится до 70%. Идея "Транснефти" в том, чтобы не дать существенно сократиться экспорту нефти в Европу и не испортить качество ESPO (малосернистая нефть, поставляемая по ВСТО). Пока Минэнерго не видит причин для ухудшения качества нефти на этом направлении. Качество нефти, заявляемое к сдаче в новые трубопроводы Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет, также укладывается в характеристики сорта "ВСТО" (сера - до 0,65%, плотность - до 850 кг/куб. м), - говорят в министерстве.