От предстоящей встречи президентов Армении и Азербайджана ждать нечего. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM выразил политолог Сергей Маркедонов. По его словам, запланированная на 19 ноября встреча Алиев-Саргсян - сверка часов и не более того.

"Нет никаких предпосылок полагать, что данное мероприятие отличится чем-то серьезным и значительным. Прорывов не будет, как, впрочем, не было по итогам предыдущих встреч. Переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского процесса затормозился, электоральные циклы в Армении и Азербайджане и вовсе вытеснили его на обочину политической повестки двух стран. После выборов легче сказать, что пациент скорее здоров, нежели болен", - заметил Маркедонов, добавив, что даже фактор мобилизованного в предвыборный период, так называемого, патриотического электората навряд ли поспособствует каким-то изменениям на этом фронте.

По мнению Маркедонова, по итогам президентской встречи либо будет подписано некое общее, чрезмерно расплывчатое заявление, либо вообще ничего. "Чтобы там ни было подписано, оно будет напрочь лишено конкретики и выдержано в общем, даже слишком общем ключе", - прогнозирует эксперт.

На вопрос о том, какие нужны предпосылки, чтобы процесс мирного урегулирования сдвинулся с мертвой точки, а подобные встречи глав Армении и Азербайджана давали отличный от нулевого результат, собеседник ответил очень просто: нужна мотивация. "На данный момент у сторон конфликта интерес сводится к недопущению возобновления военных действий, и здесь переговорный процесс и проводимые время от времени встречи помогают. Чтобы пойти дальше, нужно, чтобы у Армении и Азербайджана была более весомая мотивация, нежели всякие ценностные разговоры. О ценностях могут себе позволить говорить Германия и Франция, а на постсоветском пространстве это не очень-то приветствуется. Армения, Азербайджан, Россия, Грузия - они ищут прагматики. Чтобы в нагорно-карабахском конфликте был прорыв, нужно, чтобы у сторон появился твердый прагматический интерес, который можно "пощупать". Например, финансово-экономическая выгода. Есть еще один вариант - смертельная внешняя угроза, дикая опасность. Если, предположим, военный потенциал Азербайджана достигнет точки "Армения Х 20", армянская сторона может просто испугаться, и тогда в ход пойдет шахматная логика: сдадим пять пешек, сохраним короля. Одним словом, чтобы компромисс вошел в приоритетный для сторон круг вопросов, нужен предметный интерес, которого пока нет", - резюмировал Сергей Маркедонов.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО(У) МИД России Вадим Муханов в беседе с ИА REGNUM отметил, что факт встречи Алиев-Саргсян уже сам по себе достоин положительной оценки. "Главы двух соседних государств не встречались более двух лет. Последняя встреча президентов в Казани в июне 2010-го не оправдала ожиданий, хотя на нее возлагали большие надежды. После этого переговорный процесс вошел в стагнацию и оказался в состоянии, близком к замороженному. В таких условиях проведение армяно-азербайджанской встречи на высшем уровне - позитивный шаг", - заметил собеседник.

При этом, по словам Муханова, на данный момент нет никаких предпосылок прогнозировать, что встреча Саргсян-Алиев даст какие-то более ощутимые результаты. "Продолжение переговоров - это плюс, на котором все заканчивается. В Армении и Азербайджане завершились электоральные циклы, и несмотря на то обстоятельство, что в обеих странах карабахский вопрос широко использовался в этом контексте для внутренней аудитории, сейчас говорить о развитии в этом направлении не приходится. Иными словами, нет оснований предполагать, что стороны могут прийти к какому-либо общему знаменателю по нагорно-карабахской проблеме. На этом фоне, к слову, весьма странным выглядит оптимизм американской стороны в связи с этой встречей", - подчеркнул эксперт, имея в виду заявления, в частности, помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктории Нуланд, а также сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Джеймса Уорлика. Первая, в частности, заявила, что президенты Армении и Азербайджана в силах начать всеобъемлющие переговоры по Карабаху, а недавно назначенный сопредседатель МГ Уорлик после вступления в должность проявляет небывалую активность и все время твердит о неком "скором успехе". Стоит также отметить, что оптимизм по поводу переговоров выразил и глава МИД России Сергей Лавров.

"Такая активность американской стороны намекает, что встреча во многом организовывалась усилиями американской стороны. Организаторы, как правило, всегда "нагнетают оптимизм". Это самопиар, стремление подчеркнуть собственную важность. Я бы не стал разделять такой оптимизм", - поделился соображениями эксперт.