Тематика южноосетинских социообразующих факторов имеет на сегодняшний день высочайшую актуальность. Современное состояние социума Южной Осетии является крайне тяжелым. Процессы, набирающие темп в молодом государстве, в долгосрочной перспективе несовместимы с его жизнью. В то же время, в силу особенностей геополитического положения описываемой территории и менталитета проживающего на ней населения, южноосетинская проблематика оказывает серьезнейшее влияние на Россию. Любой удар, нанесенный по Южной Осетии извне, будет неизбежно и с утроенной силой резонировать в российские регионы1. Российская и южноосетинская власть должны быть в высшей степени заинтересованы, чтобы кардинальным образом и максимально быстро разрешить имеющиеся на сегодняшние день системообразующие проблемы республики. Реальное осуществление указанной задачи возможно лишь при хорошем знании социокультурной карты южноосетинской территории и понимании условий, повлиявших на формирование национального характера южных осетин и на их сегодняшнюю повседневную жизнь.

Знать матрицу своего общества необходимо и самим южным осетинам. Без их прямого участия решение важнейших для государства и общества задач не представляется возможным. Даже самые правильные действия властей всех уровней не способны ответить на сегодняшний исторический вызов, если они не найдут отклика в сердцах народных масс и прежде всего, молодежи и творческой интеллигенции, призванной отвечать на вопрос о выборе стратегии национального развития.

На осетинской повестке дня стоит важнейший вопрос о поиске идейно-смысловой базы национального бытия, ее верном отражении, создании подлинного пантеона исторических символов, в соответствии с которыми народ должен соотносить свое настоящее и будущее. Решение этой гигантской задачи, естественно, не разрешит одномоментно все остальные имеющие на сегодня проблемы. Полученный результат, однако, станет одновременно картой правильного пути и компасом, указывающим верное направление. Эта работа потребует титанического труда, однако без ее выполнения невозможно дать настоящий ответ на сегодняшние вызовы. Целью нашей статьи является самое первое приближение к заявленной проблеме - попытка определения и раскрытия основных параметров, определивших формирование сегодняшней южноосетинской ментальности.

1. Природная составляющая. Суровые условия жизни южных осетин требовали от людей из века в век исключительной выносливости, внутреннего мужества и бытовой неприхотливости. Горы и труднопроходимый ландшафт создавали препятствия к общению жителей соседних ущелий, а снег и угроза схождения лавин требовала ежесекундной аккуратности и осмотрительности. Высокогорная жизнь не давала возможности масштабно развить собственное земледелие. Скотоводство и извлекаемые из него мясомолочные продукты создавали для осетин основу материальной жизнедеятельности и, в том числе, национальной кухни. Несмотря на это, однако, она имеет большую степень разнообразия.

2. Географическая и историко-политическая составляющая. Южная Осетия является неотъемлемой частью единой большой Осетии, но, в то же время, особенной ее частью. От своих собратьев по крови южные осетины оказались в значительной степени отделены Большим Кавказским хребтом. Данное обстоятельство, однако, затрудняло проникновение в эти земли не только северных осетин, но и представителей российской государственной власти2. Этим в течение нескольких веков пользовались грузинские князья, приходившие с юга, насильственно захватывавшие осетинские земли и переселявшие южных осетин. Грузинская элита часто играла на слабой осведомленности российских чиновников, реализуя собственные корыстные цели в указанном регионе. 20-е годы 20 века - время первого геноцида южных осетин, осуществленного правящим режимом меньшевистской Грузии во главе с Ноем Жорданией. Карательные операции того времени привели к гибели каждого третьего южного осетина. Жертв было бы еще больше, если бы не приход Красной Армии, свергнувшей грузинских меньшевиков. Советская власть в то время спасла южных осетин от полного истребления. В последствии, однако, Южная Осетия была включена в состав Грузинской ССР в качестве автономной области, что имело для нее немалые негативные последствия3 и, кроме того, породило проблему разделенного народа. Распад СССР в начале 90-х годов привел Южную Осетию к тяжелейшей двадцатилетней войне, в результате которой над населением вновь нависла угроза уничтожения. Ущерб духовно-культурному богатству Южной Осетии в результате грузинских оккупационных действий, осуществляемых в течение нескольких веков, оказывается воистину гигантским и ничем не компенсируемым.

3. Наследие скифов, сарматов и алан. Нартский эпос. Предки современных осетин - носители древнейшей монотеистической религии. В их традиционных верованиях заложена интереснейшая система знаний, отраженная в широком разнообразии ремесленных умений, духовной деятельности, фортификации, военном деле4. Нартский эпос - сердцевина аланской культуры, насчитывающей тысячетелетия. Его многовековое господство в качестве духовной основы жизнедеятельности сильнейшим образом отразилось на национальном характере сегодняшних осетин. Это выражается в воспроизведении множества древних обычаев (поминальные обряды, традиции ведения стола, особая регламентация свадеб, кувдов и др.), а также в ряде качеств, являющихся типичными для сегодняшнего осетина - мужественности, ощущении единства с природой, воинской доблести, гостеприимства, общинности, понятия о святости дружбы, почитания старших, гармоничных взаимоотношениях поколений, метафизической связи с ушедшими предками. На сегодняшний день на территории Южной Осетии находится огромное количество архитектурных памятников, возраст которых часто превышает тысячу лет (оборонительных сооружений, древних святилищ, замков, фамильных крепостей, природных объектов). С прискорбием приходится констатировать, что в настоящий момент ни один из них не приведен в надлежащий порядок. Реставрационная работа по приданию южноосетинскому архитектурному наследию надлежащего вида -необходимая и важнейшая задача, способствующая осетинскому национальному возрождению. Более того, восстановление вышеуказанного культурного пласта истории позволит привлечь в республику массы туристов, что сможет весьма позитивно отразиться в целом на состоянии южноосетинской экономики.

На сегодняшний день перед Южной Осетией стоит нетривиальная задача: с одной стороны - сохранение многих национальных обычаев, с другой стороны, введение их в гармоничную взаимосвязь с требованиями современной жизни. Достижение этой цели потребует аккуратнейшего и весьма непростого диалога между различными представителями осетинской творческой интеллигенции и иных социальных групп. Возрожденный обычай должен стать не мертвой формальной буквой, вытащенной из исторического сундука и создающей препятствия для личностного и общенационального роста, а живым, осознанным началом, транслирующим высшие смыслы в повседневное бытие.

4. Христианство как социообразующий фактор. Принятие осетинами христианства открыло для их развития новое социокультурное измерение. Оно привело к гуманизации отношений внутри осетинского социума, развитию у людей тонкой психологической чувствительности, способности понимать иные культуры. Христианство подняло на пьедестал отдельно взятую личность, обратило внимание на ее проблемы, желания и стремления. Указанная религия стала своеобразным "культурным мостом" между Россией и Осетией. Осетины, придавая христианскую образность героям нартского эпоса, облегчали для русских понимание своего духовно-культурного мира, и вместе с тем, вводили в свой оборот новое восприятие высших смыслов. Великая тайна южноосетинской общности и одновременно ее духовно-культурная основа состоит в синтезе христианства и древних дохристианских обычаев. На повестке сегодняшнего дня с неизбежностью встает крупнейшая задача изучения точек соприкосновения и взаимопроникновения этих духовных измерений и разработка глубинной смысловой базы, обеспечивающей их гармоничный синтез.

5. Советская основа жизнедеятельности. Советский период истории открыл перед осетинским народом новые горизонты. Многие осетины стали прославленными административными и военными руководителями.. Южноосетинское население в советские годы прошло социализацию в общегосударственных масштабах, несомненными результатами которой стал светский характер каждодневного быта, многочисленные научные и творческие достижения, интенсивное общение и духовно-культурный взаимообмен между осетинами и представителями других народов СССР, принципиально новый уровень производственной и экономической культуры, простор для широкой личностной самореализации.

В южноосетинской прессе иногда приходится встречать описание советского периода в исключительно негативных тонах. Авторы подобных публикаций напрямую связывают это время с гнетом грузинских властей в отношении южных осетин, который приобрел иные формы, но, по сути, не изменил вековой традиции. На наш взгляд, здесь кроется принципиальная ошибка, способная в последствии привести к опаснейшим социокультурным последствиям. В публикациях подобного типа два разнонаправленных и разновекторных процесса - советская социализация и вековая грузинская экспансия на южноосетинскую территорию - искусственно сводятся в одну общую тенденцию. Данная позиция не только обесценивает достижения осетин в указанный период, но и в перспективе работает на разделение осетин и русских, которые являлись государствообразующим народом и несли повышенную историческую ответственность за социальные процессы того времени. Несмотря на значительные экономические и социокультурные негативные воздействия, осуществляемые грузинской элитой в отношении Южной Осетии в указанный период, успехи ее населения в различных сферах деятельности были заметными и весьма высокими.

6. Историко-культурное воздействие перестройки и постсоветского периода. Народ Южной Осетии - один из немногих народов на постсоветском пространстве, последовательно отвергнувших принципы рыночного индивидуализма и этнического агрессивного национализма. Трагедия двадцатилетней отечественной войны с Грузией и ее последствия для южных осетин многократно описаны. Скажем здесь лишь об одном. Сама война имела на осетин двоякое воздействие. С одной стороны, она еще больше сплотила людей, явила миру героические образцы нравственности, мужественности, самопожертвования. С другой стороны, крайняя слабость и весьма двусмысленное поведение правящей в 90-е годы элитной группы, невозможность народных масс на нее повлиять, равно как и невиданная жестокость постсоветской Грузии, не гнушавшейся самых отвратительных методов ведения военных действий, породила в сознании людей неверие в достижение победы. Негативную роль в те годы сыграла и ложная "идеологема страдания", внедряемая некоторыми южноосетинскими элитариями в сознание людей. Совокупность вышеуказанных факторов стала приводить к массовой апатии и подавленности. Безрадостное послевоенное время подобные настроения укрепило еще больше. Моральное состояние южноосетинских масс стало чрезвычайно опасным фактором, угрожающим жизни молодого государства.

В то же время Южная Осетия, как уже говорилось выше - важнейший элемент российской национальной безопасности. Исходя из этого, перед российским и южноосетинским государственно-властными уровнями стоит необходимость выработки системы мер, позволяющих обеспечить на данной территории режим подлинной защищенности людей от внешних воздействий, решение острейших социальных проблем и, что особенно важно, преодоление безверия и массовой апатии. Разрешение указанного комплекса вопросов не терпит промедления. Чем быстрее адекватные меры будут приняты, тем больше окажется шансов на мирное будущее как для маленькой Южной Осетии так и для большой многонациональной России.

7. Южноосетинское правовое пространство. Право - важнейший регулятор общественной и государственной жизни. От степени его развитости и адекватности сегодняшнему дню в сильнейшей степени зависит бытие каждого отдельно взятого человека и народа в целом. Даже быстрый анализ сегодняшней южноосетинской системы законодательства позволяет констатировать ее тяжелое и бедственное положение. До сих пор в Южной Осетии не приняты многие важнейшие законы, без которых невозможно представить полноценную жизнедеятельность государства (к их числу можно отнести уголовный, уголовно-процессуальные кодекс и многие другие правовые источники). Вместо них правовое регулирование осуществляется на основе российских правовых аналогов. Качество же действующих южноосетинских законов, как правило, крайне невысокое. Их отличает рамочность регулирования и отсутствие предметных детальных ответов на множество правовых вопросов. Как правило, они представляют из себя российскую канву, слегка подретушированную под местные политико-правовые условия.

Особого внимания заслуживает основной закон государства - южноосетинская Конституция, по самому факту своего принятия претендующая на роль матрицы государственной и общественной жизни. Конституция Южной Осетии, принятая в 2001 году, имеет ряд ярко выраженных системных недостатков и недоработок. Укажем лишь на некоторые из них:

а) в Конституции не закреплен целый ряд важнейших прав граждан, в том числе право на жизнь;

б) в тексте Конституции нет четкого и корректного определения понятия "конституционный закон", в то время как отсылка к нему встречается неоднократно. Какова сила конституционного закона? Он выше обычного закона по юридической силе или нет?

в) в Южной Осетии предусмотрена пропорциональная система выборов в парламент, по которой избирается 34 депутата. Правильно ли это? На наш взгляд, 45-тысячную южноосетинскую общину гораздо лучше будут представлять депутаты, выбранные по избирательным округам мажоритарной системы. В таком случае на одного депутата придется менее 1500 избирателей, что даст возможность депутатам эффективно работать с населением и решать его проблемы. Учитывая малонаселенность современной Южной Осетии было бы полезным предусмотреть создание второй палаты парламента, в которой было бы представлено по два человека от каждого района. Данная реформа представительного органа заметно приблизила бы к народу существующую ныне государственно - властную вертикаль;

г) говоря о государственном языке республики, южноосетинская Конституция фактически приравнивает к осетинскому языку русский язык, а в местах компактного проживания грузин - грузинский язык. На сегодняшний день последнее нормативное положение едва ли представляется верным. Безусловно, грузины, как и представители любой другой национальности, проживающие на территории Южной Осетии, имеют право, согласно международно-правовым стандартам, на общение и реализацию творческого потенциала посредством своего языка. Однако использование грузинского языка в качестве основного в системе государственных органов Южной Осетии как языка делопроизводства едва ли является правильным. На сегодняшний день мы видим с трудом социализирующееся в новых реалиях грузинское население Ленингорского района республики. Перевод работы государственно-властной системы района на русский и осетинский языки стимулировало бы местное грузинское население к их скорейшему освоению и привыканию к жизни в новых условиях. Консервация же сегодняшнего положения вещей представляется исключительно опасной, создающей фундаментальную угрозу для будущего республики;

д) в Конституции отсутствует четкое разграничение основ правового статуса и полномочий между местным самоуправлением и местными органами государственной власти. Это положение вещей способно породить на местах правовой хаос и режим безвластия; д) основы конституционного строя и нормы, говорящие об изменении конституции (глав 1 и 9) могут меняться только путем референдума, в то время как для изменения иных конституционных положений (в том числе касающихся прав и свобод человека и гражданина), достаточно двух третей голосов депутатов парламента. Неоправданная мягкость Конституции и легкая возможность ее изменения может привести к тому, что она окажется игрушкой элитно-клановых образований и утратит свое первичное предназначение основного закона и матрицы жизнедеятельности страны.

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день молодому государству жизненно необходима правовая реформа, основной целью которой будет доработка современной Конституции и всей системы права в целом до формата, соответствующего общепризнанным международным образцам и требованиям современной жизни. Без ее реализации восстановление даже элементарного порядка в южноосетинских государственно-властных звеньях окажется нереализуемой целью.

Перейдем к выводам. Для сегодняшней Южной Осетии необходимы новые идейно-смысловые основы жизнедеятельности. Их обретение возможно лишь при проведении глубинного и творческого синтеза духовного наследия скифо-сарматской, православной, советской и постсоветской национально-освободительной эпох. Взаимопроникновение различных пластов культуры способно создать подлинную южноосетинскую духовную матрицу и истинную систему ее национальных исторических символов. В то же время судьбы России и Южной Осетии друг от друга неотделимы. Взаимопроникновение социально-политических и духовно-культурных процессов в этих государствах в высшей степени высоко. Сберегая Южную Осетию, Россия сберегает себя. На сегодня перед Южной Осетией стоит важнейшая проблема выработки исторических и духовно-культурных координат развития, масштабной правовой реформы, обеспечения подлинной безопасности, решения острых социальных проблем, преодоления массовой апатии, порожденной двадцатилетней войной и непростыми послевоенными годами. Решение этих задач потребует от российского и южноосетинского государственно-властного уровня, народа Южной Осетии, ее творческой интеллигенции, иных социальных групп большого труда и самоотдачи. Сегодня потребность в этом достигла критического уровня. Будем надеяться, однако, что в ближайшие годы она будет удовлетворена, и южноосетинский социум обретет путь к выздоровлению и дальнейшему стремительному подъему.

1 Сергеев А.Л. Южная Осетия - Россия в миниатюре и элемент российской национальной безопасности// http://regnum.ru/news/polit/1728623.html; Южная Осетия -реалии послевоенного времени // http://www.regnum.ru/news/1587586.html.

2 Только в 70-е годы 20 века был построен Рокский тоннель связавший Северную и Южную Осетии и спасший впоследствии жизни тысяч осетин.

3 В 30-е годы имели место масштабные политические репрессии против южноосетинской интеллигенции, были попытки перевода южноосетинской письменности на грузинский алфавит и введение грузинского языка в качестве языка обучения и делопроизводства.

4 В частности, предки алан доходили до западноевропейских рубежей. Их знания и умения были впоследствии заимствованы континентальными средневековыми королевствами, что прежде всего отразилось в строительстве военных крепостей и культе рыцарства.