Мир, в котором мы сегодня живем, всего через несколько лет будет разительно отличаться от того мира к которому мы привыкли, заявил 26 ноября на международном молодежном форуме "Новая парадигма в образовании: Европейский диалог" в Париже экономист Михаил Хазин, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, изменения обусловлены, в первую очередь, экономическим кризисом, который уже пять лет идет по всему миру. "Раньше начальное, среднее, высшее и специальное образование, как и формы повышения квалификации для политиков, чиновников, администраторов, были выстроены под жестко зафиксированную модель. Но она существовала только за счет повышенного спроса домохозяйств. По мере развития кризиса эта модель прекратила свое существование. Невозможно строить новое людям, которые к этому не готовы. Поэтому первое, что нужно перестраивать в связи с кризисом, это систему образования", - подчеркнул Хазин.

Он напомнил, что современная система образования вышла из средневековых схоластических схем. Ее принципиальная составляющая - это ссылки на авторитеты. "Но если до середины 20 века авторитеты использовались все, в том числе и те, с которыми не согласны, те, кто учил. То в последнее десятилетие эта система стала менее терпимой. Поэтому, прежде всего, при выстраивании новой системы образования нужно будет вспомнить всех забытых авторитетов и рассматривать их как реальные альтернативные возможные модели", - пояснил экономист.

Он также предлагает вернуться к ценностному анализу: "Если нас устраивает нынешний мир, то мы можем неявно принимать его ценности. Но если мы понимаем, что через 10 лет этого мира не будет, то, может быть, нужно пытаться каким-то образом изменить тот ценностный набор, который привел к этому кризису". Он не исключает, что в ближайшее время вырастит роль библейской системы ценностей. Однако есть опасность, что она проявит себя в форме агрессивных исламских группировок.

Еще одним важным фактором Михаил Хазин назвал разрушение системы среднего класса: "Средний класс является главным фактором, который требует демократии. Если мы не начнем искать другие основания для необходимости демократии и не подготовим новое поколение, которое эти основания усвоит, то может оказаться, что мы не узнаем мир, в котором будем жить через 10-15 лет".

Следующий фактор, который требует внимания, как отмечает эксперт, это практическая направленность образования: "Хорошо говорить об абстрактных схемах, когда есть многовековой опыт их отработки на практике. Если социально-политическая модель общества меняется, то такой практики не будет. Ее придется нарабатывать прямо в процессе обучения. Опыт требует постоянного обсуждения. И образование не сможет быть успешным без его постоянного применения на практике. Иными словами, студентов 2-3 курсов нужно направлять на реализацию конкретных проектов, чтобы они возвращались и учили более молодых и поднимались на следующую ступень. Ситуация, при которой люди 10-12, а то и 15 лет, учатся, не соприкасаясь с реальной жизнью, в ближайшие годы станет неэффективной".

"Мир принципиально меняется, и строить его придется молодым. К этому нужно быть готовым. Никакие типовые схемы больше не помогут, поможет инициатива и готовность строить что-то новое", - резюмировал экономист, говоря о новой парадигме образования.

Напомним, форум "Новая парадигма в образовании: Европейский диалог" проходит 26-27 ноября в Париже (Франция). Он организован молодежным движением Youth Time при поддержке ассоциации "Франко-российский диалог" (Россия).