Понедельник 25 ноября 2013 года. ЕС и США предупредили Украину, что она рискует в ближайшем времени обанкротиться. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и председатель Европейского Совета Херман ван Ромпей осудили Россию за оказание давления на Украину и подчеркнули, что предложение ЕС Украине об ассоциации остается в силе. Руководство Украины тем временем держит паузу, произнося двусмысленности, и тем, давая надежду ЕС, что заключение соглашения на саммите в Вильнюсе все же состоится в самый последний момент. Премьер Азаров в этот день сообщил, что ЕС предложил Украине €1 млрд. По мнению властных верхов в Киеве - это даже не смешно. Внешне все выглядит так, будто идет неприкрытый торг. Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко тем временем объявила "бессрочную голодовку" с требованием подписания договора об ассоциации с ЕС и призвала к свержению режима Януковича. Акция "Евромайдан" продолжается. На Европейской площади стоят палатки протестующих. В Киеве у здания кабинета министров дважды за день состоялись столкновения демонстрантов с подразделением милиции специального назначения "Беркут". В рядах демонстрантов у здания кабинета министров отметились лидеры украинских парламентских оппозиционных партий: Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок. Освобожденный в апреле 2013 года президентским помилованием экс-министр в правительстве Тимошенко Юрий Луценко заявил с трибуны демонстрантам: "Они объявили нам войну. Готовы ли мы принять этот вызов?". Оппозиция зовет к насилию.

Массовые акции в Киеве под конфликтным углом получают сразу же освещение в международных СМИ Запада. Публикации сопровождаются соответствующими фотоматериалами о столкновении с милицией демонстрантов в Киеве. СМИ Запада нужна политическая конфронтация на Украине с яркими картинками.

New York Times в этот день озаглавила свой материал: "Тысячи протестуют против отказа Украины от торгового пакта". В заголовок материала вынесено сообщение о том, что "демонстранты в Киеве имели столкновения с милицией перед зданием Кабинета министров в воскресенье во время акции протеста против решения правительства не обновлять европейские торговые связи". Милиция, однако, как особо отмечается, реагировала сдержанно, и не было никаких прямых сообщений об арестах. New York Times отметил, что "в воскресенье тысячи людей прошли в центре Киева в знак протеста против отказа правительства от переговоров о свободной торговле с Европейским Союзом. "Для молодых людей будущее ярче с Европой", - цитирует американское издание высказывание демонстранта - 30-ти летней студентки. Эта девушка полагает, что президент Украины Виктор Янукович руководствовался эгоизмом и своекорыстием в своем решении не подписывать соглашения с Европейским Союзом. Ее мнение, как считает New York Times, важно миру. Отмечен и тот факт, что в знак солидарности с протестующими один из главных новостных сайтов страны "Украинская правда" изменил свое название на "Европейскую правду". "Украинцы хотят жить так, как Европе", - сказал американскому корреспонденту чемпион по боксу Владимир Кличко, присутствовавший на митинге и выступавший за своего брата - лидера украинской политической партии УДАР (Украинский Демократический Альянс за Реформы) боксера Виталия Кличко. Еще в воскресенье на митинге оппозиции лидер партии "Батькивщина" Арсений Яценюк потребовал, чтобы правительство отменило свое решение прекратить подготовку к подписанию соглашения с ЕС и "приняло решение о том, что Украина станет частью ЕС". Противоречивые заявления, как отмечают сами американцы, характерны для "часто непостижимых политиков Украины". "Это делает все более нелегким положение между конкурирующими требованиями Европы и России".

"Протестующие на Украине столкнулись с милицией, требуя соглашения с ЕС", - также озаглавил свой материал британский Daily Telegraph. Британский Independent, следуя общему настрою в западных СМИ, поместил на своих страницах фото столкновений в Киеве демонстрантов с милицией. Independent заметил, что ни один из главных украинских телеканалов не освещал акцию протеста оппозиции. По мнению Independent, это свидетельствует о том, что украинские власти опасаются повторения оранжевой революции 2004 года.

Германское издание Frankfurter Allgemeine Zeitung констатирует, что на Украине в минувшее воскресенье состоялись "Самые масштабные демонстрации со времен оранжевой революции". Die Welt, в свою очередь, комментируя происходящее в Киеве, задается вопросом: "Когда в последний раз демонстранты с таким рвением размахивали звездным флагом Европейского Союза?" и констатирует: Европа еще остается синонимом надежды. "Демонстрации в украинских городах были окрашены в цвета печали и гнева", - комментирует Die Welt происходящее на Украине, не замечая двусмысленности своих цветовых образов. Правда, Süddeutsche Zeitung полагает, что, несмотря на размах воскресных демонстраций, на этот раз на Украине нет подъема и эйфории 2004 года.

В понедельник в Financial Times в статье экс-президента Украины "Европа должна помочь Украине сбежать от России" Виктор Ющенко дал совет Брюсселю: Европе следует дать понять Киеву, что двери в Евросоюз остаются открытыми, а также указать Москве на недопустимость давления на Украину. Двусмысленности на фоне происходящего в Киеве стала допускать германская официальная информационная пропаганда. Deutsche Welle в своем комментарии от 25 ноября утверждает: "Берлин настаивает на том, что Европа готова идти навстречу Киеву, и по-прежнему стремится вывести отношения с украинским народом "на качественно новый уровень". В правительстве ФРГ считают, что дверь для Украины в ЕС остается открытой". Германские пропагандисты, таким образом, начинают подстраиваться под речи Яценюка с Евромайдана, заявившего, что правительство Украины должно принять "решение о том, что Украина станет частью ЕС". На практике же в случае с саммитом "Восточного партнерства" в Вильнюсе речь идет о заключении соглашения об ассоциации, т. е. о варианте торгового соглашения ЕС и Украины. Соглашения об ассоциации с Евросоюзом сейчас имеют 16 государств, включая такие, как: Албания (2009), Алжир (2005), Египет (2004), Израиль (2000), Иордания (2002), Канада (2013), Ливан (2006), Марокко (2000), Мексика (2000), Палестинская автономия (1997), Сербия (2011), Тунис (1998), Черногория (2010), Чили (2003), Южная Африка (2000), Южная Корея (2011).

О свободной торговле с ЕС - Швейцария (1973) и Южная Корея (2011).

Более высокого уровня соглашения с ЕС - о европейском таможенном союзе имеют: Андорра (1991), Сан-Марино (2002), Турция (1996), а об экономической интеграции -Европейской экономической зоне: Исландия (1994), Лихтенштейн (1994) и Норвегия (1994).

Здесь надо отметить, что все договоры об ассоциации с ЕС отдельных государств не являются типовыми соглашениями. Они отличаются по своему содержанию. Сами европейцы отмечают сейчас, что в тексте проекта соглашения об ассоциации Украина даже не называется "европейским государством", что намеренно не дает ей оснований для подачи заявки на членство в Евросоюзе.

Кроме подачи актуального материала под очередную оранжевую революцию в Киеве, в западных СМИ в понедельник обсуждалась связанная с Украиной основная тема предшествующей недели- "кто виноват" в том, что соглашение об ассоциации не будет подписано в Вильнюсе. Особенно "самокритичен" оказался информационный ресурс Евросоюза EUObserver. "Это столкновение двух миров. Украинские политики совершенно не похожи на нас. Они знают Запад только по посещению пятизвездочных отелей", - констатирует Эндрю Реттман в помещенной на этом ресурсе статье "ЕС и Украина. Что пошло не так?". Разумеется, по его мнению, украинская элита виновата в фиаско. Однако случай, считает он, продемонстрировал, что Еврокомиссия и дипломатическая служба ЕС, в свою очередь, страдают под тяжестью собственной бюрократии и технократической культуры. Их стратегия для постсоветских стран - членов "Восточного партнерства" по своим критериям не пригодна для поставленных целей, считает Реттман. Так, например, Украина отменила визовый режим для граждан ЕС, а консульства стран ЕС на Украине прославились своей волокитой и количеством отказов в предоставлении виз.

Провал соглашения демонстрирует, что мягкая сила ЕС не может конкурировать с российской жесткой властью, - делает вывод EUОbserver. Однако нынешние протесты в Киеве все-таки демонстрируют, что мягкая сила что-то да значит, - полагает автор опубликованного материала. Правда и то, что многие люди на Западной Украине уже впали в политическую апатию от усталости, а на русскоязычном востоке Украины много тех, кто никогда не разделял романтику ЕС, - подытоживает свой анализ на EUObserver политический обозреватель Эндрю Реттман.