"Проект Евросоюза "Восточное партнерство", созданный в 2008 году, можно считать завершенным. Его итогом стало поражение, а если совсем уж честно, то полный провал", - заявил корреспонденту ИА REGNUM польский эксперт, директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорски, комментируя итоги прошедшего в Вильнюсе саммита программы "Восточное партнерство". По его словам, как органическая составляющая внешней политики ЕС проект евроинтеграции шести стран постсоветского пространства (Армении, Грузии, Азербайджана, Украины, Белоруссии и Молдавии) потерпел фиаско.

"По правде говоря, такой исход был предопределен. С самого начала никто из авторов "Восточного партнерства" не учитывал российский фактор, имеющий огромное политическое, экономическое и социокультурное влияние на всех без исключения участников проекта. В итоге "европейский" проект по созданию санитарного кордона вокруг России, полностью спланированный в США, провалился. Соавторы не достигли целей", - констатировал Пискорски.

Эксперт подчеркнул, что фиаско касается не только Украины, но и всех без исключения участников проекта, а декларируемый "успех" и "прогресс" с Грузией и Молдавией - фикция. "Естественно, Украина здесь главный фигурант, но есть еще пять государств, которые в теории должны были евроинтегрироваться. Они либо не пошли, либо не пойдут, либо не могут пойти по этому пути. В случае с Молдавией, например, о каком-то прогрессе говорить не приходится. Это страна эмигрантов, около 40% граждан этого государства уже сейчас находятся в трудовой эмиграции, уехали на заработки. Кстати, часть из них трудится в странах Евросоюза, а многие нацелены на получение румынского гражданства. Сама ассоциация Кишинева с ЕС, по сути, является ассоциацией Молдавия-Румыния, и последняя пытается таким образом воплотить в жизнь свой проект "Великой Румынии". Но это проблематично в виду приднестровского вопроса", - заметил Пискорски.

По мнению аналитика, единственным возможным решением этой проблемы является развал Молдавии. "Можно предположить возникновение ситуации, при которой Приднестровье буквально отойдет к России или получит независимость, а остальная часть страны войдет в состав Румынии. Но тут нюанс в том, что при таком раскладе Украина должна присоединиться к евразийским интеграционным проектам, в противном случае Приднестровье окажется в блокаде, повторится кризис 2006 года. Но участие Украины в евразийском интеграционном проекте - то, что никак не устраивает Евросоюз. В итоге получается пат", - подчеркнул политолог.

Пискорски перешел к Грузии и ее "успехам" на пути евроинтеграции, подчеркнув, что перспектив там особых тоже нет. "Потенциала для серьезного прогресса в отношениях с Европой у Грузии нет. Достаточно посмотреть на структуру внешнеторговых отношений этого государства, чтобы прийти к однозначному выводу: Евросоюз не является основным экономическим партнером Грузии и в обозримом будущем таковым не станет. Единственная надежда на спасение грузинской экономики - нормализация (не говорю об интеграции) отношений с Россией. Кстати, именно на это надеялись грузинские избиратели, когда отдавали свои голоса в пользу "Грузинской мечты" Иванишвили", - выразил уверенность директор Европейского центра геополитического анализа.

Про Белоруссию Пискорски выразился в высшей степени скептически, напомнив, что ее участие в программе ВП чисто "бумажное", после чего перешел к Азербайджану. "У Баку хватает ресурсов, чтобы быть в достаточной степени самостоятельным и не прогибаться под стандарты, диктуемые Евросоюзом, не выполнять его требований. ЕС, в свою очередь, заинтересован в сотрудничестве с Азербайджаном, в частности, в сфере энергетики. Получается некий статус-кво, и я не думаю, что его ликвидация нужна кому-то из сторон. Следовательно, с "Восточным партнерством" или без него, отношения Баку-Брюссель будут поддерживаться на текущем уровне без изменений".

На замечание о том, что 29 ноября в Вильнюсе между Азербайджаном и Евросоюзом было подписано соглашение об упрощении визового режима, которое расценивается как серьезный шаг навстречу друг другу, Пискорски ответил следующим образом. "Это несерьезно. Вообще-то я уверен, что Евросоюз вполне может отменить визы для всех трех закавказских республик. Они не представляют серьезной миграционной угрозы для стран ЕС в силу ряда причин, в том числе из-за малочисленности населения и социокультурных различий. Значительный процент трудоспособного населения уже трудится за рубежом, в основном в России. Низкий языковой барьер, общее прошлое и схожесть менталитета делает Россию априори более предпочтительной для трудовой или постоянной миграции. Следовательно, с точки зрения ЕС, если отменить с Арменией, Грузией и Азербайджаном визовый режим, ничего фатального произойти не может", - отметил эксперт.

Что касается Армении, Пискорски подчеркнул, что стратегический выбор этой страны с самого начала был абсолютно ясен и не нуждается в дополнительных объяснениях. "Выбор в пользу России, участие в евразийских проектах интеграции обусловлен абсолютно всеми критериями национальной безопасности - военным, торгово-экономическим, политическим и пр. У Армении просто не было другого выхода, выбор был иллюзией, и все это прекрасно понимали. В Евросоюзе, к слову, с армянским выбором смирились, и сотрудничество с Ереваном никто сворачивать, по большому счету, не собирается", - сказал Матеуш Пискорски.

По мнению эксперта, эта ситуация в краткосрочной и долгосрочной перспективе не изменится, а значит ничего "интеграционного" Европе тут не сыскать. "У Евросоюза сегодня нет достаточных ресурсов, чтобы предложить странам ВП хоть какую-либо достойную альтернативу. На "Восточное партнерство" всего-то было выделено €3 млрд - с учетом длительности проекта и его масштабов это мизерная сумма, которая априори не могла дать никаких существенных результатов", - напомнил Пискорски, продолжив: "Если рассматривать вопрос о возможных "заменителях" ВП на будущее, их появление маловероятно. Сегодня у ЕС и без того денег нет, а если и есть, то не у всех. В частности, деньги есть у Германии, но ей сегодня не до закавказских стран, и вкладываться в проекты наподобие ВП Берлин не станет", - уверен он.

В отличие от других стран, уверен аналитик, с Киевом не все так просто. "Украина - интересный рынок сбыта товаров, произведенных в Евросоюзе, реализации услуг европейских компаний. Одновременно Украина - самая крупная глава в книге "Провал "Восточного партнерства". Брюссель не сумел предложить Киеву соразмерную компенсацию потерь от ее евроинтеграционного выбора, озвученные суммы были жалкими копейками, мелочью. Этим воспользовалась Россия, которая не упустила момент и мельком продемонстрировала, что ждет Украину, если та пойдет по евроинтеграционному пути. Это был голый экономический факт, который на минуточку вынули из-за занавеса и показали зрителям. Киев получил хороший урок, а президент Украины Виктор Янукович оказался перед выбором - либо терять власть и стереть в порошок экономические основы существования своего государства, либо отказываться от евроинтеграции. Поскольку Евросоюз не предложил (да и не мог) Киеву избавления от нависших угроз, получается, что логичного рационального выбора у украинского руководства и вовсе не было", - заявил Матеуш Пискорски.

Финансовая немощность Евросоюза, по мнению Пискорского, не значит, что европейцы отказались от борьбы за Украину. "В ЕС существуют определенные бизнес-круги, заинтересованные в сближении с этой страной. Тут дело не в самой ассоциации, а в создании Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Упускать этот шанс в Европе никак не хотят, из чего следует, что ЕС с большой долей вероятности предпримет меры с целью повлиять на внешнеполитический курс Украины. Там и лоббистские усилия, и дипломатические игры... Этот так называемый "евромайдан", который мы сегодня видим в центре Киева - это, так сказать, тренировка перед президентскими выборами 2015 года. Тренировка перед попыткой устроить "Оранжевую революцию 2". Уже известно, что определенная часть "украинского" протеста была разработана и подготовлена в местном посольстве США. Это даже не ЕС, а уже заокеанский силовой центр", - поделился размышлениями Матеуш Пискорски.

Впрочем, эксперт уверен, что негативного сценария на Украине можно избежать. "До 2015 года Виктор Янукович продержится в президентском кресле, а что дальше - здесь много вопросов. Чтобы не допустить претворения планов внешних сил в жизнь, должна активизироваться Россия. Нужна экономическая поддержка и стремительное сближение с Украиной, что позволит украинскому народу почувствовать, что курс на евразийскую интеграцию на практике полезен, приносит свои плоды. В таком случае коллапса удастся избежать", - резюмировал директор Европейского центра геополитического анализа.