Более ста лет театралы в странах Западной Европы наслаждаются творчеством А.П. Чехова, пьесы которого ставятся на сценах в этой части света. Представьте себе, выйдя после спектакля, публика Лондона, Парижа, Рима или Берлина вслед за героями "Трех сестер" начинает призывать на улицах: "В Москву!" Если такое произойдет в одной из этих столиц, то я улыбнусь, пожму плечами и скажу: "Забавный перфоманс". А что думают просвещенные европейцы, когда им транслируют новости о событиях в Киеве, где толпа скандирует: "Украiна - цэ Эвропа!"?

Любовь, дружба и уважение не знают государственных границ. Мои друзья в Западной Европе - люди наидостойнейшие. При общении с ними у меня, бывшей советской школьницы, "этнической азиатки" и "лица кавказской национальности" не возникают культурные диссонансы. Их, также как и меня, коробят как унижение человеческого достоинства, так и лакейство. Кроме прочего оно таит в себе опасность для адресата. Лакейский дух жесток. Кажется, Казанова заметил стилистическую черту Великой французской революции: лакеи научились хамить. Так что, как сказал Поль Валери: "Если кто-то лижет тебе подошвы, прижми его ногой, прежде чем он начнет кусаться".

Иллюстрация из личной жизни. Приехала на отдых со внуками в Турцию. В отеле - полный интернационал. К соседнему номеру подходят поляки. Улыбаюсь, здороваюсь по-русски. На меня не обращают внимания. Упс! Скоро знакомлюсь с французами и вечером того же дня болтаю с ними у бассейна в баре. Мои соседи-поляки замечают нашу компанию, излучают всяческое доброжелательство, в том числе и в мой адрес. После этого эпизода они первыми стали со мной здороваться (по-русски) и пытались завести знакомство. Я отвечала по-английски и не стала расширять общение. Без комментариев. Разумеется, не все поляки таковы, ручаюсь. Однако этот стиль поведения присущ тем из них, кто выступал в Киеве в качестве евроагитаторов.

Условия, на которых Украина должна была подписать документы об ассоциации с Европейским союзом, были столь жестки, что я как-то засомневалась: а хочет ли ЕС на самом деле брать на себя ответственность за будущее этого замечательного народа? Или сделано все, чтобы "спихнуть" эту головную боль России, которую попутно можно обвинить в "имперских замашках", "беспрецедентном давлении", неуважении к независимости и прочих "смертных грехах"?

Есть ли у России свои интересы в этой стране? Есть. Россия имеет такие интересы, что готова предоставить Украине выгодные условия и преференции. А что, Украина не имеет интересов в России? Имеет. И может ставить условия. Тогда о чем майданят?

Попробуем разобраться. Протестующие на Украине искренне верят, что Европа - это хорошо. Быть европейцем почетно. Тем самым они показывают, что к востоку от Украины расположены страны менее опрятные, более лохматые, с имманентно присущими им каннибальскими замашками. И живут там народы второго сорта. Мусорные совки. Азиаты. Иными словами, политическая география в представлении этих людей становится фактором онтологического характера: Европа - территория добра, а... к востоку - зла. Чего стоит Совет № 2 в письме Юлии Тимошенко Виктору Януковичу! "При всей масштабности российских ресурсов их нельзя сравнивать с возможностями всего демократического мира". То есть, постоянный член Совета безопасности ООН не обладает ничем, кроме ресурсов, хотя и этого немало. Роль России в урегулировании сирийской и иранской проблем не в счет. Позиция России в скандале с Эдвардом Сноуденом тоже. Охота светочей демократии за этим человеком, видимо, часть борьбы за тот порядок, за который ратует Юлия Владимировна.

В борьбе за "добро" певица Руслана готова стать факелом свободы и счастья (в прямом смысле) и грозит самосожжением. Кому выгодны эти упрощения и редукционистская логика? Народу Украины, ЕС, США, транснациональным элитным группам? Почему исторический выбор сопряжен с потерей лица и достоинства, причем не только украинской оппозицией, но и европейскими политиками? Я имею в виду их стояние с нерукопожатным антисемитом и расистом Олегом Тягнибоком. Особенно это касается политиков из Германии. То есть у себя дома полная денацификация, а к востоку от Германии, на Украине и в странах Прибалтики прорывается симпатия к "сверхчеловекам", выступающим против "недочеловеков"?

Украину пригласили к европейскому столу. В качестве кого? Голодного? Возможно. Однако есть варианты. Один из них очаровательно описан англосаксом Л. Кэрроллом в стихотворении "Морж и плотник" (перевод Д. Орловской):

"...Ах, устрицы! Придите к нам, -

Он умолял в тоске, -

И погулять, и поболтать

Приятно на песке.

Мы будем с вами до утра

Бродить рука в руке.

...- Нам нужен хлеб, - промолвил Морж, -

И зелень на гарнир,

А также уксус и лимон,

И непременно сыр.

И если вы не против,

Начнем наш скромный пир.

- Ах, неужели мы для вас

Не больше, чем еда,

Хотя вы были так добры,

Нас пригласив сюда!

А Морж ответил: "Как блестит

Вечерняя звезда!

...- Мне так вас жаль, - заплакал Морж

И вытащил платок, -

Что я не в силах удержать

Горючих слез поток.

И две тяжелые слезы

Скатились на песок.

А Плотник молвил: "Хорошо

Прошлись мы в час ночной.

Наверно, Устрицы хотят

Пойти к себе домой?"

Но те молчали, так как их

Всех съели до одной".

Каринэ Геворгян - политолог (Москва)