В Петербурге известный советский и российский композитор Олег Каравайчук представил слушателям свои последние произведения - музыку к итальянским послевоенным кинолентам, а также презентовал диск со своим музыкальным оформлением картины "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна. Как сообщает сегодня, 16 декабря, корреспондент ИА REGNUM, концерт состоялся в штаб-квартире Русского географического общества.

"Вы пришли сегодня на кино", - объявил зрителям Каравайчук о программе концерта, которая была до последнего момента неизвестна. Он признался, что в последнее время увлечен итальянским неореализмом. "После войны был такой период, когда все было ранено, когда человек засомневался, создан ли он по образу и подобию. Такого кино уже нет. Вы будете слушать музыку к нему".

Сам концерт - вопреки ожиданиям зала - представлял собой по большей части показ видеозаписей, на которых маэстро исполняет за роялем свои произведения. На первых из них Каравайчук с наволочкой на голове - тоже традиционной. Этот "эпатаж" он объясняет желанием абстрагироваться от людей, не отвлекаться на "их ритмы". На следующих видео творческий атрибут исчезает с головы пианиста, а статичные планы его игры перемежаются кадрами фильма "Мама Рома" Пьера Паоло Пазолини.

"Я бы, конечно, мог поиграть, но мне бы хотелось, чтобы вы запомнили Анну Маньяни, а не меня", - отреагировал композитор на просьбы слушателей сесть за рояль. За инструмент этим вечером он все же сел, но ненадолго - только чтобы объяснить публике, в чем отличие его музыки от классической. "Мы все с кровью. Мы все находимся между стрекозой и вшой. Можно парить - как стрекоза. Но нет, мы превращаемся во вшу, которая сосет кровь", - иносказательно констатировал он.

Композитор заявил, что классика - это "не только вша, но еще и самовозвышающаяся вша". "Мы на уровне Бога, мы созданы по образу и подобию, - передразнил Каравайчук классическое искусство и людей, причастных к нему. - И стоит этот важный дядя, ди-ри-жи-рует". Что касается собственно сочинений Каравайчука, тут композитор убежден - пройдет еще много времени, прежде чем публика начнет его понимать.

"По своим зигзагам то, что я делаю, близко к современному искусству. Но это "антисовременно", и я делаю это сознательно, - пояснил Каравайчук.

По словам 85-летнего композитора, в его ближайших творческих планах - написать музыку к лучшим картинам немецкого и французского кинематографа. А своеобразным итогом последнего отрезка творчества стал диск с музыкой к кинофильму Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", который музыкант представил на концерте. "Я написал это восемь лет назад. Все думал - возьмут, не возьмут". Несмотря на сомнения автора, диски все раскупили.

Олег Каравайчук (родился в 1927 году) - советский и российский композитор, автор музыки для множества кинофильмов (наиболее известные - "Мама вышла замуж", "Монолог", "Город мастеров", "Нога") и спектаклей. Начал заниматься музыкой и писать произведения в раннем детстве. Юного композитора даже заметил Иосиф Сталин, в присутствии которого тот однажды сыграл. До 1990 года его концерты были редкими исключениями, Каравайчук был известен лишь как автор музыки к кинофильмам и спектаклям. С тех же пор он начал вести все более закрытый образ жизни, который продолжается до сих пор. Сейчас он живет близ Петербурга в знаменитом Комарово, редко дает концерты, всячески отвергает коммерческие проекты, принимая лишь творчески интересные ему предложения. Музыка Каравайчука вызывает интерес, в том числе и за рубежом. Биография композитора, окутанная с советских времен мифами, запоминающаяся внешность, эпатажные манеры выступления и закрытый образ жизни для многих сделали Олега Каравайчука "городской достопримечательностью".