Приднестровье - Россия: "На данном этапе есть все предпосылки для того, чтобы Россия признала Приднестровье". Геополитика: "Молдавская и украинская государственность имеют смысл только в рамках евразийской парадигмы". Дискуссия о молдавской идентичности: "Где бы найти такой конституционный суд, который поставил бы под сомнение и государство Румыния, и румынский язык?"

Приднестровье - Россия: "На данном этапе есть все предпосылки для того, чтобы Россия признала Приднестровье"

Президент предлагает ввести на территории республики российское законодательство, пишут "Профсоюзные вести". Законодательная инициатива о внесении дополнений в конституцию уже направлена парламентариям. В случае если они примут предлагаемые главой государства изменения в конституцию в первом чтении, впоследствии будет создана межведомственная комиссия по подготовке проекта конституционного закона, регулирующего все эти вопросы. В нее войдут представители всех органов государственной власти.

Предлагая ввести российское законодательство, глава республики ссылается на итоги референдума 2006 года (в ПМР 17 сентября 2006 года состоялся референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к России - прим. ИА REGNUM) и имеющийся опыт гармонизации законодательств ПМР и РФ, продолжают "Профсоюзные вести". Однако, по мнению Евгения Шевчука, все эти годы этот процесс носил выборочный и фрагментарный характер.

Правовая интеграция с Россией должна идти рука об руку с торгово-экономической, пишут "Профсоюзные вести". В социальной и экономической сфере подвижки уже ощутимы: строительство АНО "Евразийская интеграция" 12 объектов социальной инфраструктуры, подписание протокола "Шевчук-Рогозин" о сотрудничестве в различных сферах. Эти направления должны иметь под собой законодательную базу, причем, по мнению главы государства, не гармонизированную, а унифицированную с РФ.

Надо ли говорить, что предложение приднестровского Президента буквально "взорвало" интернет, разделив его пользователей на согласных и несогласных, продолжают "Профсоюзные вести". Политики, политологи, эксперты, журналисты высказывали свое мнение. Большинство комментариев по поводу новой законодательной инициативы Евгения Шевчука концентрировались на двух постулатах - "нестандартно" и "как это реализовать?"

Валериан Тулгара, председатель Союза молдаван Приднестровья, член Общественной палаты: "Союз молдаван Приднестровья поддерживает законодательную инициативу президента Евгения Шевчука о верховенстве российского федерального законодательства в правовой системе Приднестровья. Это оправданный шаг, поскольку приднестровцы не мыслят свою жизнь, свое развитие вне России, в том числе и ее правового пространства. К тому же правовая интеграция может явиться посылом к международному признанию Приднестровья, прежде всего, дружественной нам Россией. Наша общественная организация полагает, что на данном этапе есть все предпосылки для того, чтобы Россия признала Приднестровье. На это нас наталкивают недавние события. Республика Молдова парафировала Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. В этой связи есть предположение, что в 2014 году экономическая блокада со стороны РМ будет еще жестче. Это может значительно ухудшить экономическое и социальное положение республики. Молдавия пошла еще дальше по курсу на объединение с Румынией. Свидетельство тому - решение Конституционного суда Молдавии о том, что государственным языком в стране, (вопреки конституции), является "румынский". К тому же и президент РМ Николай Тимофти признал, что Молдавия является одним из двух румынских государств, а не суверенной и признанной мировым сообществом страной. Среди объединяющих Молдавию и Румынию факторов Тимофти назвал общую нацию, приравняв тем самым молдаван к румынам, историю и язык. Со временем Румыния полностью поглотит Молдавию, поставит крест на ее суверенитете и независимости. Власти РМ уже не управляют страной самостоятельно - ею управляют извне. Руководством же нашей республики, ее народом избран четкий и однозначный вектор движения, направленный на сближение с Россией и вхождение в Таможенный союз. В этих условиях признание Приднестровья Россией будет логическим завершением волеизъявления всего приднестровского народа. Закреплять его практически необходимо и в правовой сфере, признав верховенство российских федеральных законов". ("Профсоюзные вести")

Владимир Ястребчак, юрист, преподаватель ПГУ: "Инициатива президента ПМР об инкорпорации в правовую систему Приднестровья законодательства РФ заслуживает внимания по целому ряду причин. Во-первых, очевидна взаимосвязь внесенных предложений с подписанным недавно протоколом "Рогозин - Шевчук". Некоторые его положения напрямую касаются возможности применения отдельных федеральных законодательных актов на территории ПМР. Во-вторых, данные инициативы соответствуют магистральному курсу на интеграцию Приднестровья в правовое пространство России. Вместе с тем, ряд вопросов к качеству внесенной инициативы остается. Первый и самый главный вопрос - насколько внесенный законопроект согласован с официальными структурами России. Без этого, без готовности российской стороны принять то, что ее законодательство будет применяться на территории иностранного государства сложно говорить о реальном юридическом содержании предлагаемых конституционных дополнений. В лучшем случае это будет политическая декларация. Очевидно также, что потребуются и изменения в российском законодательстве - в случае, если вопрос о применении федерального законодательства РФ на территории ПМР будет согласован, хотя это уже вопрос к федеральным структурам. Второй вопрос - как можно одним конституционным законом оговорить особенности применения на территории ПМР сотен федеральных законов, а также огромного массива подзаконного регулирования, включающего постановления правительства, указы президента, акты министерств и ведомств и т.д. Невозможно "выдернуть" федеральные законы из правовой системы РФ без взаимосвязанных с ними подзаконных нормативных актов. В противном случае теряется смысл в законодательном и подзаконном регулировании со стороны приднестровских органов государственной власти. Третий вопрос - как быть с положениями конституции Приднестровья, говорящими, что ПМР является суверенным независимым государством, а Верховный совет - единственным законодательным органом государственной власти на территории ПМР. По логике и с учетом содержания инициативы, предлагаемые изменения должны вноситься в первый раздел конституции, но для этого требуется проведение всенародного референдума. В данном случае может сложиться правовая конкуренция между российской и приднестровской юрисдикцией, особенно по вопросам, где существует различное правовое регулирование. В итоге это может привести к правовому хаосу на территории Приднестровья, поскольку крайне сложно будет определить применимое право в той или иной ситуации, надлежащую судебную или административную инстанцию для разрешения споров и т.д. Решить эти проблемы за счет одного конституционного закона вряд ли будет возможно. Существует и множество других вопросов, которые возникают при ознакомлении с законодательной инициативой. Складывается впечатление, что они готовились в ускоренном темпе, в связи с чем произошло смешение понятий: вместо курса на унификацию законодательства, которая была бы вполне логичным продолжением гармонизации, заявлено о прямом применении федерального законодательства, что является качественно иным действием". ("Профсоюзные вести")

Григорий Дьяченко, зампредседателя парламентского комитета по законодательству: "Главой государства Верховному совету предложено ввести в правовою систему республику российские федеральные законы. Если предложения будут приняты, то все обязаны будут исполнять эти законы. Необходимость исполнения законов в случае, если они приняты в соответствии с действующим законодательством, является юридической аксиомой. Теоретически представленные президентом предложения по изменению конституции возможны. Но практическое исполнение данной правовой нормы, в случае если она будет принята законодателями, будет затруднено. Это коснется всех правоприменителей, всех жителей республики, которые теперь то и дело должны будут обращаться не только к приднестровской законодательной базе, но и к российской. А в ней тысячи и тысячи законодательных и подзаконных актов. В 2006 г. по указу президента ПМР был начат процесс гармонизации приднестровского законодательства с российским. Есть также правительственный законопроект, рассматриваемый сейчас в рамках возглавляемой мною комиссии по регламенту и депутатской этике, в котором регламентируется, что все поступающие в законодательный орган законопроекты должны быть гармонизированы с законодательством, действующим в Российской Федерации, соответствовать ему. Отмечается также, что если законопроект противоречит нормам российского законодательства, то он не может быть принят к рассмотрению Верховным советом. Но, на мой взгляд, в процессе совершенствования законодательной базы республики нельзя безусловно брать за основу российские законодательные аналоги. У Приднестровья, в сравнении с Россией, много специфических черт - другое государственное устройство, другое административно-территориальное деление, разные налоговые системы, системы органов госвласти, а главное, конституции двух стран тоже разнятся... Предложения президента ПМР Евгения Шевчука по дополнению норм конституции ст. 58-1 я бы сравнил с распространением действия на территории ПМР международных правовых актов, которые также вводятся решением Верховного совета". ("Профсоюзные вести")

Президент ПМР Евгений Шевчук внёс очередную свою инициативу в режиме законодательной необходимости, пишет ИА "Тирас". Это означает, что Верховный совет должен опять отложить в сторону свою текущую работу и рассматривать, как это бывает практически каждую неделю, ещё один президентский законопроект. На это раз в ВС направлен проект конституционного закона "О внесении дополнения в Конституцию ПМР". Что там говорится? А вот что. Предлагается дополнить Основной закон государства Статьей 58-1 следующего содержания: "Правовую систему Приднестровской Молдавской Республики образуют федеральное законодательство Российской Федерации, законодательство Приднестровской Молдавской Республики и общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры. Особенности применения федерального законодательства Российской Федерации устанавливаются конституционным законом". Законам ПМР уготован "подфедеральный уровень".

Но власть не упустила случая фактически пустить стрелу в адрес своих предшественников, продолжает ИА "Тирас". Оказывается, гармонизация законодательство России и ПМР ранее "носила фрагментарный и отрывочный характер, вследствие чего в ряде случаев попытка интеграции в российское правовое пространство посредством гармонизации приводила к существенному отклонению от этого курса". Дескать, раньше всё это носило разрозненный характер, а вот при нас будет системным. Это замечание позволяет прийти к выводу, что перед нами - политический ход, не случайно появившийся именно сегодня. Почему?

Для того, чтобы понять ход главы государства лучше, обратимся к пояснительной записке, пишет ИА "Тирас". В ней есть и такие строки: "Детальные характеристики избранного вектора и конкретные механизмы сближения с Россией, к сожалению, по настоящее время, не нашли своего отражения в определенных законодательных нормах. Стоит отметить, что по результатам проведенного референдума компетентными органами государственной власти надлежало принять окончательные решения с учетом его результатов, о чем говорит пункт 4 статьи 145 Избирательного кодекса ПМР. Вместе с тем, до настоящего времени в правовом поле Приднестровской Молдавской Республики отсутствует базовый законодательный акт, декларирующий принципы реализации воли народа, выраженной на референдуме 2006 года, и определяющий основные направления реформирования законодательства Приднестровской Молдавской Республики в контексте выбора свободного присоединения к России".

Здесь мы наблюдаем явную попытку подменить понятия, продолжает ИА "Тирас". Гармонизация и не предполагала издание громких деклараций в виде "базовых законодательных актов". Для этого между РФ и ПМР слишком много различий, о чём много раз говорилось: размеры, специфика экономики, федеративность России и унитарность Приднестровья и т.д. Истина в том, что гармонизация двух законодательных баз - это кропотливая пошаговая работа, где каждый шаг в каждой отдельной отрасли должен быть много раз выверен. А решения должны быть такими, чтобы они не навредили, а, напротив, помогли развитию ПМР. Например, российские образовательные стандарты надо внедрять, поскольку Приднестровью выгодно, чтобы наши ребята учились в России, а не, скажем, в Румынии. А вот в экономике России существует НДС, тогда как у нас его нет. По отзывам производственников, отсутствие НДС помогает привлекать к нам вклады из-за пределов республики. Значит, НДС, хотя он в России есть, нам не нужен. Во всём должен царить здравый смысл и выгода. А инициатива президента выглядит не кропотливой работой, а кавалерийским наскоком.

Случайно ли то, что инициатива появилась именно сейчас? - пишет ИА "Тирас". Думается, нет. Перечислим несколько факторов, которые делают положение президента и правительства весьма непростым. В ПМР в 2012-2013 годах произошло существенное ухудшение экономической ситуации. Возьмём данные за последнее время. Производство сократилось на 43%, тогда как собираемые налоги выросли в 1,7 раза. Это - фактическая "обдираловка" находящихся в кризисе экономических агентов. Если в мире считается оптимальной налоговая нагрузка в 24%, то в ПМР она при Шевчуке составляет 41%. До прихода действующего президента она составляла 25-26%. Кроме того, в ПМР импорт превышает экспорт, а налоги изымают не только прибыль, но и оборотные средства предприятий. Это - "малые шаги" к большому экономическому краху, и ответственность за это несут нынешние руководителя страны.

Авторитет власти падает из-за ухудшения социального положения людей, неприкрытого передела собственности и удушения бизнеса, продолжает ИА "Тирас". При этом Верховный совет ПМР отклонил целый ряд инициатив Евгения Шевчука, которые были явно выдвинуты для установления режима личной власти главы государства. На фоне такого усложнения положения президента и правительства вполне логичным с их стороны выглядит попытка отвлечь внимание от происходящего с помощью чего-то громкого и сиюминутного. При этом практический эффект от инициатив исполнительной власти явно отходит на второй план.

С сожалением приходится констатировать, что президент и его ближайшее окружение склонны к популистским ходам вместо повседневной черновой работы по выводу страны из кризиса, пишет ИА "Тирас". Данная инициатива это лишний раз подтверждает. Во-первых, это не первая подобная инициатива. Мы помним предложение ввести российский рубль в ПМР. Как было ясно с самого начала, никаких предварительных договорённостей с Россией на этот счёт не имелось. Естественно, при таких делах данная идея выглядела пропагандистской акцией и просто авантюрой. Во-вторых, и сейчас ничто не говорит о том, что Россия готова к такому обороту дел. Если бы в Тирасполь пришли сигналы, что Москва готова официально признать нас или же принять в состав РФ, тогда это была бы одна конфигурация. Но ничего похожего мы не наблюдаем. На совещании ОБСЕ в Киеве Россия, хотя и помогающая нам как независимой стране, всё же не возражала против формального утверждения о "территориальной целостности Молдавии". В этих условиях велик риск того, что вера тех, кто ещё верит в подобные ходы власти, уйдёт, что называется, "в гудок".

В-третьих, напрашивается даже не очень хорошее предположение, что кое-кто из приднестровских высокопоставленных руководителей не прочь подставить Россию, продолжает ИА "Тирас". Причём именно сейчас, когда Москва отвлечена на завершение подготовки Олимпиады в Сочи и события в Киеве. Механика подставы проста: мы выбрасываем лозунг унификации законодательств, а все вопросы у Запада и Молдавии будут к Москве. Первый вопрос даже можно предсказать: на словах вы за целостность Молдавии, а на деле подстрекаете "сепаратистов" на фактическое вхождение в свой состав?! Выбросив лозунг, наши лидеры предоставят России выкручиваться из этого, мягко говоря, непростого положения.

В-четвёртых, наша власть косвенно расписывается в бессилии своими средствами двинуть вперёд экономику и финансы, пишет ИА "Тирас". Если представить себе чудо, в соответствии с которым ПМР в ближайшее время сможет стать негласным субъектом федерации России, это будет означать надежду на то, что ПМР станет, как дотационный регион, получать деньги из федерального бюджета РФ.

В-пятых, складывается впечатление, что перед нами - начало комбинации по подготовке к роспуску Верховного совета ПМР, продолжает ИА "Тирас". Если ввести в действие столь масштабную реформу, то наверняка исполнительная власть будет настаивать на перевыборах депутатского корпуса на основе пропорциональной системы, как это практикуется в Государственной думе РФ. Тем самым, для президента ПМР появляется шанс избавиться от "неудобного" Верховного совета. А если посмотреть на то, какой беспредел в октябре-декабре творился в ПМР на довыборах в местные Советы, можно легко представить: оппозиционные исполнительной власти силы будут без колебаний сниматься с предвыборной дистанции. Нынешним властям нужен абсолютно подконтрольный Верховный совет.

Но как же вести реальную интеграцию с Россией? - пишет ИА "Тирас". Планомерно и пошагово. С помощью целой серии протоколов и соглашений. В военной сфере - обеспечить масштабную военную помощь России нам. В банковской - укрепить прямое сотрудничество банков России и Приднестровья. В финансовой - с помощью РФ гарантировать стабильный курс национальной валюты ПМР. В образовательной - добиться квот на тысячи мест для наших выпускников в российских вузах (как это делают румыны для выпускников из Молдавии). В дипломатической - обеспечить признание заграничных паспортов ПМР в качестве документов, позволяющих въехать в Россию. В производственной - в официальном закреплении квот для продукции наших предприятий на российском рынке. А когда вся эта немыслимо огромная масса вопросов будет решена - тогда итоги этой работы можно будет закрепить в некоем итоговом документе. Или в серии таких документов. Ведь когда строится дом, он начинается с фундамента. А потом растёт по кирпичику. И лишь в конце появляется крыша, а внутренние помещения отделываются для вселения жильцов. В противном случае, вместо реальной интеграции будут лишь популистские инициативы, которые ведут к нестабильности в государстве и порождают из-за отсутствия конкретных результатов разочарование в сердцах и душах приднестровцев, подводит итог издание.

Геополитика: "Молдавская и украинская государственность имеют смысл только в рамках евразийской парадигмы"

О вильнюсском саммите "Восточного партнерства" в экспертном сообществе говорят как о событии способном стать "точкой невозврата" для процессов консолидации Русского мира, пишет "Евразийское Приднестровье". Очевидно, что единственный реальный смысл участия в программе "Восточное партнерство" Украины, Молдавии и других государств - не допустить их к участию в объединительных процессах вокруг России, в интеграции евразийского пространства.

Приднестровье в силу своего положения оказалось заложником ситуации, продолжает "Евразийское Приднестровье". В отличие от соседних государств приднестровский народ и элиту не раздирают противоречия: куда идти - на Восток или на Запад. В 2006 году на всенародном референдуме был подтвержден внешнеполитический курс Приднестровья - на независимость с последующим свободным присоединением к Российской Федерации. Год назад этот курс был закреплен в Концепции внешней политики ПМР - евразийская интеграция была объявлена основным приоритетом внешней политики республики. Все это время приднестровцы призывают и руководство России и, в особенности, российскую общественность поддержать идею вовлечения ПМР в процессы евразийской интеграции. На наш взгляд, сейчас появляется благоприятная возможность воспользоваться совпадением ряда внешнеполитических факторов для того, чтобы актуализировать вопрос признания независимости Приднестровья Российской Федерацией.

О Приднестровье принято говорить как о застарелом "замороженном конфликте" и как об очаге нестабильности, пишет "Евразийское Приднестровье". Позволим себе оспорить этот давно утвердившийся штамп. Дело в том, что в замороженном состоянии уже два десятилетия пребывает не столько конфликт между Молдавией и Приднестровьем, сколько геополитическая ситуация вокруг ПМР. Пророссийское Приднестровье расположено между Молдавией и Украиной, которые пытались строить независимую государственность в отрыве от России. Это было возможным лишь по той причине, что элиты этих государств во многом управляемы извне. Все это время Украину и Молдавию пытаются втянуть в иное геополитическое пространство, а Приднестровье стремится сохранить себя как часть Большой России. Вероятно, в этом кроется разгадка многолетней неразрешенности молдавско-приднестровского конфликта.

Молдавия и Украина обрели свою современную государственность в рамках Советского Союза, который сегодня вполне можно называть "евразийским проектом", продолжает "Евразийское Приднестровье". Нам представляется, что эта государственность имеет смысл и способна на развитие только в рамках евразийской парадигмы. В ином геополитическом пространстве она потерпит крах. Весь процесс подготовки ассоциации Молдавии и Украины с ЕС явно демонстрирует разрушительный для них потенциал вовлечения в орбиту чуждой цивилизации. Сейчас, мы становимся свидетелями процесса "разморозки" геополитической ситуации вокруг Приднестровья. Одной из целей нынешней "разморозки" является потопление "евразийского острова", которым является Приднестровье.

Попытки ликвидировать досадную помеху в виде непризнанного государства, безопасность которого гарантирована российскими миротворцами, предпринимались атлантистами и ранее, пишет "Евразийское Приднестровье". Но системность этот процесс приобрел в 2008 году, с запуском программы "Восточное партнерство", предполагающей политическую и экономическую переориентацию ряда стран, в том числе Украины и Молдавии, в сторону Евросоюза. К тому моменту Брюссель уже располагал определенными рычагами в регионе. С 2005 года ЕС и США пользуются статусом наблюдателей в переговорах между Молдавией и Приднестровьем. В том же году на границе между Украиной, Приднестровьем и Молдавией начала действовать мониторинговая миссия ЕС по приграничной помощи (EUBAM).

Застолбив за собой таким образом поле для маневра и обладая большими возможностями для манипулирования элитами и гражданским обществом в этих государствах, Брюссель приступил к переформатированию этой части евразийского пространства, продолжает "Евразийское Приднестровье". В 2009-м изменился политический режим в Молдавии, к власти пришел Альянс за европейскую интеграцию. Не особо обращая внимание на мнение населения, этот Альянс открыто и последовательно проводит проевропейскую политику, которая грозит превратить Молдавию в румынскую провинцию. Курс на евроинтеграцию остается официальным и для Киева. Но этот курс не поддерживается на востоке и юге страны, что, по мнению многих наблюдателей, угрожает распадом государства.

Очевидно, что в этой ситуации с мнением народа Приднестровья Брюссель считаться не собирается, пишет "Евразийское Приднестровье". Впрочем, своего слова пока не сказала Россия. Так или иначе ситуация пришла в движение и теперь она будет развиваться по своей формуле. В этой формуле, если мы перейдем на язык математики, есть свои "неизвестные" и "переменные", а есть "константы". Одной из таких "констант" является воля народа Приднестровья к независимости и интеграции с Россией. Представляется, что этот фактор обязательно сыграет свою роль в определении будущего всего региона. По мнению многих экспертов, то, что сейчас будет происходить в социально-экономической сфере Украины и Молдавии, не будет способствовать региональной стабильности. В этой ситуации Приднестровье может оказаться той точкой опоры, с помощью которой Россия сможет изменить геополитический расклад в свою пользу.

Всюду на евразийском континенте, куда проникают атлантисты, несущие западные ценности и идеологию либерализма, мы наблюдаем конфликты и дестабилизацию, продолжает "Евразийское Приднестровье". Россия, напротив, является одним из важнейших экспортеров стабильности в Евразии. Процветающее евразийское Приднестровье, обязанное своим развитием процессам интеграции с Россией, может стать показательным примером для своих соседей, избирающих положение колоний ЕС. Для этого достаточно лишь обеспечить приднестровским предприятиям возможность работать на рынке Таможенного союза по тем же правилам, по которым работают предприятия России, Белоруссии, Казахстана. Тем самым, из очага напряженности, которым считают республику, Приднестровье с помощью России может стать транслятором стабильности в регионе.

Следствием вильнюсской "разморозки" могут стать существенные подвижки в развитии вопросов молдавско-приднестровских отношений - от новой экономической блокады до признания республики, пишет "Евразийское Приднестровье". Но окончательно конфликт будет разрешен только тогда, когда развитие Украины и Молдавии войдет в свое естественное русло - когда независимое Приднестровье вместе с этими постсоветскими государствами окажется в едином социо-культурном и политико-экономическом пространстве с Россией. Евразийская интеграция дает такой шанс, подводит итог издание.

О Приднестровье вновь говорят в России, причем, на самом высоком уровне, сообщает Первый приднестровский телеканал. На этой неделе Дмитрий Рогозин, выступая перед депутатами Госдумы, рассказал о том, какую помощь оказывает Россия Приднестровью. Владимир Путин зачитал ежегодное послание федеральному собранию, в котором обозначил приоритеты российской внешней и внутренней политики. Ну а в центре европейского и даже мирового внимания по-прежнему остается Украина.

Выступление Дмитрия Рогозина в Госдуме было посвящено вопросам военно-промышленного комплекса и обороны, продолжает Первый приднестровский телеканал. Зампред российского правительства в свойственной себе манере сделал ряд громких заявлений. В частности, предупредил потенциальных агрессоров, что в случае необходимости Россия без раздумий воспользуется ядерным арсеналом. Тему Приднестровья поднял депутат Роман Худяков. По его мнению, парафирование Молдавией соглашения об ассоциации с Евросоюзом и признание румынского языка государственным требует от России ответных действий. Дмитрий Рогозин признал, этот вопрос сегодня действительно весьма актуален. Своими действиями руководство Молдавии может нанести вред не только своей стране, но и подорвать экономику Приднестровья. Российский политик заверил: Москва не оставит Тирасполь без поддержки.

Тему позиционирования России на международной арене развил в своем ежегодном послании Владимир Путин, отмечает Первый приднестровский телеканал. Он отметил: сегодня Россия не претендует на роль сверхдержавы, но отстаивать свои интересы будет активно. Американская система ПРО - серьезный вызов для России. По мнению президента, её развертывание может привести к нарушению баланса сил в мире. Однако, Россия готова ответить на эти вызовы, заверил Путин. Евразийская интеграция - один из основных приоритетов. Путин напомнил, договор о Евразийском союзе будет готов к маю следующего года. Сегодня взаимодействие России, Белоруссии и Казахстана строится в рамках Таможенного союза, к которому в ближайшее время присоединятся Киргизия и Армения. Двери открыты и для Украины.

Отношения с Таможенным союзом на повестке дня и в Киеве, продолжает Первый приднестровский телеканал. Но похоже в стабильности на Украине заинтересованы далеко не все. На неделе в Киеве побывали представители США и ЕС, которые первым делом посетили Майдан. А помощник госсекретаря США Виктория Нуланд даже заботливо накормила обитателей оппозиционного лагеря и сотрудников правоохранительных органов. Подобную активность западных чиновников в Киеве многие расценивают, как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Актуален и вопрос двойных стандартов, визитеры посещают только акции оппозиции, а проходящий рядом проправительственный митинг игнорируют.

Европейский вопрос продолжает будоражить и Молдавию, отмечает Первый приднестровский телеканал. За европейскими "успехами" Молдавии внимательно следят в Москве. По мнению российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, молдавская экономика может просто не выдержать предстоящих испытаний. Предстоящая ассоциации с Евросоюзом уже привела Украину к очередному глубочайшему политическому кризису, сможет ли Молдавия проделать тот же путь без таких серьезных последствий, покажет время, подводит итог телеканал.

Дискуссия о молдавской идентичности: "Где бы найти такой конституционный суд, который поставил бы под сомнение и государство Румыния, и румынский язык?"

Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, официальный Кишинев, по сути, открыл для своей страны ящик Пандоры, пишет "Приднестровье". Если раньше с ней еще как-то церемонились, то сейчас уже незачем. Для Молдавии наступает пора, выражаясь шахматной терминологией, политического цугцванга. Власти уже не могут в полной и достаточной мере контролировать ситуацию в государстве, а лишь делают очередные неизбежные шаги, ведущие к патовой ситуации или мату. С таким же успехом, открыв свою квартиру для большой и шумной вечеринки, вы можете следить за порядком в своем жилище. Уже через короткое время гости чувствуют себя, как дома.

Шесть румынских граждан - по совместительству судьи Конституционного суда Молдавии (по крайней мере, 5 из 6 судей КС Молдавии обладают вторым румынским гражданством - прим. ИА REGNUM) - не просто узаконили румынский государственный язык, а создали весьма опасный прецедент, продолжает "Приднестровье". Хотя и сам факт лишения нации права на собственный язык - уже нонсенс. Кишинев в этом вопросе - впереди планеты всей. На сегодняшний день есть страна Молдавия с ее древней историей, есть молдаване, но... безъязыкие. Интересно, на каком языке говорили Драгош, Штефан чел Маре, Кантемир (средневековые господари Молдавского княжества - прим. ИА REGNUM), и как они его называли? Что первично - яйцо или курица: Молдавия, основанная в ХIV веке, или Румыния, которой в прошлом году исполнилось 150 лет?

Конституционный суд РМ признал Декларацию о независимости Молдавии выше, чем Основной закон страны, так как декларация провозгласила создание Молдавии, продолжает "Приднестровье". Декларация, по сути, принималась на площадях Кишинева, в период разгула национализма и унионизма в Молдавии, под этим же фанатичным давлением и принималась парламентом. Если следовать логике конституционных судей РМ, то еще более первичным был сход переселенцев из Марамуреша, которые в 1359 году выбрали первого господаря Молдавского княжества. Где бы найти такой конституционный суд, который поставил бы под сомнение и государство Румыния, и румынский язык?

Однако в нашем случае все наоборот, пишет "Приднестровье". Если главным и основным документом является Декларация о независимости, то ставится под сомнение сам факт правомерности существования Республики Молдова. Ведь лейтмотивом этого документа является фактическое признание незаконности установления государственной границы по Пруту. Если РМ уже не "конституционное", а "декларативное" государство, то следующим этапом развития ситуации станет поглощение Молдавии Румынией. И это будет логично и законно, с точки зрения международного права, так как Конституционный суд РМ однозначно определил главный документ страны, который становится надконституционным, а потому - основным. Не зря же президент Румынии Траян Бэсеску по достоинству оценил парламентских манкуртов из Кишинева, удостоив их румынских государственных наград.

У официального Кишинева нет политической воли, так же, как и у Евросоюза, продолжает "Приднестровье". Их главный хозяин - за океаном в Вашингтоне. Если Соединенные Штаты вдруг решат, что Румыния, как уже проверенный партнер по НАТО, приоритетнее, нежели Молдавия, перманентно находящаяся в политическом кризисе, то вполне можно ожидать решение Белого дома об интеграции РМ не с Евросоюзом, а с Румынией. Вот тогда-то и пригодится правовая дубина Конституционного суда Молдавии, которой станут загонять вторую румынскую страну в первую. И очень даже возможно, что при полном молчаливом попустительстве населения.

Румынский президент и не скрывает своих амбиций объединителя наций, заявив, что вплотную займется этим вопросом в 2014 году, когда закончатся его полномочия руководителя страны, пишет "Приднестровье". В случае развития такого сценария по решению судьбы соседней страны, обидно, конечно, будет за братьев-молдаван. Правда, как говорят в народе, нет худа без добра. Тогда будут развязаны руки у Приднестровья, чтобы требовать у международного сообщества своего признания, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех лет молдавской независимости изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература", а дисциплина по истории за исключением периода с 2006 по 2011 год называется "История румын". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Принятая 27 августа 1991 года кишиневским парламентом "декларация о независимости Республики Молдова" объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР" (путем присоединения Бессарабии к Приднестровью), а также аннулирует "акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов", в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом кишиневская "декларация о независимости" аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Молдавии, а также отменяет современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. Оригинал "декларации о независимости" пропал во время поствыборных беспорядков в Кишиневе 7 апреля 2009 года. Проведенное расследование показало, что документ был уничтожен во время пожара в архиве здания парламента. Позже "декларация о независимости" была восстановлена в торжественной обстановке на заседании парламента Молдавии 26 апреля 2010 года.