Руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков подвел для ИА REGNUM итоги уходящего года, назвал ключевые события в российской политике 2013, а также основные вызовы 2014 года.

2013 год - время перехода Кремля к более тонким инструментам контроля над ситуацией в стране, когда вертикаль власти обрела новую "гибкую броню".

Допуск лидеров внесистемной оппозиции к участию в региональных выборах в сентябре 2013 года. Хитрый маневр Кремля, позволяющий при максимальном резонансе от события не допустить ни одной стратегической победы внесистемной оппозиции. Даже высокий результат Алексея Навального на выборах мэра Москвы не может быть конвертирован в посты в органах власти для него или его соратников. Ставший главой Екатеринбурга Евгений Ройзман по Уставу города имеет очень ограниченные властные полномочия, "царствуя, но не правя". Участие Геннадия Гудкова в выборах подмосковного губернатора на федеральном уровне и вовсе прошло почти не замеченным. Отметим, что региональные выборы традиционно являлись площадкой для экспериментов Кремля, мало влияющих на ситуацию на федеральном уровне. Вспомним, как на пути к парламентским выборам-2007 успехи Союза правых сил и "Справедливой России" на выборах в регионах многими воспринимались как предвестие появления в Госдуме либеральной оппозиционной партии и "второй партии власти" - но оба сценария так и не были реализованы.

"Деолигархизация парламента", инициативы по деофшоризации экономики, чистка банковской системы. Интересна политическая сторона этих мер. Борясь с офшорами и финансовыми "прачечными", власти перекрывают и любые каналы финансирования политической деятельности, которые трудно контролировать, и усиливают контроль над крупным бизнесом и влиятельными группами бюрократии в регионах. Зачистка "отмывочных контор" (то есть проблемных банков) - еще и выбивание финансовой базы у старых региональных элит и влиятельных на местах "авторитетных бизнесменов" (недаром, например, за последнее время 9 кредитных организаций закрыты в Дагестане, где в этом году также сменился глава республики и мэр региональной столицы, Махачкалы). "Деолигархизация парламента", повлекшая отказ от мандатов со стороны влиятельных бизнесменов - это "ограда" вокруг губернаторских выборов, путь по отсечению от публичной политики фигур, которые могут оказать влияние на ситуацию в регионах. Таким образом, пойдя в 2013 году на некоторую либерализацию неформальных правил игры в публичной политике, Кремль усиливает другие инструменты контроля над этой сферой - просто более тонкие.

Съезд Общероссийского народного фронта ("Народного фронта - за Россию!"). ОНФ так и не стал "партией власти". Не факт, что это произойдет в обозримом будущем, но в 2013 году такой шаг в любом случае был бы странным. "Партии власти", обычно, находятся на пике популярности сразу после президентских выборов, получив заряд поддержки именно на волне кампании поддерживаемого ими главы государства. Затем их поддержка начинает снижаться, достигая минимума на подходе к очередным федеральным выборам. Получается, что строить некую новую "партию власти" сейчас было бы неразумным, если к ближайшим большим выборам она так же наберет негатив. Зато ОНФ превращается в нечто куда более интересное - инструмент контроля над региональными элитами, действующий силами общественных организаций, но в интересах Кремля. Подобного опыта в постсоветской России в таких масштабах еще не было.

Помилование Михаила Ходорковского. Произошло именно тогда, когда не несло для действующей власти серьезных рисков. Уже на оппозиционных митингах зимой 2011-2012 года требования освободить Ходорковского звучали крайне редко. Даже опрос от 12-17 октября 2013 года, проведенный вполне либеральным "Левада-центром" во вполне либеральной Москве, показал, что только 11% опрошенных следят за судьбой Ходорковского "довольно внимательно" и лишь 3% - "очень внимательно". Интересно, что в последние годы именно те политические события, которые приветствовали сторонники освобождения Ходорковского, на самом деле были препятствием для такого решения. Большие надежды возлагались в данной среде на избрание президентом Дмитрия Медведева, но Владимир Путин вряд ли передоверил бы своему соратнику решение такого важного вопроса. Не могло произойти помилование Ходорковского и в период пика протестных митингов в столице, либо сразу после успеха Алексея Навального на выборах (даже если бы соответствующее прошение Михаила Борисовича поступило к главе государства). Ведь опыт показывает, что действующий президент практически никогда не принимает решений, которые выглядят, как сделанные под давлением.

Предоставление временного убежища Эдварду Сноудену. Россия оказалась единственной державой в мире, пошедшей на такой шаг - ход, укрепляющий внешнеполитический авторитет страны и ожидаемый целевой аудиторией Владимира Путина среди российских граждан. При этом, условие, предъявленное Путиным Сноудену - о прекращении последним его публичной деятельности, является единственно логичным в этой ситуации. Публикуя секретную информацию, Сноуден обесценивал ее - в том числе и российских спецслужб. А если этот человек не просто романтик-одиночка, а действовал в интересах третьих стран (например, Китая), то предоставь Россия Сноудену вместе с убежищем еще и полную свободу, она оказалась бы в положении медведя из русской народной сказки. Когда от "информационных посевов" Сноудена эта предполагаемая третья страна будет получать "вершки", а Россия - "одни корешки" (причем, из той части сказки, где "бизнес-партнеры" мужик с медведем сеяли рожь, а не репу).

Переговоры о вступлении Армении в Таможенный союз, декабрьские российско-украинские соглашения. И то, и другое - начало дипломатического контрнаступления России на постсоветском пространстве. Пока Москве удалось остановить усилие влияния ведущих европейских игроков в бывшем СССР, но основной раунд этого противостояния ожидается в 2014 году.

Роль России в переговорах по Сирии. Надо признать - успех данных переговоров был бы невозможен, если бы против военной операции в Сирии не была настроена заметная часть западных элит. И все же - исход переговоров вполне в интересах России, поддержав как ее внешнеполитический авторитет и способствуя укреплению авторитета Путина внутри страны.

Одно из главных ожидаемых событий 2014 года - Олимпиада в Сочи. Приближение Олимпиады создает угрозу активизации международной информационной кампании против российских властей. В то же время, опыт Олимпиады 2008 года в Пекине показал, что критика властей страны-хозяйки Игр достигает пика не непосредственно перед их началом, а за несколько месяцев до нее, после чего происходит некоторое снижение остроты заявлений по этой теме. Пока ту же тенденцию подтверждает ситуация вокруг Олимпиады в Сочи - пик негативных заявлений по поводу "нарушения прав человека в России" (включая призывы к бойкоту Игр) пришелся на лето-начало осени 2013 года, а затем произошло снижение их интенсивности. Вероятно, политические скандалы, связанные с этими Играми, уже не будут действительно серьезными.

В 2014 году ожидаются выборы в нескольких сложных регионах, где традиционно велико критическое отношение к власти (включая избрание Мосгордумы и мэра Новосибирска). Тем не менее, у властей есть все возможности добиться нужных результатов этих выборов без крупных скандалов.

Наконец, 2014 год - важный этап борьбы за влияние на постсоветском пространстве. Надо учитывать, что интерес того же Евросоюза к республикам бывшего СССР развивается по принципу маятника. За нарастанием этого интереса и готовностью предоставлять бонусы за такое сближение новым европейским партнерам всегда следует спад. Есть основания полагать, что новый спад активности Брюсселя на постсоветском направлении начнется уже к концу весны - лету 2014 года. В частности, на конец мая 2014 года намечены выборы в Европарламент, на которых ожидается очень успешное выступление евроскептиков. После этого и еврочиновники, и правительства стран ЕС, идя на уступки общественному европейскому мнению, уже не смогут обещать заметные бонусы за сближение с Евросоюзом для постсоветских стран. Это дает России шанс развить дипломатического контрнаступление на пространствах СНГ.