Депутатский запрос генеральному прокурору РФ Юрию Чайке направил заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. Он просит проверить информацию о возможных нарушениях в деятельности руководства Межгосударственного авиационного комитета (МАК), создании МАК преференций авиакомпании "Трансаэро", а также о возможных нарушениях в деятельности самой авиакомпании "Трансаэро". Информация будет рассмотрена и в думском комитете по транспорту, сообщает источник в парламентских кругах. По его словам, дело находится на контроле у вице-спикера Людмилы Шевцовой.

Вопрос о взаимоотношениях "Трансаэро" и МАК поднимался неоднократно. Дело в том, что главе МАК Татьяне Анодиной принадлежит 3% акций "Трансаэро". При этом возглавляемый ею комитет не только уполномочен расследовать происшествия с авиакомпаниями стран СНГ, но и является органом сертификации воздушных судов и их компонентов. Как полагают парламентарии, деловые связи главы МАК находятся в конфликте с обязанностями ведомства по установлению годности к эксплуатации воздушных судов авиакомпании "Трансаэро" и расследованием возможных авиапроисшествий.

Особого внимания отношения МАК и "Трансаэро" удостоились после крушения в Казани 23-летнего Боинга-737 авиакомпании "Татарстан". Тогда в Госдуму был внесен законопроект о запрете эксплуатации самолетов, чей возраст превышает 20 лет, однако МАК выступил с заявлением, что возраст самолета никак не может быть связан с его надежностью. Несмотря на то, что пассажиры, прилетевшие этим самолетом в Москву, рассказывали о его плохом состоянии, МАК заявил, что возраст разбившегося самолета не мог стать причиной трагедии. Более того, комитет заявил, что основной версии является ошибка пилота, хотя речевой самописец на тот момент найден не был, а, со слов диспетчеров, последними словами летчика были "У нас непосадочная конфигурация, мы не сядем".

Газета "Наша Версия" провела расследование, в котором пришла к выводу: МАК лоббировал ввоз в Россию подержанных иностранных самолетов, что привело не только к снижению рейтинга надежности росси йских авиакомпаний, но и погубило отечественное авиастроение. А компания "Трансаэро" воспользовалась преференциями для того, чтобы по дешевке купить самолеты, списанные даже африканскими авиакомпаниями. Материалы расследования приложены к депутатскому запросу.

Сам взлет компании "Трансаэро" начался тогда, когда Анодина возглавила МАК, утверждает "Наша Версия". Финансирование компании вел покойный олигарх Борис Березовский, который на знаменитом суде в Лондоне с Романом Абрамовичем признался, что был владельцем "Трансаэро" и в конце 90-х хотел объединить ее с "Аэрофлотом" и вывести в офшор.

Самой значительной преференцией "Трансаэро" стало разрешение на беспошлинный ввоз иностранных самолетов общим сроком на 10 лет, данное постановлением правительства в 1994 году. Это было беспрецедентное решение: ни одна частная авиакомпания не имела такого права (таможенная пошлина составляла 20%). Даже национальный перевозчик "Аэрофлот" получил тогда же право лишь на закупку 27 самолетов. В результате, однако, "Трнасаэро" пошло по пути покупки настоящего авиахлама: в расследовании приводятся наиболее яркие примеры покупки самолетов у индийских, китайских, турецких авиакомпаний, эксплуатировавших их десятилетиями. Есть самолеты, которые десятки лет эксплуатировались в таких африканских странах как ЮАР, Сенегал или Ангола. Напомним, что упавший в Казани самолет тоже имел "африканское прошлое" - он был куплен после эксплуатации в Уганде.

В результате, пишет издание, сегодня "Трансаэро" обладает одним из самых старых авиапарков в Европе - средний возраст ее самолетов составляет 16,6 лет, более четверти самолетов перевалило за 20-летний рубеж. Пример "Транасаэро" оказался заразителен для многих авиакомпаний и благодаря этому сегодня Россия, по данным ИАТА, лидирует в мировом рейтинге с большим отрывом по числу крушений самолетов на миллион вылетов, опережая даже Африку. Массовые закупки подержанных иностранных самолетов, считают авторы расследования, привели к плачевным результатам для отечественного авиапрома, бывшего ранее одним из мировых лидеров.

Между тем депутаты Госдумы усомнились в том, что Международный авиационный комитет (МАК) проводит расследования воздушных происшествий беспристрастно. Запрос с таким содержанием на имя главы Минтранса отправил депутат от "Единой России" Александр Сидякин. Дело в том, что МАК совмещает проведение сертификации самолетов и, одновременно, занимается расследованием авиакатастроф, что, по мнению депутата, может вызвать конфликт интересов. При этом расследование авиаинцидентов проводит Росавиация, хотя, считает Сидякин, это связанные вопросы и ими должен заниматься один орган. По словам парламентария, полученная информация от Минтранса будет использоваться при разработке поправок в Воздушный кодекс страны. "За последнее время не было ни одной крупной авиакатастрофы ни в Евросоюзе, ни в США, а у нас в стране такие авиакатастрофы происходят каждый год. Естественно, я не могу с этим смириться, - заявил Сидякин. - Последняя катастрофа в Казани - проблема не только авиакомпании "Татарстан", это проблема, которая есть везде. У нас МАК занимается расследованием авиакатастроф, а "Росавиация" - инцидентов. Хотя мне кажется, что каждый десятый-двадцатый инцидент приводит в итоге к катастрофе, и поэтому этим должно заниматься одно ведомство. Кроме того, МАК выдает сертификаты полетной годности на типы самолетов, и он же расследует авиакатастрофы. И, естественно, во всех расследованиях МАКа мы слышим, что виноваты пилоты".

Разобраться в этом вопросе, в конце концов, должна Генпрокуратура, считает Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации. "То, что такой депутатский запрос поступил, это совершенно правомерно, - заявил он. - Депутаты должны реагировать на сигналы в прессе. Необходимо эти обстоятельства родственных связей проверить, не влияют ли они на политику компании определенным образом, можно сказать, коррупционным образом".