Решения России о предоставлении финансовой помощи Украине и Белоруссии аргументируются "особыми" отношениями с каждой из этих стран и аспектами экономической кооперации, в связи с чем между ними можно провести параллели. Такое мнение 26 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM высказал российский политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

Однако, по мнению эксперта, если эти аргументы работают в вопросе Белоруссии, то в случае с Украиной они совсем не функционируют. "Почему они работают с Белоруссией, понятно: при всех периодически возникающих разногласиях отношения союзнические, причем речь идет не об абстрактных дружбе и братстве, а о союзнических отношениях в военно-технической и экономической сферах. С Украиной ничего подобного нет, и не предвидится. Никакой даже условной лояльности по отношению к Москве нет, даже на уровне здравого смысла", - сказал он.

Как считает эксперт, предоставление кредита Украине только усугубляет позицию России в отношениях с этой страной, в частности, в общественном мнении, потому что воспринимается как "покупка лояльности крайне коррумпированного и крайне непопулярного политического режима".

В связи с этим, по мнению эксперта, с точки зрения выстраивания или поддержания "особых" отношений с Украиной эта мера (предоставление кредита) контрпродуктивна. То же самое, по его мнению, касается и экономической кооперации: если в случае с Белоруссией такая кооперация действительно носит на сегодняшний день системный характер, то в случае с Украиной кооперация имеет место, но гораздо более локальная. Как заметил Ремизов, отрасли российской промышленности в меньшей степени зависят от устойчивости украинской экономики. По его убеждению, защитой отечественной промышленности или страхованием ее рисков выделение этого кредита также объяснить нельзя.

При всех параллелях, по мнению эксперта, очевидно, что решение о предоставлении помощи Минску спорное, но осмысленное и оправданное, а решение по Киеву, исходя из имеющейся информации, контрпродуктивно как в смысле политического влияния, так и в экономическом смысле. "Даже если есть теневая сторона договоренностей, я не думаю, что эти обещания имеют высокую цену", - сказал он, отметив, что президент Украины Виктор Янукович не в том положении, чтобы гарантировать выполнение каких-либо обещаний.

Предоставление же Белоруссии дополнительной финансовой поддержки, по мнению эксперта, можно рассматривать как плату за "действительно эффективные союзнические отношения в технической сфере, в промышленной кооперации и по экономической интеграции". "А в случае с Украиной платить не за что", - отметил Ремизов.

Что касается того, на что потратит Минск эти средства, то, по мнению эксперта, они пойдут на балансировку бюджета.

Как сообщало ИА REGNUM, 25 декабря на пресс-конференции в Москве по итогам заседания Высшего госсовета Союзного государства Белоруссии и России Владимир Путин сообщил, что правительство РФ приняло решение оказать содействие белорусским коллегам "в связи с тем, что происходит на мировых рынках, и предоставить Республике Беларусь дополнительные заёмные средства в 2014 году в объёме до $2 млрд". В свою очередь Лукашенко заявил, что данный кредит можно рассматривать и как помощь России самой себе. "Я вас заверяю, что та поддержка, которую вы оказали сегодня Белоруссии - это, кстати, поддержка для поддержания обменного курса, в том числе, естественно, через это - и экономике нашей страны - я вас заверяю, что она не будет просто так проедена, как это часто говорят. Начиная от финишного производства, вы, таким образом, поддерживаете и свою экономику - российскую", - заявил Лукашенко. Он отметил, что "и правительство России, и президент, тем более, России, которые умеют хорошо считать деньги, просто так ничего не делают".

Ранее, президент России Владимир Путин по итогам переговоров с президентом Украины Виктором Януковичем заявил, что Россия из средств ФНБ выкупит евробонды Украины на $15 млрд. Ставка купона по украинским бумагам, размещаемым на Ирландской фондовой бирже, составит 5% годовых.