Из общей палитры событий, происходивших в Абхазии в 2013 году, выбивается трагическое - убийство осенью российского дипломата Дмитрия Вишернева. Такое мнение выразил ИА REGNUM старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов, подводя итоги уходящего года.

В текущем году определенный накал был во внутриполитической борьбе, отметил эксперт. "Правительственная команда во главе с президентом Александром Анквабом попала под достаточно серьезную критику. Были дискуссии в обществе по поводу направленности движения Абхазии, в частности острую дискуссию внутри Абхазии вызвал вопрос паспортизации, вопрос гальской зоны. В результате в личном поле стал известен конфликт внутри абхазской элиты, последовала отставка такого известного человека в Абхазии как Станислава Лакоба. Он вынужден был уйти с поста секретаря Совбеза Абхазии, одной из предпосылок этого громкого ухода стала критика правительства по поводу выдачи паспортов жителям гальской зоны. Речь идет не о нынешнем Гальском районе, речь о старом Гальском районе, часть которого сейчас находится в составе Очамчирского района и Ткуарчальского района", - сказал Муханов.

Он отметил, что эта тема продолжает сохранять остроту. "Президент Абхазии неоднократно вынужден был публично объяснять государственную позицию. На сегодняшний момент выдача паспортов прекращена, идет обсуждение дальнейших действий, обсуждение деятельности комиссии, которая анализировала заявления людей, которые хотели получить паспорта, и по итогам обсуждения выдавала паспорта. Сейчас деятельность комиссии приостановлена, что говорит о том, что острота вопроса никуда не ушла, ситуацию пытаются сгладить", - считает Муханов.

По его словам, третья тема, которая была достаточно острой для Абхазии и в предыдущие годы, но также сохранила остроту в 2013 году - это церковный раскол в Абхазии. "Есть две группировки, - рассказал Муханов. - Одну возглавляет отец Виссарион Аплиа, другая группа - так называемых церковных реформаторов во главе с Дорофеем Дбаром и Андреем Ампаром, третий яркий представитель этой группы отец Давид Сарсания. Церковный вопрос актуален и важен для сегодняшней Абхазии и самое главное - актуальность темы никуда не исчезнет в следующем году. Вопрос в нерешенном состоянии и непонятно, в каком направлении он будет урегулирован, потому что стороны достаточно агрессивно себя ведут и пока слова "компромисс" в этом конфликте не видно. Кроме того, этот конфликт подогревается еще и поддержкой внешних игроков и тем фактом, что конфликт находится в рамках грузино-абхазского и грузино-российского конфликтов. В этом конфликте участвуют и Грузинская православная церковь, и Русская православная церковь, он многослойный, что только усложняет его урегулирование".

Следующая тема - тема Олимпиады. "Абхазия географически связана с Краснодарским краем, с Сочи и этот фактор очень важен для Абхазии как в политическом смысле, так и в вопросах безопасности и жизнедеятельности. Сейчас уже есть приказ президента РФ Владимира Путина о мерах по поддержанию безопасности в этом районе и там прописано, что с января по март 2014 года передвижение с территории Абхазии через российско-абхазскую границу будет ограничено. Этот фактор уже сейчас будоражит абхазское общество, и это фактор, который станет реальностью в 2014 году", - отметил Муханов.

Кроме того, среди серьезных тем для Абхазии надо обозначить тему репатриации, считает он. "Постепенно возвращаются потомки мухаджиров, которые покинули Абхазию в XIX столетии. Сейчас можно говорить о численности где-то в несколько сот человек тех, кто приехал из Турции, и около 1000 человек - те, кто приехал из Сирии", - отметил он.

Также Муханов считает важным вопрос, связанный с состоянием текущего законодательства Абхазии, вопросами собственности, квартирным вопросом. "Этот вопрос как раз в этом году поднимался после убийства Вишернева", - добавил он.

Многие важные для абхазского общества вопросы будут унаследованы и в будущем году, отметил Муханов.

По его словам, безусловно, важна и тема ратификации соглашения с Россией о беспошлинной торговле, но говорить об ее значимости в текущем году для Абхазии нет смысла. "Она укладывается в проблематику двусторонних отношений, это всего лишь одно из соглашений. По итогам года соглашение не имеет такого первостепенного значения, как остальные вопросы. Соглашение о беспошлинной торговле подписано совсем недавно, и эффект от этого соглашения мы будем анализировать, говорить о его значимости для абхазской экономики только в следующем году", - прогнозирует он.

Муханов считает, что главный вопрос, стоящий перед Абхазией, - осознание того, куда и как двигаться. "Должна быть упорядоченная программа развития, которую надо обсудить в обществе, и уже принять и не просто принять, а принять к реализации. На сегодняшний день у Абхазии нет такой четкой программы развития. Финансирование с российской стороны комплексной программы развития идет, но нет понимания того, какие результаты будут через три, пять лет, как будет существовать Абхазия в случае изменения мировой конъюнктуры. Очень важно осознать, куда и в каком направлении будет двигаться Абхазия в ближнесрочной, а потом и в среднесрочной программе. Абхазия - уже признанное государство, руководство Абхазии должно иметь долгосрочную программу развития. И общество в Абхазии должно понимать, куда ведет его руководство страны. На сегодняшний момент такого осознания в различных слоях абхазского общества нет. Эта проблема характерна как для Абхазии, так и для Южной Осетии, одно дело программы восстановления, которые утверждались с различными российскими ведомствами, другое дело реализация этих программ и выход на какой-то другой более качественный уровень", - сказал он.

Привязка к Олимпиаде в вопросе развития Абхазии возможна, но она не критична в долгосрочной перспективе, отметил Муханов. "Олимпиада уже через квартал пройдет и все, а Абхазии нужно будет жить и развиваться, имея сочинскую Олимпиаду позади. Фактор Олимпиады гораздо важнее для северокавказского региона, и отголоски этой связки Олимпиады и Северного Кавказа мы видим сегодня, являемся свидетелями. Что касается Абхазии - когда была объявлена Олимпиада, у абхазской элиты были надежды и ожидания, и надо сказать, что многие надежды и ожидания не оправдались, а на сегодняшний момент мы можем констатировать, что фактор Олимпиады не является ключевым для Абхазии, он важен, но не приоритетен", - заявил эксперт.