Возвращаться к работе после новогодних праздников - увлекательно интересно. Сразу бросаются в глаза вещи удивительные, непонятные, невозможные и несовместимые не то, что с практикой отношений между Россией и Южной Осетией, но и со здравым смыслом. И в голове настойчиво свербит одна и та же мысль: "Почему ни у кого до сих пор не сдали нервы, и никто не поджег уже эту казарму?". Потом, конечно, к безобразиям снова привыкаешь, как к городскому шуму, хотя пару дней все еще дергаешься во сне.

Но случаются вещи настолько вопиющие, что их несколько дней никто даже старается не обсуждать, не веря в саму их возможность. И только когда проходит шок и заканчиваются запрещенные Государственной думой слова, наступает катарсис: да, у них просто инстинкт самосохранения не работает. Хотя он базовый. Он обязан работать. Сбой какой-то.

Иначе никак не понять обращение ведущей политической партии Южной Осетии к президенту Леониду Тибилову с требованием провести в РЮО одновременно с парламентскими выборами референдум о вхождении в состав Российской Федерации.

Сейчас дело даже не в том, сколько юридических препон стоит перед этим и какова на самом деле степень невозможности такого развития событий в представимый исторический период. Объяснять все это детально и подробно - втянуться в бессмысленную и эмоциональную дискуссию заведомо на стороне "объединителей", поскольку именно такой публичности они и ждут. Публичность темы в предвыборный период - лишнее привлечение внимания. Тем более, что этот схоластический спор - общее место всех общественных дискуссий в Цхинвале. Люди давно уже запутались в терминологии, исторических ссылках, политических параллелях, а многие просто соревнуются в том, кто громче крикнет что-нибудь вроде "Осетия будет единой!". Можно еще рубаху на груди рвануть и оппонента "грузинским наймитом" обозвать для вящей убедительности.

Особенно порадовало то, что руководящий состав этой партии (как формальный, так и неформальный) сплошь и рядом состоит из действующих - крупных и не очень - местных чиновников. И вот эти люди, собравшись на новогодних праздниках, решили отменить собственную государственность. Ту, которая в Конституции прописана, двумя референдумами подкреплена, Россией и еще некоторыми - кто бы они ни были - признана и за которую, между прочим, люди двадцать лет кровь проливали. И русские солдаты тоже, кстати.

Хорошо, формальных признаков 275 ст. пока не наблюдается, но профессиональная политическая деформация личности видна сразу. Использовать невыполнимый в обозримое историческое время, но чисто по-человечески привлекательный лозунг для обострения политической борьбы в предвыборный период - чудовищно аморально. Возможно, что перехватить какое-то количество душ - они же голоса на выборах - удастся. Особенно среди душ молодых, неокрепших, малообразованных, но нежданно-негаданно обретших активную жизненную позицию, "Фейсбук" им в помощь. И уже не важно, что немедленное вхождение в состав РФ имеет такое же отношение к действительности, как и любая другая сказка. Но как красиво звучит! Правда, некрасиво выглядит вблизи.

Поскольку сами инициаторы всей этой истории точно знают, что не будет этого при живом Владимире Путине. То есть это просто откровенный обман тех искренних и хороших людей, которые действительно хотели бы видеть своей народ единым, защищенным и в естественном союзе с Россией. И смысл только в дополнительных креслах в парламенте в обстановке, когда еще не все поделено.

Если же подлинный смысл в том, чтобы понравиться кому-то в Кремле, кто когда-то по своим личным подковерным соображениям промолвил: "я вас поддержу, ребята", то тогда при чем здесь интересы нации? Тем более, что такая идеологическая поляризация уставшего от слабой власти общества запросто может привести к "майданизации", что уж точно ни разу не в интересах РЮО.

Двадцать лет дискуссия о вхождении в состав России носила чисто академический характер. Разные люди писали статьи, защищали диссертации, издавали книги. Некоторые из них достаточно научны и весьма солидны. Другие - маргинализованный бред. Но никогда все эти разговоры не выходили за рамки теоретизирования, поскольку велись людьми с хотя бы высшим гуманитарным образованием и в своей среде. И никто из представителей этой столь активной политической партии ранее в этих дискуссиях замечен не был.

Но именно они и именно сейчас схватились обеими руками за это столь привлекательное для части общественного сознания знамя и пошли с ним на парламентские выборы.

А где ж вы, соколики, были все эти годы? Глазоньки лечили, ибо не видели они ничего? И кто ж тогда первый нашел эту лопату и откопал остальных?

Вопрос, кто первый сказал "мяу", - конечно, важен, но не столь трагичен. В связи с по всем статьям удивительной государственной информационной политикой Южной Осетии, республика коммуницирует с внешним миром исключительно через "Фейсбук" и пару-тройку сайтов разной степени ангажированности. Поддержание блогеров, троллей и ботов стоит некоторых денег. Больших - для Цхинвала, но абсолютно некритичных для России. А для предвыборного бюджета - это вообще пыль. Выяснить все это, включая первоисточник, - большого труда не составит. И закопать обратно той же лопатой.

Надо понимать, что в отношениях между РФ и РЮО есть некая юридическая странность. Действительно, значительная часть внутренней политики в Цхинвале, по сути, является частью внутренней политики Москвы. Но с другой стороны, для Москвы РЮО - независимое государство, отношения с которым строятся именно на международной основе и в контексте внешней политики. То есть надо понимать, что внутренняя политика - это то, что внутри, включая идеологические споры, исторические экскурсы и политические распри. А внешняя политика - это то, что снаружи. И ее лучше руками не трогать.

Дело в том, что независимость Южной Осетии и Абхазии - это один из краеугольных камней этой самой внешней политики Москвы. Соблюдение status quo для нее жизненно важно. Присоединение (аннексия) или наоборот другой невозможный вариант - "сдача" Грузии - означают для России тотальную потерю лица, обман доверившегося. О позициях на постсоветском пространстве можно будет забыть. Ни о какой роли России на Ближнем Востоке, Иране, да хоть где, включая Латинскую Америку, нельзя будет и рассуждать. Имидж в международной практике стоит многих дивизий и флотилий. И президент Сенегала будет все также плевать в сторону российского посольства, как он это делает сейчас, пока крейсер к Дакару не подошел.

И попытка столь тотального подрыва основ российской внешней политики ради нескольких мест в парламенте - это уже почти диверсия. Возможно, понимание столь глобальных раскладов не по зубам как политической элите Цхинвала (чтобы это ни было), ни их пиарщикам (кто-то ведь складывает слова в предложения во всех этих обращениях и программах). Но ведь уже трижды за последние полгода вежливо объясняли...

А теперь внимание.

Внешней политикой Российской Федерации руководит лично в пресловутом "ручном режиме" В.В.Путин с карательным отрядом верных нукеров. И они, конечно, могут полгода открывать некоторым глаза на мироустройство, рассказывать о чем-то новом, дивном и увлекательном, будоража при этом пытливые умы. Но вблизи они не похожи на лекторов общества "Знание", ждущих банкета после лекции о международном положении в столовой югоосетинского обкома. Они больше смахивают на видных представителей Второй Инквизиции в черных балахонах и могут сделать больно сразу всем.

Кроме того, все более странным становится, мягко говоря, нежелание многих югоосетинских политиков работать на развитие и укрепление столь тяжело добытой государственности. Как будто можно пробиться в состав России и дальше расслабляться, поскольку ничего сложного и мудреного, например, концепцию внешней политики, придумывать уже будет не надо. Вот неправильно это. Ох, неправильно.

Евгений Крутиков.