Внешнеполитические итоги 2013 года года для Украины в интервью ИА REGNUM проанализировал политический эксперт, шеф-редактор "Однако.Евразия" Семен Уралов.

1. В определенных кругах на Украине бытует мнение, что после визита президента Януковича в Москву 17 декабря и подписанных там документов, в частности, по кредиту и по газу, Киев в своей внешней политике развернулся в сторону Москвы. Насколько это утверждение соответствует истине?

Украина никуда и ни к кому не поворачивалась. По той простой причине, что ее отношения в рамках зоны свободной торговли с ЕС "зависли". И только в первом полугодии 2014 г. будет понятно - пойдет ли Киев дальше по пути евроинтеграции, либо остановится. Поэтому нынешнее состояние Украины правильнее всего называть "постановкой на паузу".

То, что во время паузы было принято решение наладить торгово-экономические отношения с Россией, свидетельствует лишь о том, что у киевско-донецкого начальства остался здравый смысл и инстинкт самосохранения. Плюс немаловажную роль сыграла готовность России предоставить кредит Украине, чем последнюю спасали от неминуемого банкротства.

Ведь на самом деле все, что делала Украина последние 2 года во внешней политике - это искала возможность одолжить, потому что её экономика с 2004-2005 годов стремительно деградирует. Структурный кризис украинской экономики начался сразу после того, как президент Виктор Ющенко вышел изо всех договоренностей по участию Украины в ЕЭП. В 2008 году ситуация была усугублена обострением мирового финансового кризиса - к которому республику уже привели в долгах как в шелках.

2. Как будет идти дальнейшее взаимодействие Киева и Брюсселя в нынешних геополитических условиях?

Если в Брюсселе поймут, что Киеву попросту невыгодны условия заключения ЗСТ с ЕС в предлагаемом формате - скорее всего, "донецких" поддадут легкой информационной обструкции, морально поддержат Евромайдан - после чего просто забудут.

Дело в том, что евроинтеграционную ловушку, в которую загнали Украину, можно понять, только разобравшись с проектом "Восточное партнерство". Напомню, что политика "Восточного партнерства Евросоюза" была навязана Евросоюзу в свое время США и предполагает, что посредником отношений между Брюсселем и пограничными республиками на Востоке будут "младоевропейские" члены - Польша, Румыния, Словакия, Венгрия, Прибалтика.

В Молдавии такая политика привела к коллапсу государства и экономическому краху. Приднестровье потеряно навсегда. В начале февраля в Гагаузии ожидается референдум о внешнеполитическом выборе автономии. Украину политика "Восточного партнерства" довела до Евромайдана и глубокого политического кризиса. Конечно, еще не как в Кишиневе - но уже очень близко.

Поэтому я бы не говорил об отношениях Киев - Брюссель. Они уже неактуальны. Киев сейчас ожидают разборки с инвестором проекта "Восточное партнерство" (Вашингтон) и с его менеджерами (Варшава, Вильнюс, Бухарест, Рига, Таллин и др.) Именно на этих фронтах будут разворачиваться основные события - и именно за этим стоит следить предельно внимательно.

3. На первом заседании правительства Украины в этом году премьер Азаров пообещал к февралю полноценно запустить программы промышленной кооперации с РФ. При каких условиях это может сработать в пользу Украине и России и есть ли вообще перспектива у этих программ?

Вряд ли правительству Украины удастся запустить к февралю - слишком большая разница в качестве госуправления на Украине и в России. В Киеве похоже, забыли, что государство в республике дезорганизовано и вся вертикаль "донецкой" власти больше заточена под изъятие свободных средств и капиталов, нежели на решение промышленных задач. Да и уровень профпригодности украинского чиновника уже значительно ниже, чем чиновника российского или белорусского. 10-летний политический кризис в острой форме не смог не сказаться на украинском государстве и его качественных показателях. Скорее всего, большинство программ промышленной кооперации будут предложены российской стороной, а от Украины будет требоваться лишь включение оставшихся производств в производственные цепочки России и Союза.

Вторым ущербным фактором украинской экономики является ее высокая степень олигархизации. Фактически субъектами промышленной интеграции будут выступать частные холдинги, большинство которых зарегистрировано в оффшорах. И граждане Украины не смогут прочувствовать все положительные эффекты евразийской промышленной интеграции. А бюджет, соответственно, недополучит прибыли.

4. Могут ли отдельные отрасли украинской экономики интегрироваться со странами Таможенного союза и выльется ли это в полноценную интеграцию?

Не знаю, готовы ли белорусская и казахстанская сторона идти на очень глубокую интеграцию с Украиной в силу очень высоких рисков. Ни Минск, ни Астана не являются кредиторами Киева, в отличие от Москвы, и никаких рычагов влияния в случае, например, покрываемого государством рейдерства (что на Украине случается часто) у союзников просто нет. Поэтому, полноценная интеграция Украины в ее нынешнем положении и состоянии возможна только с Российской Федерацией. Однако, в силу того, что украинская республика не является членом Таможенного и не собирается стать членом Евразийского экономического союзов - следовательно на полноценную интеграцию рассчитывать не может. Поэтому при наилучшем исходе украинская экономика может рассчитывать на отраслевую интеграцию. В первую очередь, речь идет о судо- и авиастроении, точном машиностроении, трубопрокате, атомной энергетике, космической отрасли и т.п.

Однако, без субъектности в Союзе и без права голоса в Евразийской экономической комиссии украинская сторона не сможет выступать инициатором общесоюзных интеграционных проектов. А в любой интеграции обладание инициативой - половина успеха. Поэтому строго говоря надо говорить не о евразийской интеграции украинской экономики, а о евразийской реанимации отдельных отраслей.

ИА REGNUM ранее публиковал политические итоги 2013 года для Украины: Соглашение об ассоциации Украины с ЕС - это колоссальная спецоперация Запада; и экономические итоги года - Украинская экономика - в рецессии без перспектив, высока вероятность дефолта в 2015 г..