Кряшены - самобытный тюркоязычный этнос, большинство представителей которого живут в Татарстане, исповедуют Православие и подвергаются за это нападкам со стороны татарских националистов. Председатель Совета ветеранов кряшенского движения Казани Аркадий Фокин обратился в редакцию ИА REGNUM с "Открытым письмом ко всем кряшенам, друзьям и недоброжелателям", в котором пытается призвать своих оппонентов к диалогу. Текст обращения дается в оригинале.

Нынешний этап развития социально-культурной и религиозной жизни кряшенского населения России омрачают противоречия. Как всегда, ищут кто виноват, кого в очередной раз наказать, чтобы другим неповадно было. И уже нашли. Дело осталось за малым: как подняться над мелкими придирками, сплетнями, личными антипатиями и надуманными претензиями к тем, кто работает по зову души - не на зарплату, не за подачки, не за 30 сребренников за демонстрацию единения с татарским народом - и предъявить им серьёзное обвинение?! А вот этого - возвыситься над собственной меркантильностью - люди, которые пришли в национальное движение на всё готовое, из корыстных целей, без конструктивных намерений, без желания поработать на общее дело, не говоря уже о каких-то принципах и добрых намерениях, - как раз не могут. Просто это им не дано.

Иначе они бы давно поняли, что суть разногласий проста - она в отношении к кряшенскому вопросу. А точнее в том, признаёшь ты главной и единственной целью кряшенского движения, всей социально-политической жизни кряшенского населения необходимость незамедлительного решения кряшенского вопроса или нет. То есть ты за то, чтобы добиваться на государственном, если хотите, международном уровне признания кряшен полноправным - без всяких оговорок - самостоятельным народом или считаешь, что кряшенам для счастья достаточно петь, плясать, праздновать Питрау (Петров день - прим. ИА REGNUM), радоваться, глядя на очередную кряшен чибяре ("кряшенскую красавицу" - кряш.), и млеть от счастья, когда президент соизволяет заглянуть в импровизированную национальную палатку кряшен на Дне республики.

Кряшенский вопрос делит национальное движение надвое. По одну сторону баррикады с февраля 1990 года заняла своё место и удерживает его до сих пор Общественная организация кряшен г. Казани, а также, к сожалению, недолго существовавшие Республиканский национально-культурный центр Татарстана и Межреспубликанский союз кряшен Башкирии, Татарстана и Удмуртии со всеми входившими в них местными организациями. Именно по их инициативе в октябре 2001 года была принята Декларация о самоопределении кряшен как самостоятельного этноса.

Именно они требуют возвращения самоназвания "кряшены" и законодательного признания их отдельным народом, независимого участия в переписях населения, переподготовки учителей и обучения кряшенских детей в кряшенских национальных школах, восстановления старых и строительства новых церквей в кряшенских селениях и проведения богослужения на родном языке, защиты от негласно ведущейся и поощряемой властями татаризации и исламизации кряшенского населения, создания для представителей кряшен равных избирательных условий и рационального подбора руководящих кадров кряшенских поселений, предприятий, учреждений, организаций, включая директоров школ, домов культуры, библиотек.

По другую сторону с 2007 года занимает позицию Общественная организация кряшен Республики Татарстан. Она была создана по повелению татарстанских властей и является искусственным образованием, вытеснившим при поддержке городских и районных администраций прежние организации, рождённые творчеством народа и работавшие на демократической основе. От новой организации ждали консолидации кряшенского движения, концентрации всех усилий для решения кряшенского вопроса.

Но не для этого власти создавали её. Так же, как и позже учреждённый в составе Института истории Академии наук Татарстана центр по изучению крещёных татар и нагайбаков, эта организация по тщательно скрываемой от кряшенского населения задумке властей должна возобновить, продолжить и завершить проводившуюся в 1920-х годах политику слияния кряшен с татарами. При этом используются те же методы. Когда, первые послереволюционные съезды кряшен и коммунистов-кряшен отказались принять правительственную установку на слияние, то есть на татаризацию кряшен, власти в нарушение демократии сменили руководство кряшенских организаций и протащили угодное им решение.

О том, что это действительно так, говорят факты. Ни разу ни республиканская организация кряшен, ни центр по изучению крещёных татар даже не заикнулись о перечисленных проблемах, не говоря уже об официальной постановке кряшенского вопроса. Наоборот, они всячески демонстрируют свою "татарскость": публично заявляют, что кряшены - это татары, призывают кряшен записываться татарами, участвуют как делегаты в съездах Всемирного конгресса татар и дают согласие на своё избрание в его руководящие органы.

А чтобы отвести от себя подозрения и обвинения в нежелании решать кряшенский вопрос, запутать в этих интригах рядовых участников кряшенского движения, получающих информацию в основном из такой же по духу беспроблемной кряшенской газеты "Туганайлар", придумывают небылицы. В этих целях усиливаются нападки на организацию кряшен Казани и её председателя Марию Семёнову за сепаратизм, отказ войти в состав республиканской организации.

Беру на себя смелость заявить, что не только казанская организация в полном составе во главе с Марией Семёновой, но и "внесистемный" Аркадий Фокин и ушедшие в оппозицию новоявленным вершителям судеб кряшен видные деятели кряшенского движения, с большим желанием и готовностью встали бы под знамёна любого формального или неформального объединения, которое перестало бы заблуждать людей видимостью решения кряшенских проблем, а приступило к практической реализации цели кряшенского движения - обретению кряшенами статуса равноправного народа России.

Таковы вкратце наши разногласия. Дело каждого, принять или отвергнуть их. Но определиться тем, кто искренне желает цивилизованного разрешения кряшенского вопроса, необходимо. И незамедлительно.

С искренней надеждой на взаимопонимание и взаимосотрудничество в этническом восхождении и воцерковлении кряшен,

ветеран кряшенского национального движения Аркадий Фокин