Сделка по продаже 20% акций "АрмРосгазпром" "Газпрому" выгодно отличалась от инициированной вторым президентом Армении Робертом Кочаряном сделки "имущество в счет долга", в рамках которого в счет погашения госдолга Армении в $100 млн России был передан ряд стратегических предприятий страны. Об этом заявил министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян в интервью Tert.am, комментируя критику Кочаряна последних энергетических соглашений Армении и России.

По его словам, отличие в том, что половину накопившегося долга на себя взяла Россия, а так же в том, что прогнозируемость в течение длительного времени тарифа на газ является серьезным достижением для стимулирования инвестиций в экономику.

Министр также коснулся истории изменения долей в "АрмРосгазпром" в годы президентства Роберта Кочаряна. "В 2006 году 5-ый энергоблок Раздана был продан "Газпрому"- за $250 млн. "Газпром" реконструировал и модернизировал 5-й энергоблок Раздана за $140 млн, а также был построен газопровод Иран-Армения за $160 млн. В результате получилось, что общий объем инвестиций "Газпром"-а составил около $550 млн, причем полученные от продажи 5-го энергоблока Раздана $250 млн были полностью направлены на субсидирование потребителей газа в Армении в период с апреля 2006 по апрель 2008 гг. (на компенсацию разницы между ценой на газ на границе Армении в $110 и ценой в $54). То есть получилось, что реальные денежные потоки в Армению не поступали и 5-й энергоблок Раздана полностью был направлен на субсидирование, что, по сути, является своеобразным вариантом сделки "имущество в счет долга". Вместе с тем, хочу напомнить экс-президенту о том, что еще в 2006 года "Газпром" уже приобрел акции другой российской компании "Итера" (10%), и в результате всего этого соотношение акций стало следующим - "Газпром" (80%) и Республика Армения (20%). Абсолютное большинство в совете директоров компании составил "Газпром", и подобная ситуация не давала армянской стороне возможность влиять на решения, принимаемые "Газпром"-ом, что, по сути, помещается в рамки логики бизнеса", - отмечает Мовсисян, который занимал ту же должность и при Роберте Кочаряне.

Министр также обратился к вопросу исключительных монопольных прав компании "АрмРосгазпром" до 2043 года, которые предусмотрены соглашением. По словам Мовсисяна, "АрмРосгазпром" имеет исключительное право лишь в случае импорта газа из Российской Федерации, что он считает логичным, поскольку исключительное право на экспорт российского газа имеет лишь "Газпром". Тем самым, уверен министр, никаких исключительных прав ЗАО "АрмРосгазпром" не было предоставлено.

Что касается срока действия соглашения до 2043 года, то, по словам главного энергетика Армении, это соответствует тому сроку, в течение которого "Газпром" должен суметь вернуть свои вложения, которые касаются приобретения и реабилитации 5-ого энергоблока, строительства газопровода Иран-Армения, расширения внутренней сети по распределению газа. "Следует отметить, что такой подход "Газпром" в настоящее время применяет в переговорах со всеми партнерами, что обусловлено изменениями как на международном энергетическом рынке, так и условий газоснабжения со стороны России. В этой области также необходимо принимать во внимание изменения политики. Я также хочу напомнить г-ну Кочаряну, что согласно закону РА "Об энергетике" и другим нормативно-правовым актам, правила игры в сфере установлены так, что деятельность "АрмРосгазпрома" не может быть вне этих канонов и не может противоречить интересам нашего государства. Ярким примером этому служит 100% приватизация государственной доли распределительных сетей, которая была проведена в 2002 году, и до сегодняшнего дня никаких проблем не возникало. Поэтому продажа 20% акций "АрмРосгазпром" или сохранение в качестве собственности РА не может иметь какого-либо воздействия в деле управления компании", - отметил министр.

Напомним, что на днях второй президент Армении Роберт Кочарян заявил, что, заключая соглашение о купле-продаже 20% акций правительства Армении в ЗАО "АрмРосгазпром" российскому "Газпрому", правительство Армении превратилось в наблюдателя не только в совете директоров "АрмРосгазпрома", но и в газовой сфере страны вообще. Все вопросы, связанные с газовым соглашением, Кочарян поделил на 3 части: сокрытие реальной цены на газ, повлекшее накопление $300 млн долга, сама продажа 20% армянской доли в "АрмРосгазпроме", эксклюзивные условия деятельности монополии до 2043 г., закрепленные в соглашении.

Принятые в прошедшем декабре соглашения предусматривают, что поставляемый газ в Армению будет привязан к российским внутренним ценам, и до 2018 года стоимость голубого топлива не изменится ($189 - внутренняя российская цена плюс расходы на доставку до границы с Арменией). Правительство Армении передало свою долю в компании "АрмРосгазпром" (20%) "Газпрому в счет погашения долга, накопленного с апреля 2010 года, на сумму $300 млн. Именно с этого момента российская сторона начала повышать цену на поставляемый в Армению газ (сначала цена повысилась до $240, затем - до $270), и правительство Армении настаивало на том, чтобы для конечного потребителя топливо не подорожало до окончания переговоров. Таким образом, за эти 2,5 года образовалась 300-миллионный долг. Он был разделена пополам, и свою часть (порядка $155 млн) Армения покрыла передачей 20% доли правительства в "АрмРосгазпром".