Чебоксарская ГЭС работает более 20 лет, но официально она еще не принята. Руководство Нижегородской области десятилетиями не дает согласия на подъем уровня воды, опасаясь разлива Волги. Минимизация нежелательных последствий от строительства Чебоксарской ГЭС была в планах работы Сергея Кириенко на посту полпреда в ПФО. Ожидалось, что он снимет многочисленные противоречия, возникшие между Нижегородской областью, Марий Эл и Чувашией в связи с необходимым подъемом уровня воды в Чебоксарском водохранилище до 65-метровой отметки. Министерство транспорта России, однако, завершает подготовку проекта по строительству низконапорной плотины на реке Волге в районе Городца в Нижегородской области. ИА REGNUM попросило прокомментировать сложившуюся ситуацию Председателя правительства Чувашской Республики Наталию Партасову.

- Минтранс России в лице министра C.Франка заявил о строительстве новой плотины в районе Городца в Нижегородской области, и таким образом снял с повестки дня вопрос о подъеме уровня воды на Чебоксарском водохранилище. Как так произошло, что многолетний, проблемный и стратегически важный вопрос трех регионов - Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл - решился одним тактическим ходом. Как Вы, государственный человек и заинтересованная сторона, оцениваете данное решение?

- Хочу Вас поправить - ситуация не совсем такая, как Вы сформулировали вопрос. Правительство Чувашской Республики с пониманием относится к решению Минтранса России и Правительства Нижегородской области о строительстве выше Н.Новгорода низконапорной плотины, совмещенной с автодорожным мостовым переходом через р.Волгу, решающей локальные задачи пропуска судов на участке Городец-Н.Новгород и вывода транзитного автомобильного транспорта за пределы города. Но это сооружение никоим образом не влияет на улучшение судоходства, создание гарантированной глубины судового хода от Н.Новгорода до Чебоксарского водохранилища и обеспечение устойчивого и безопасного пропуска судов через гидросооружения Чебоксарской ГЭС и других проблем водохранилища: работа инженерных сооружений береговой защиты в непроектном режиме и снижения качества воды из-за высокой площади мелководий, неспособность при больших паводках защитить населенные пункты нижнего бьефа от затопления.

- Специалисты утверждают, что строительство новой плотины - не менее дорогостоящее мероприятие. Это было "политическое" решение или "экономически обоснованное"? Можете ли назвать его оптимальным? Как Вы оцениваете роль полпреда Президента РФ в ПФО С.Кириенко и дееспособности полпредства, как межрегионального политического института в этой ситуации?

- Действительно, строительство новой плотины - дорогостоящий проект. По предварительной оценке, на эти цели потребуется свыше 10 млрд. рублей. А это, замечу, больше, чем необходимо средств для завершения строительства Чебоксарского гидроузла и устранения негативных последствий заполнения Чебоксарского водохранилища на временную минимальную отметку 63,0 метра. По оценке генерального проектировщика института ОАО "Волгаэнергопроект-Самара", стоимость достройки Чебоксарского гидроузла и устранение негативных последствий при возможной (оптимальной) отметке 65,0 метра составит 9,4 млрд. рублей в ценах 2001 года, из них компенсационные выплаты за сельскохозяйственные и иные земли - 5,7 млрд. рублей.

Полпред Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном Oкруге Сергей Владиленович Кириенко знает проблемы Чебоксарской ГЭС и Чебоксарского водохранилища не понаслышке. Он неоднократно посещал Чебоксарской гидроузел, с его участием обсуждались проблемы Чебоксарской ГЭС во время пребывания в Чувашии министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Грефа в апреле 2002 г. Я думаю, есть понимание у Сергея Владиленовича, что Чебоксарский гидроузел - завершающая ступень Волжского энергетического каскада, его проблемы и негативные последствия влияют на экономику и социальные вопросы Чувашской Республики, Республики Марий Эл, регионов Верхней, Средней и Нижней Волги.

- Каковы экономические убытки от эксплуатации незавершенной ГЭС, от 20-летнего изучения этого вопроса и проектирования вариантов решения, в том числе строительства берегоукрепительных сооружений из расчета 65-68 метров? Влияет ли нерешенность вопроса на экономическую жизнь регионов Средней и Нижней Волги?

- Гидроузел работает на временной минимальной отметке в непроектном режиме, неустойчиво. Установленная мощность ГЭС используется только на 60%. Среднегодовая выработка электроэнергии за период эксплуатации водохранилища на временной отметке 63,0 метра составила 2,1 млрд. кВт.ч, при проектной - 3,5 млрд. кВт.ч. За прошедший период с начала пуска гидроагрегатов недополучено свыше 28 млрд. кВт.ч дешевой электроэнергии в период пиковых нагрузок.

Кроме того, эксплуатация гидроузла при минимальном подпоре приводит к повышенной вибрации дорогостоящего гидросилового оборудования, преждевременному его износу и выходу из строя, дополнительным затратам на его содержание и ремонт, что не позволяет накапливать собственные средства на его реконструкцию и замену на новое.

Выход из создавшегося положения Правительство Чувашской Республики видит в реализации пункта №8 Указа Президента Российской Федерации от 11 сентября 1992г. № 1071 "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Чувашской Республики", решения совещания с участием министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Грефа от 24 апреля 2002г. о завершении разработки технико-экономического обоснования по определению оптимального уровня заполнения Чебоксарского водохранилища и объемов первоочередных работ с учетом имеющихся заключений и экспертиз и решения Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации от 25 апреля 1995г. Однако Правительство Нижегородской области не согласовало проект "Техническое задание на разработку технико-экономического обоснования отметки НПУ Чебоксарского водохранилища в перспективе до 2015 года", тем самым заблокировало решение проблем Чебоксарской ГЭС и водохранилища.

Предложения Минтранса России о сдаче в постоянную эксплуатацию комплекса Чебоксарской ГЭС должно быть подкреплено решением об устранении негативных последствий при существующей отметке водохранилища.

- Чебоксарская ГЭС работает более 20 лет, но официально она до сих пор не принята. Нижегородцы опираются на то, что в 1989 году в заключении Госэкспертизы СССР было отмечено, что ГЭС экономически неэффективна как при отметке 63,0 м, так и при отметке 68,0 м. Известно ли Вам, какие берегоукрепительные мероприятия проводились Нижегородской областью за 20 лет? Как Вы считаете, можно ли в XXI веке опираться на экономические выводы советской экономики?

Работая при минимальном подпоре, Чебоксарская ГЭС за истекший период окупила затраты, вложенные в ее строительство. В период жесточайшего энергетического кризиса Чебоксарская ГЭС в пиковые часы выдала в единую энергетическую систему страны более 40 млрд. кВт.ч электроэнергии. Чебоксарская ГЭС - это регулирующая мощность Волжской энергосистемы.

До 1989-90 гг. средства на финансирование строительства инженерных защит водохранилища Чебоксарской ГЭС выделялись из Союзного бюджета в согласованных объемах, в том числе и для Нижегородской области, однако из-за недостаточной мощности подрядных организаций их освоение осуществлялось не в полном объеме. По Чувашской Республике утвержденные объемы по строительству инженерных защит (без дополнительных объемов) выполнены в полном объеме, а по Нижегородской области - на 60-70%.

После прекращения целевого финансирования с 1991 года строительство инженерных защит Чебоксарского водохранилища не осуществлялось. Выделяемые незначительные средства из Федерального бюджета направлялись в первую очередь на строительство жилья для переселения населения из зоны подтопления и на неотложные противооползневые мероприятия.

Опираться на научные и экономические выводы научно-исследовательских и проектных институтов и Академии наук бывшего СССР можно и нужно, что подтверждают проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы "Гидропроекта" по этим проблемам в 1990 г.

- Участки глубиной менее двух метров для равнинных водохранилищ не должны составлять 15-20 процентов от площади водного зеркала. Площадь мелководий в пределах приплотинного плеса Чебоксарского водохранилища составляет 35-40 процентов, т.е. превышает норму более чем в два раза. Чебоксарское водохранилище стало отстойником всего Окского бассейна, задерживает большую часть экотоксинов. Как Вы видите теперь решение этой экологической проблемы?

- По мнению специалистов, это одна из основных причин не восприятия Нижегородцами подъема уровня Чебоксарского водохранилища, задерживающее скорость удаления неочищенных стоков от Нижнего Новгорода.

При существующем уровне воды в водохранилище площадь мелководий составляет 33% от затопленных площадей вместо 19% по проекту. Вследствие этого снижается самоочищающая способность водохранилища, которое является источником питьевого водоснабжения городов Чебоксары и Новочебоксарск. Из-за недостаточного водообмена в маловодные годы происходит накопление различных загрязнителей в приплотинном объеме водохранилища, усиливаются процессы вторичного загрязнения, развиваются вредные микроорганизмы.

При этом загрязнение Чебоксарского водохранилища в пределах Чувашской Республики преимущественно происходит за счет трансграничного переноса с вышележащих субъектов Российской Федерации. Так, если Нижегородская область за год в водохранилище сбрасывает около 380 млн.куб.м загрязненных сточных вод, то Чувашия - менее 10 млн.куб.м.

Правительству Нижегородской области в первую очередь необходимо активизировать осуществление мероприятий по очистке сточных вод и в конечном, по нашему мнению, итоге не допускать сброса неочищенных стоков в водохранилище.

Второе - увеличение объема водохранилища и создание его регулирующей емкости, что позволит уменьшить концентрацию стоков и улучшит водообмен в водохранилище.

Третье - существенное уменьшение мелководий, доведение до расчетных нормативов - 18-19%.

- Подъем уровня воды на Чебоксарском водохранилище - это уже закрытая тема или возможно возвращение к ней? При каких условиях вопрос может решиться положительно?

- Никто, кроме Правительства Российской Федерации не имеет полномочий закрыть эту тему. Согласно заключению экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы Минприроды России и Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации выбор оптимальной отметки водохранилища и режима его работы в каскаде Волжских гидроузлов должны определяться не только по технико-экономическим показателям, но и оценке воздействия водохранилища на окружающую среду, а также с учетом интересов Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Нижегородской области. Без углубленной проработки специализированными научно-исследовательскими и проектными институтами и согласования с заинтересованными субъектами Российской Федерации Правительство Российской Федерации не примет решение "о закрытии темы".

Речь идет о завершении строительства Чебоксарского гидроузла, обеспечении устойчивой работы Чебоксарской ГЭС, создании регулирующей емкости водохранилища, реконструкции и достройки гидросооружений, обеспечении устойчивого и безопасного пропуска судов, реконструкции и завершении строительства инженерных защит, переселении населения из зоны подтопления и выполнении других неотложных мероприятий по устранению негативных последствий по Чебоксарскому водохранилищу.

Одно из главных условий при принятии решения о подъеме уровня воды в Чебоксарском водохранилище, на наш взгляд - достижение согласия между субъектами Российской Федерации.

Предложения от Чувашской Республики о сдаче комплекса Чебоксарского гидроузла в постоянную эксплуатацию при отметке 63,75 метров не поступало. Обсуждался только вопрос, как стабилизировать и обеспечить безопасность пропуска судов через сооружения Чебоксарского гидроузла (шлюзовое хозяйство). Временная промежуточная отметка 63,75 метра несколько улучшит пропуск судов и позволит частично регулировать сброс паводковых вод в период весеннего половодья.