Совет польского города Пененжно проголосовал за снос памятника советскому генералу Ивану Черняховскому, погибшему 18 февраля 1945 года на окраине города Мельзак в Восточной Пруссии (ныне Пененжно). Об этом 30 января проинформировало Radio Olsztyn.

Вопрос о сносе памятника обсуждался три месяца назад, но тогда горсовет Пененжно не смог принять решения: семь членов горсовета проголосовало за и столько же - против из соображений стоимости работ. "Чтобы убедить неопределившихся, деньги на снос спорной реликвии прошлого пожертвовал председатель варшавского филиала товарищества "Борющаяся Солидарность" Павел Колкевич, а "Архитектурная Мастерская" из Троймяста задекларировала выполнение всех проектных работ по демонтажу за свой счёт. Эти заявления привели к изменению распределения голосов среди членов Совета: во время повторного голосования о будущем памятника они высказались за его снос в Пенежно", - сказано в сообщении.

Бургомистр города Казимеж Кейдо заявил, что данное решение не было единогласным, отметив: "Члены совета переголосовали решение о сносе памятника генералу Черняховскому, который стоит в Пенежно. Семь человек были за, четверо - против, двое воздержались, а двое не участвовали в заседании".

Теперь судьбу памятника решает "Совет Памяти Войн и Мученичества", который будет вести переговоры на тему нежелательного памятника с российской стороной, проинформировало Radio Olsztyn. В сообщении сказано также, что генерал Черняховский ответственен "за арест и депортацию более 6000 солдат "Армии Крайовой", которые в июле 1944 года принимали участие в акции "Острая Брама" - освобождения Вильно".

Напомним, Иван Черняховский родился 29 июня 1906 года в селе Оксанино Уманского уезда Киевской губернии в семье железнодорожника. В годы Великой Отечественной войны командовал частями Красной армии с первых дней, от оборонительных боёв под Шауляем в 1941 году до освобождения Восточной Пруссии, переданной Советским Союзом освобождённой Польше. Черняховский участвовал в сражениях на Курской дуге, форсировании Десны и Днепра, участвовал в Киевской, Житомирско-Бердичевской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой операциях. С апреля 1944 года Черняховский командовал войсками 3-го Белорусского фронта, участвовал в Белорусской, Вильнюсской, Каунасской, Мемельской, Гумбиннен-Гольдапской и Восточно-Прусской операциях.

За освобождение Украины Черняховский был награждён первой "Золотой Звездой" Героя Советского Союза, за освобождение Белоруссии и Литвы - этой же высшей наградой повторно. В честь советского генерала назван город Черняховск в Калининградской области, а также улицы и учреждения культуры во многих городах СССР. Черняховский был похоронен в Вильнюсе, а в 1992 году прах дважды Героя Советского Союза был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Как сообщало ИА REGNUM, в постсоциалистической Польше создан культ "Армии Крайовой" - военизированной организации, подчинявшейся эмигрантскому правительству в Лондоне. В годы Второй мировой войны отряды АК оказывали вооруженное сопротивление частям вермахта и РККА, конфликтовали одновременно с советскими партизанами и организациями гитлеровских коллаборантов, терроризировали мирное население Украины и Белоруссии, а также пытались самостоятельно захватывать населённые пункты до наступления частей Красной Армии, дабы продемонстрировать легитимность т.н. "Лондонского правительства". Одной из самых известных акций АК стала начавшаяся 1 августа 1944 года операция "Буря", приведшая к восстанию жителей Варшавы, жестоко подавленному гитлеровскими оккупантами. Варшавское восстание в историографии ПНР и СССР характеризовалось как типичный пример кровавой авантюры АК и, одновременно, подвиг польского народа, а в эмигрантской и постсоветской польской печати - как подвиг польских патриотов руководством АК, павших в неравной борьбе с гитлеровцами при нежелании командования Красной Армии (после кровопролитных боёв не сумевшей прорвать оборону вермахта) прийти на помощь восставшим. В постсоветской польской печати крайне тенденциозная подача деятельности АК способствовала формированию шовинистических мифов, нашедших отражение в научной и учебной литературе, в культе АК в костёлах, а также рецидивах различных пропагандистских акций русофобского и антисоветского характера.