В ходе церемонии вручения верительных грамот 18 послами в России Владимир Путин заявил, что Россия надеется на "более содержательное и взаимовыгодное сотрудничество с Румынией", пишет Adevarul. Он выразил готовность к совместной работе по углублению политических, экономических и гуманитарных связей. На первый взгляд, утверждение кажется чисто дипломатическим и формальным, однако следует отметить, что нечасто Владимир Путин в своих заявлениях упоминал Румынию, и когда он всё-таки это делает, то за этим что-то скрывается. Более того, если принять во внимание последние события в Центральной и Восточной Европе, то можно отметить небывалый дипломатический, политический и экономический энтузиазм России.

Воспользовавшись сложной экономической ситуацией, с которой сталкиваются страны Восточной Европы, Россия инициировала заключение экономических соглашений и предоставление кредитов, чтобы увеличить свое влияние в регионе, продолжает Adevarul. Недавнее соглашение между Россией и Венгрией, согласно которому Россия выделит кредит в 10 млрд евро для строительства двух ядерных реакторов на АЭС "Пакш", ошарашило всю Европу. Соглашение не должно было никого удивить, в контексте своей изоляции Венгрия ищет поддержки у Москвы, что может материализоваться в ближайшем будущем в виде настоящего стратегического партнерства. В последнее время мы наблюдаем сближение между этими двумя странами. Россия в прошлом году была почетным гостем на сельскохозяйственной ярмарке в Будапеште, а Венгрия стала почетным гостем на большой книжной ярмарке в Москве, также было объявлено об открытии российско-венгерских торговых палат в Москве, Ростове, Красноярске, Иркутске и Новороссийске. Экономические рычаги влияния России в Венгрии прочно держатся на зависимости от российского газа (Россия покрывает 75% потребности страны) и нефти (поставки России на венгерский рынок составляют 80%).

Приход к власти в прошлом году в Болгарии социалистической партии, преемницы Болгарской коммунистической партии, которая никогда не скрывала своих намерений развивать приоритетные отношения с Россией и другими странами СНГ, является предметом беспокойства для Румынии, пишет Adevarul. В настоящее время Россия ведет переговоры с Болгарией о строительстве АЭС на её территории, как и в случае Венгрии. Запрет на добычу сланцевого газа, введенный болгарским парламентом, и как следствие отмена разрешения на разведку, предоставленного американской компании Chevron, являются актом сознательного игнорирования 95-процентной зависимости от российского газа и закрепление на постоянной основе энергетических интересов России в этой стране посредством участия Болгарии в "Южном потоке". Участие Болгарии и Венгрии в газотранспортном проекте "Южный поток", пролегающем в обход Румынии, вызвало осуждение Европейской комиссии, которая предупредила, что соглашения по участию в этом проекте нарушают законодательство ЕС. Кроме того, участвуя в проекте "Южный поток" и полностью игнорируя NABUCCO, Болгария подорвала работу по NABUCCO, что впоследствии привело к гибели этого проекта.

Сербия является главной мишенью России на Балканах, продолжает Adevarul. Целью России является сдерживание этого балканского государства за пределами ЕС и НАТО и укрепление его экономической зависимости, особенно в энергетическом секторе. Россия приобрела сербскую нефтяную компанию NIS. Ожидается, что из-за долга в один миллиард евро Srbijagas (национальная газовая компания Сербии) перейдёт под контроль "Газпрома". Следует отметить, что Россия укрепила свое экономическое влияние в этом государстве, предоставив кредит в 1 млрд. долларов. Не стоит игнорировать и военное присутствие России: между армиями двух стран установлено военное партнерство, которое предусматривает, среди прочего, и экономическую помощь сербскому ВПК.

Несмотря на то, что Республика Молдова парафировала Соглашение об ассоциации с Европейским союзом в Вильнюсе, документ должен быть утвержден парламентом, а результаты парламентских выборов в ноябре 2014 года будут иметь решающее значение для будущего европейского пути Республики Молдова, пишет Adevarul. Если сохранятся тенденции, отражённые в последних опросах, тогда процесс европейской интеграции на том и завершится. Хотя Россия уже запретила импорт молдавского вина в прошлом году, у неё есть ещё достаточно инструментов, которые могут нанести удар по хрупкой экономике Республики Молдова, например, эмбарго на овощи и фрукты, а также введение ограничений для молдавских граждан, работающих в России. Россия также может использовать приднестровский конфликт для шантажа Республики Молдова. И не будем забывать о Гагаузии с ее референдумом о выборе между вступлением Молдавии в ЕС и сближением с Таможенным союзом, а также о возможной независимости. С другой стороны снятие таможенных ограничений на ввоз молдавского вина в Европейский союз стало первым шагом на пути сближения Республики Молдова с ЕС. Еще одним шагом является предоставление ЕС финансовых ресурсов для ускорения процесса энергетического взаимоподключения Молдавии с Румынией. А либерализация визового режима в ЕС для молдаван может склонить чашу весов на выборах в пользу проевропейских политических сил.

После многих месяцев переговоров, на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе Украина отказалась подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, а в декабре 2013 года подписала контракт с Россией, согласно которому цены на газ для Киева снижаются на треть и предоставляется кредит в 15 млрд. евро, продолжает Adevarul. Все шаги, предпринятые Украиной, в конечном счёте похожи просто на стратегию переговоров, в результате которых она получает бонусы от России. Ранее, в той же манере Киев добился снижения цены на газ в 2010 году в обмен на сохранение российской военно-морской базы на территории Украины.

Своими действиями, проводимыми на Украине в конце 2013 года, Россия, казалось, укрепила свое экономическое присутствие и заложила предпосылки для включения Украины в состав будущего Евразийского союза, пишет Adevarul. Тем не менее, протесты в Киеве и в крупных городах Западной Украины доставляют беспокойство России, а недавняя радикализация протестов и угроза отделения от Украины Автономной республики Крым вносят большую долю неопределённости относительно будущего этого государства. Ключ к разрешению напряженности внутри Украины находится в руках Европейского союза, который может выступить в качестве посредника и убедить Виктора Януковича разрядить атмосферу в стране, пойдя на уступки оппозиции, чтобы избежать раскола страны, пусть даже путём инициирования парламентских и президентских выборов.

Румыния на данный момент, похоже, является единственной страной в регионе, которая в течение многих лет не реагировала на песни сирен, доносящиеся из России, продолжает Adevarul. По крайней мере до недавнего времени, когда премьер-министр Виктор Понта выразил намерение возродить отношения с Россией. Перезагрузка отношений с Россией ожидается с 2015 года, когда Траян Бэсеску завершит свой мандат. Несмотря на все намерения, отношения между двумя странами не сдвигаются с места из-за нескольких вопросов: проблема золотого запаса, неблагоприятный для Румынии торговый баланс, высокие цены на газ, вопрос Приднестровья ("вопроса Приднестровья" - нет в повестке российско-румынских отношений; участвовавшая в 1992 году в войне против Приднестровья на стороне Молдавии Румыния не является участником ни одного из форматов молдавско-приднестровского урегулирования - прим. ИА REGNUM) и восприятие России общественным мнением Румынии. Если говорить об экономических отношениях между Румынией и Россией, то торговый баланс с РФ абсолютно невыгоден Румынии. В конце 2012 года общий объем двусторонней торговли между Румынией и Россией составил 4,42 млрд. долларов (повышение на 1,8% по сравнению с 2011 годом). При этом на долю импорта пришлось 3,07 млрд. долларов (повышение на 4,9% по сравнению с 2011 годом), а экспорта - 1,35 млрд. долларов (снижение на 4,6 % по сравнению с 2011 годом).

По данным опроса IRES за 2013 год, Россия занимает второе место в рейтинге наименее дружественных Румынии стран, а 27% румын рассматривают Россию, как враждебное государство, пишет Adevarul. Этими результатами руководствовались большинство румынских политиков, указывавших на Россию как на пугало, а тех, кто стремится к сближению с Россией, называют "продавшими родину". Оказавшись в слепой политической борьбе за власть, румынские политики как будто игнорировали и пространство, граничащее с Румынией. До сих пор Румыния не приняла чёткую среднесрочную и долгосрочную стратегию в отношении Центральной и Восточной Европы, если не считать позиции по интеграции Республики Молдова в Европейский союз.

Принимая во внимание рост экономического и политического влияния Москвы в регионе, особенно после провала ЕС в Вильнюсе, весьма наивно полагать, что враждебные отношения с Россией могут быть выгодными во внешней политике, как и идеалистично думать, что слишком дружеские отношения с Россией могут принести только пользу, продолжает Adevarul. Россия под руководством Путина зациклена на ведении внешней политике по типу realpolitik, характерной для девятнадцатого века, еще раз доказывая, что Москва хочет утвердить себя в качестве глобального игрока, активно пользуясь политикой кнута и пряника. С одной стороны Россия предоставляет существенную финансовую помощь и усиливает своё энергетическое влияние в странах Центральной и Восточной Европы, с другой стороны размещает тактические ракеты в Калининградском анклаве, сохраняет свой флот на Украине и войска в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии, получает доступ к авиационно-морским базам на Кипре и в Сирии и объявляет об инвестициях в размере 650 млрд. долларов на вооружение.

До недавнего времени членство в НАТО и ЕС представлялось гарантийными мерами непопрания национальных интересов, но геополитические события показывают, что членства в клубе избранных уже недостаточно, пишет Adevarul. Размещение на территории Румынии перехватчиков американского противоракетного щита является первым шагом к укреплению национальной безопасности. Подписание ряда двусторонних соглашений с Китаем в ноябре 2013 года в таких областях как энергетика, сельское хозяйство и транспорт, могут представлять собой меру по диверсификации источников экспорта и инвестиций, а также контрмерой к инвестиционному российскому натиску в регионе.

При этом Румыния игнорировала отношения с Украиной и проявляла безразличие к усилиям Польши по привлечению этой страны на путь европейской интеграции, продолжает Adevarul. Даже если на данный момент Украина кажется потерянной в объятиях России, Румыния должна действовать более активно, наравне с Польшей и Европейским союзом, для достижения среднесрочных и долгосрочных стратегий, чтобы вернуть Украину на путь европейской интеграции. Что же касается Сербии, то Румыния обладает множеством рычагов, при помощи которых может поддержать усилия по интеграции Сербии в ЕС и поощрить примирение этого государства с Косово. Договоренность между этими двумя государствами может прекратить эмоциональный шантаж России, который она проводит в отношении Белграда. Интеграция Сербии в ЕС может обеспечить долгосрочное снижение российского экономического влияния за счет доступа к западному инвестиционному капиталу.

В дальнейшем в противовес интересам России Румынии необходимо синхронизировать свои интересы с интересами Польши и Турции, наладив стратегическое партнерство в военной, экономической и культурной областях, пишет Adevarul. Все три страны имеют общую историю противостояния с Россией, но хотят прочных торговых отношений с Россией, не подвергая опасности национальные интересы. С началом добычи сланцевого газа и энергетических ресурсов в Черном море, с экономической точки зрения Румыния может стать активным региональным игроком, используя энергетический рычаг на благо своих интересов, учитывая энергетическую зависимость от России ее соседей. Впрочем, адаптируется ли Бухарест к новым геополитическим реалиям и станет ли серьёзным региональным актором, еще предстоит выяснить, подводит итог издание.

Румыния боится выступать на стороне демонстрантов на Евромайдане или, возможно, её не очень заботит, каким путём пойдёт Украина, которая кажется брошенной Западом на волю написанных Москвой сценариев, пишет Romania Libera. Россия уже окружила Румынию целым кордоном стратегических партнерств - с Венгрией, Сербией и Болгарией, но, похоже, не осталась этим удовлетворенной. Россия вновь встала в дверях и собирается шагнуть вперёд. Румынии, однако, не должно быть безразлично то, что происходит с Украиной, и какой путь выберет Киев после того как в конце ноября под давлением России он отказался подписать соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС. С тех пор многие известные украинцы выступали на Майдане, там же где проходила и "оранжевая революция" в 2004 году, угасшая из-за групповых интересов на Украине и нерасторопности западных лидеров. Последние так и не сумели изменить ориентацию этой страны, экономически зависимой от России, но вместе с этим сильно желающей отделиться, наконец, от своего восточного брата. Брюссельские лидеры на днях мило улыбались Владимиру Путину, как будто и не подозревают что рецепт дестабилизации на Украине был создан в лабораториях Кремля, таким образом, чтобы на улицы выходили не только демонстранты с демократическими взглядами, хорошо организованные оппозиционеры и интеллектуалы с разработанной программой, но и националисты, экстремисты и специалисты по коктейлям Молотова. Всё движется в направлении ожидаемого для России исхода, хотя еще не все карты открыты.

Румыния может создать свою линию поведения в период, когда Европейский союз не хочет вмешиваться в то, что происходит на Украине, а Соединенные Штаты больше не обладают энтузиазмом времён Джорджа Буша в отношении этого региона, которым Россия хотела бы обладать безраздельно, продолжает Romania Libera. Траян Бэсеску мог бы стать европейским лидером в стремлении вырвать Украину из когтей России, он может поехать в Киев, может стать адвокатом европеизации Украины. Это стало бы для Румынии возможностью выбраться из периферии, преодолеть страхи, как правило имеющиеся у всех маленьких государств перед лицом могущественных соседей, которые могли бы их в любое время захватить.

После "оранжевой революции" Западу дается второй шанс вернуть Украину, пишет Romania Libera. Как пояснил Джордж Фридман, глава Stratfor, в работе "Следующие 100 лет. Прогноз событий ХХI века", если после 2004 года Западу удалось бы заполучить Украину, то "Россия осталась бы беззащитной" и вернулась бы к "своим средневековым границам". Между тем Российская Федерация консолидировала свою экономическую и военную мощь, укрепила дружеские отношения с влиятельными странами Европы, которые нуждаются в энергетических ресурсах, и расширяет свое влияние в Центральной и Восточной Европе в таком темпе, что Румыния должна бы призадуматься. Вокруг нашей страны Россия, как уже упоминалось, создала аванпосты, наладив стратегические отношения с Сербией, Венгрией и Болгарией. Румыния на данный момент представляет собой остров, ограниченный двумя американскими военными базами на своей территории, но Россия вновь стоит у ворот Европы, более чем когда-либо готовая доказать своё превосходство.

Румыния может использовать "польский вариант" и встать на пути у русских, жёстко отреагировав на всё, что происходит на Украине - в стране, где самый пророссийский глава государства Леонид Кучма написал книгу под названием "Украина не Россия", продолжает Romania Libera. А может войти в санитарный кордон, выстроенный Москвой в Восточной Европе, и выстроиться в ряд с местными игроками, нуждающимися в российском газе, но европейском лоске. Накануне Олимпийских игр в Сочи, когда Россия может быть принуждена отступить из-за страха получить бойкот западных государств, Румыния может выдвинуть на повестку дня ЕС новую тактику в отношении Украины и Республики Молдова. Но, возможно, Траян Бэсеску слишком занят внутренней политикой или ведёт прямые переговоры с Москвой о будущем Республики Молдова, или просто не получает помощи государственного аппарата в том, чтобы вытащить Румынию из тени истории, подводит итог издание.

В разгар зимы, как и в декабре 2004 года, украинцы штурмуют площади, здания и институты власти в Киеве и других городах в западной части страны, чтобы довести до конца прозападную революцию, начатую десять лет назад и прерванную межличностным конфликтом (со знанием дела подпитываемым и внутри, и снаружи страны) "оранжевых" лидеров Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, пишет Hotnews. Лидер Партии регионов, экс-премьер Виктор Янукович, свергнутый тогда в результате аннулирования президентских выборов, спокойно вернулся в должность в феврале 2010 года, сменив Ющенко после принесшего разочарование мандата оранжевого режима. Таким образом, столь ярко окрашенная революция завершилась преждевременно, похоронив прозападные идеалы из-за неспособности местных политиков вытащить Украину из сферы влияния большого восточного соседа.

На этот раз люди, кажется, полны решимости не допустить компромисса с пророссийской властью, обвиняемой в компрометации европейской перспективы страны, и призывают к досрочным президентским выборам, продолжает Hotnews. Поствильнюсская напряженность в украинском обществе достигла точки кипения и выплеснулась в виде уличных столкновений, злоупотребления властью и насилия, на фоне массовых протестов в столице и на западе страны. Появляется информация, что протесты вспыхнули и на Востоке - даже в Донецке - родной области президента Януковича. Украина, как государство, находится на краю пропасти.

Вот такова вкратце картина нынешней политической напряженности, которая может дальше эволюционировать практически в любом направлении, вплоть до эскалации насилия и "разрыва" между проевропейскими западными и центральными регионами и русскоязычными индустриальными районами на востоке, пишет Hotnews. Нынешний политический момент в Киеве интересен еще и тем, что Россия оказалась в противоречивом положении. С одной стороны, она вынуждена уделять внимание драматическим событиям на Украине, следуя своей стратегической цели удержать эту постсоветскую страну в своей орбите. С другой стороны, Россия стремится обеспечить политический климат, который бы не повредил Олимпиаде в Сочи - важнейшему проекту, в который Москва много инвестировала, и от которого ждет отдачи в плане международного имиджа, доверия и престижа.

Чтобы избежать бойкота Олимпиады западными лидерами и любых негативных реакций международного сообщества, можно предположить, что Владимир Путин попытается быть как можно более сдержанным в отношении попытки свержения режима в Киеве, продолжает Hotnews. С этой точки зрения, сейчас такой момент, когда явная поддержка президента Януковича со стороны России становится для последней все более проблематичной. А уязвимость украинской власти перед протестующими и оппозицией более очевидна, чем когда-либо. Расположенная на геополитическом разломе континента Украина в настоящее время представляет собой высокую ставку и для России, и для Запада.

В 2013 году Владимир Путин блистал на международной арене, пишет Hotnews. В последний момент была заблокирована американская военная интервенция в Сирии, Иран был возвращен за стол переговоров, была сломана игра европейских лидеров на вильнюсском саммите (четыре из шести стран "Восточного партнерства" сориентировались на Россию, отказавшись от Соглашения об ассоциации с ЕС - фактически удар "под дых" Берлину и Брюсселю). Теперь же, после столь успешного внешнеполитического года, Путин столкнулся с ситуацией, когда контроль над Украиной может быть утрачен. Отставка Януковича даст старт, причем неожиданно скоро после эпизода в Вильнюсе, новой стратегической битве за Украину. Это был бы своего рода реванш прозападных сил после ноябрьского разворота Киева в сторону Москвы. Для России же это будет тяжелая потеря, поскольку то же самое может произойти через несколько лет в Белоруссии, и тогда Западом будет полностью замкнута линия от Эстонии до Болгарии - от Балтийского до Черного моря. Символом же разворота Украины лицом к Брюсселю станет расторжение соглашения о нахождении российского флота в Севастополе до 2042 года, подводит итог издание.

В начале января Соединенные Штаты Америки направили в Румынию своего специального представителя, заместителя госсекретаря Викторию Нуланд, чтобы обсудить последние действия румынских властей, пишет Ziare.com. В частности Нуланд приехала, чтобы обсудить решение парламентского большинства по декриминализации уголовной статьи о конфликте интересов для народных избранников различного уровня, что может свидетельствовать о попытке легализации коррупции в государственном масштабе. В официальном сообщении о приезде Нуланд прямо говорилось, что будут рассмотрены румыно-американские отношения в контексте "усилий по укреплению правового государства".

Неудивительно, что приезд Нуланд вызвал негативную реакцию в окружении главы правительства Виктора Понты, продолжает Ziare.com. В итоге премьер-министр Румынии отказался встречаться с американским спецпредставителем. В администрации премьера сообщили, что премьер "чрезмерно загружен". В то же время советник премьер-министра Румынии по юридическим проблемам, меньшинствам и международным отношениям Гиорги Фрунда заявил, что такой визит показывает "определенное верховенство" США в Румынии. "Это не наглость, но показатель определенного превосходства дяди Сэма. Дяди Сэма, который самый хороший и самый сильный... Румыния - это не колония, и я отвергаю подобную идею, что кто-то приезжает инспектировать в Румынии уровень или ситуацию с правами человека, правовым государством и демократией", - сказал советник.

В ходе своего визита Нуланд провела переговоры с министром иностранных дел Титусом Корлэцяном и президентом Траяном Бэсеску, а также встретилась с представителями гражданского общества, пишет Ziare.com. В Бухаресте Нуланд упоминала и Республику Молдова. В контексте недавних заявлений президента Румынии Траяна Бэсеску (в ноябре 2013 года Бэсеску назвал присоединение Молдавии новым "национальным проектом" Румынии, а в начале января 2014 года добавил, что Бухарест должен "честно и открыто заявить", что Молдавия - "румынская земля" - прим. ИА REGNUM) она сказала, что Соединенные Штаты поддерживают Республику Молдова и считают, что Румыния должна быть партнером независимой, суверенной и демократической Молдавии.