Активистка-общественница из Бурятии Ирина Гнеушева обратилась с письмом в редакцию ИА REGNUM. В нем она рассказывает о пресловутой "языковой проблеме", которая образовалась в этой республике. Ранее подобные жалобы неоднократно приходили из других национальных республик - Татарстана и Башкирии, где у власти с начала 1990-х годов находятся представители этнократии, настаивающие на поголовном и обязательном обучении школьников местных национальных языков (в Башкирии в 2013 году наметились некоторые подвижки). Текст письма дается с сокращениями.

Я не знаю, как это явление назвать, это непробиваемая броня наплевательского отношения к нам, простым людям или это откровенная наглость отдельной группы людей и их уверенность в том, что никакие силы не способны лишить их власти, и они могут вытворять всё, что им заблагорассудится. Или полное равнодушие и притворство тех, кто обещал нам защищать наши интересы при принятии законов в обмен на наши голоса на выборах.

Прежде напомню: весной 2013 года в Бурятии за спиной у людей едва не был принят республиканский законопроект об образовании, где было установлено обязательное изучение бурятского языка. Тогда путём распространения информации родителям республики всеми возможными способами (от сарафанного радио до соцсетей) и бомбардирования письмами депутатов Хурала, республиканской прокуратуры, правительства Бурятии удалось добиться устранения из законопроекта формулировки об обязательности. Сроки его общественного обсуждения были продлены, а рассмотрение в Народном Хурале было перенесено на июньскую сессию.

Мы пристально следили за тем, что происходит вокруг этой проблемы. Следили за информацией на сайтах Минобразования Бурятии и Хурала, в общем, держали руку на пульсе. Доверия к представителям законодательной власти и чиновникам от образования ни у кого не осталось.

Наступил июнь. С недоумением обнаружили, что в повестке июньской сессии обсуждения законопроекта об образовании нет. Оказалось, депутаты стали в тупик - не могли решить, что же всё-таки делать: закон "О языках" Бурятии от 1992 года совершенно чётко прописывал добровольность изучения второго государственного (именно поэтому мы и отстояли своё право изучать его по желанию), но, вероятно, кому-то очень хотелось, чтобы этого права у нас не было. Потому-то принятие закона было отложено на осень 2013 года.

"Депутаты народного Хурала отказались обсудить закон об образовании" - именно под таким заголовком появилась статья в популярной газете "Информ-Полис". По версии журналистов, депутаты решили не портить себе выборы 8 сентября и спокойно отфутболили вопрос на осень. Естественно, под статьей в комментариях тут же возникла бурная дискуссия, но быстро была удалена. Возможно ещё и потому, что некоторые комментирующие поясняли всем с указанием нормативных актов - изучение бурятского языка - дело добровольное и законы на нашей стороне и выводили журналистов на чистую воду в части откровенной дезинформации ими читателей в данных аспектах.

Звоним депутатам, чтобы выяснить причину сего поворота событий. Ответ дежурный:

"Законопроект недоработан, много нюансов в экономических вопросах и т.д.". Хотя до наших возмущений его собирались принять уже на апрельской сессии, и экономических вопросов в его отношении не стояло. Летом никакой информации по судьбе законопроекта нигде не появлялось, да мы прекрасно знали, что она появится в последние дни перед его принятием.

Пришлось звонить, искать, выяснять - где текст законопроекта, как его могут прочесть простые люди. Искали на сайте министерства образования - ничего нет, как только не искали, позвонили в комитет по соцполитике Хурала, там посоветовали искать на сайте Министерства образования.

Позвонили в прокуратуру Бурятии, нас отправили по предыдущим адресам. Законопроект мы всё же нашли... на сайте Министерства образования, была уже середина октября. И что же? - разработчики законопроекта теперь решили, что обязательное изучение второго государственного языка будет только для начальных классов, а для остальных - по желанию.

Вот тебе, бабушка, и юрьев день! Как будто законы Бурятии и РФ действуют только на средние и старшие классы, а на детей начальной школы не распространяются! Не буду описывать процесс написания бесконечных троекратных обращений во все инстанции (от депутатов, до министерств и прокуратуры с президентом Бурятии и политическим партиям), но законопроект об образовании "эволюционировал" трижды, если в двух словах, то:

-изучение обязательно для всех

-изучение обязательно только для начальных классов

- отсутствие слова "обязательно" и появление расплывчатой формулировки:

"Преподавание и изучение бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия осуществляется в республиканских государственных и муниципальных образовательных организациях, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами". - Они (стандарты госязыков) есть в природе?

О, знакомые слова! Мы даже поняли, откуда они. Привет собратьям по проблеме из Татарстана! Руководство республики съездило за "опытом" в Казань.

В осенних обращениях мы уже писали так:

"Уважаемые депутаты!

Многонациональная родительская общественность республики обращается к Вам с настоятельной просьбой о разумном и соответствующем законам России и Бурятии решении проблемы изучения бурятского языка в школах республики. Это уже третье наше обращение к Вам по этому вопросу!

Для нас остаётся непонятным - почему в законопроекте об образовании, который дорабатывается уже несколько раз, в статье о языках обучения так и не появилось чёткой нормы о добровольности изучения бурятского языка, прописанной законом "О языках" республики? Более того, в законопроекте, внесённом правительством в Народный Хурал, в статье 11 появилось ещё больше неопределённости и неясности..."

"Уважаемые депутаты!

Мы требуем чёткой определённости в нормах законопроекта об образовании в отношении добровольности изучения регионального языка. Это право нам дано Конституцией России, федеральными и республиканскими законами. Мы хотим жить в правовом поле России, в полной мере пользуясь правами, данными нам законом "Об образовании" РФ. Надеемся, что депутатский корпус республики, понимая всю ответственность за принятие таких важных решений, поскольку представляет интересы всех народов, для которых Бурятия является Родиной, примет правильное решение".

И, наконец, пришлось:

"Уважаемые депутаты!

Обращаемся к Вам с просьбой о разумном и соответствующем законам России и республики Бурятия решении проблемы изучения бурятского языка в школах республики. В течение 2013 года нами было направлено в Ваш адрес три обращения с предложением о законодательном закреплении добровольного изучения бурятского языка как второго государственного в школах республики в соответствии с Конституцией РФ, законом "О языках" РБ.

Мы внимательно следили за разработкой законопроекта, он дорабатывался несколько раз в течение года, но нормы о добровольном изучении бурятского языка в нём так и не появилось. Это даёт почву произвольному толкованию и применению статьи о языках обучения данного закона. Считаем, что это недопустимо. Ответа на последние два обращения к Вам от 18 октября 2013 и 19 ноября 2013, а также каких-либо разъяснений по этому поводу мы не получили.

Уведомляем Вас, что нами отправлено заявление в Генеральную прокуратуру РФ на предмет проверки данного законопроекта по указанным нами вопросам от 28 ноября 2013 г. В связи с чем просим провести рассмотрение законопроекта об образовании после того, как нами будет получен ответ из Генеральной прокуратуры. Надеемся на понимание".

На сессии 5 декабря 2013 были острые дискуссии. Я смотрела прямую трансляцию на сайте Народного Хурала и сделала аудиозапись. Услышала там и свою фамилию. А именно - один из депутатов в своём выступлении возмущался: "Как так получается, что некто Гнеушева самым настоящим образом дезинформирует (чуть ли не всю республику - авт.), передёргивает факты и т.д. У нас сотни обращений от этнических представителей и только лишь одно обращение от Гнеушевой". Ничего себе, поворот! Да у нас несколько увесистых папок с копиями наших обращений ко всем и отписками от них. А уж кто дезинформирует народ - надо ещё посмотреть. Куда нам, простым мамам, против стольких значительных персоналий и конференций?

Прения в Хурале были долгими, выступающих было много. Выступали в основном сторонники обязательно изучения. Они говорили о том, что второй государственный язык должен изучаться в том же объёме, что и русский, что вопрос о добровольности его изучения даже возникать не должен.

"Нужно привлечь правоведов, юристов, специалистов и решить этот вопрос раз и навсегда!" - восклицали некоторые. Только один депутат попытался призвать к разумности в принятии подобных решений - Сергей Мезенин. Депутаты всё-таки нашли решение - вырезали статью о языках из закона и приняли его таким. С тем, чтобы провести вышеупомянутую работу и на первой же сессии вернуться к этому вопросу, обсудить все нюансы и принять поправки к закону. А другого мы и не ожидали!

Значит опять - писать обращения, указывать в них на нормативные акты, где доказывается неправомерность принуждения к изучению второго государственного, собирать подписи, записываться на приёмы к депутатам, пытаться дозвониться до них по две недели через каждые полчаса в течение каждого дня. Ну что же, нас в дверь, а мы в окно.

И каковы возможные поправки? Об этом министр образования и науки Бурятии Алдар Дамдинов пояснил: "Правовое управление и прокуратура отказали нам в связи с тем, что обязать изучать мы не имеем права. Для этого необходимо сначала внести изменения в республиканский закон "О языках народов Бурятии".

Вот как! Открытым текстом - чтобы обязать всех (вразрез с законом об образовании РФ и Конституцией) надо сделать то-то и то-то. Разработано аж три законопроекта: "О государственных языках РБ", "О внесении изменений в закон о языках РБ", "О внесении изменений в закон об образовании РБ". Скачали их из банка законопроектов на сайте Хурала. Почитали. Как всегда... Даже предусмотрели там ответственность за нарушение закона о госязыках Бурятии (видать, на случай "отказников").

За кого нас принимают авторы сих законопроектов? Это откровенное кое-что нам в лицо? Или это "наивность" разработчиков, полагающих, что отсутствие слов "обязательное изучение" в тексте законопроекта таких как мы обезоружит враз? Но мы учились в советской школе и способны понимать смысл прочитанного. На сегодня в Хурале 60% представителей титульной нации. Как они будут голосовать за данные законопроекты - понятно. Наша задача - в очередной раз вразумить их. Но вразумлять придётся как-то иначе, век живи - век учись.