Совершенно очевидно, что борьба между властями Республики Молдова и Румынии с одной стороны, и ПМР и Гагаузией с другой, всё более обостряется. В ближайшие месяцы, используя для вида проевропейскую риторику, Кишинёв и Бухарест попытаются подчинить ПМР и полностью взять под контроль Гагаузию. Зачем? А для того, чтобы после подписания Соглашения об ассоциации РМ-ЕС увлечь в западном и румынском направлении всю бывшую Советскую Молдавию.

Об этом мы много раз писали, и ничего нового тут нет. Вопрос в том, что Приднестровью и Гагаузии надо, противостоя этим замыслам, не обороняться, а наступать. Сделать же это без союзников трудно, а то и невозможно. И чем таких союзников будет больше, тем лучше. Недаром говорится: "Враг моего врага - мой друг".

С врагом всё ясно. Враг и Тирасполя, и Комрата - это Румыния. Враг давний и опасный. Но есть и союзник, на которого справедливо обратили внимание гагаузские политики и аналитики. Это Венгрия. У неё свои счёты с Бухарестом. В том числе из-за аннексированной исконно мадьярской территории - Трансильвании. И теперь сориентированное на башкана Гагаузии издание Gagauzlar справедливо отмечает: "Венгры имеют к нам очевидный интерес. Может, совместными усилиями потыкаем острой палкой соседнее государство, чтобы немного умерить его унионистский раж?"

Мысль абсолютно верная, и я с удовлетворением отмечаю, что сам не раз писал об этом, высказывая уверенность, что существование Румынии как государства в его нынешних границах должно отойти в прошлое. Любые полумеры неэффективны. Пока Румыния является сравнительно большим, склонным к экспансионистской политике и имеющим ресурсы такую политику проводить государством, никто из нас - ни Украина, ни Молдавия, ни Приднестровье, ни Венгрия, ни Болгария - не будет чувствовать себя в безопасности. Если же от Румынии останется что-то вроде урезанной Валахии, тогда опасность унионизма в той же Республике Молдова будет минимизирована. С кем объединяться, если от серьёзного центра притяжения для господ Гимпу, Павличенко, Мошану и других останется слабосильный и бедный "обрубок"?

На будущее в ослаблении Румынии Венгрия может сыграть серьёзную роль. У нас, то есть у Украины, Молдавии и Приднестровья, нет острых противоречий с Будапештом. Россия так и вовсе старается изо всех сил укрепить с Венгрией свои отношения, ибо как раз в Венгрии, в отличие от многих других стран Евросоюза, сохранилось здоровое национальное и традиционалистское начало, сопротивляющееся космополитизму и либерализму. Поэтому укрепление отношений с Венгрией с нашей стороны встретит и благожелательное отношение Москвы.

Венгрия должна вернуть себе свои трансильванские земли - это столь же очевидно, как то, что Днестр впадает в Чёрное море. Можно быть уверенными, что венгерский народ ни на минуту не забывает об этой кровоточащей ране. И наши симпатии, наши умы и сердца в этом деле на стороне Венгрии. Венгрия не думает об аннексии наших территорий, а Румыния думает и готовится к этому.

Тем временем, гагаузское издание размышляет о перспективах работы с Венгрией: "Перспектив масса - от привлечения новых инвесторов до выстраивания новых геополитических связей (Комрат-Будапешт, почему бы и нет?), от укрепления позитивного имиджа региона до решения актуальных политических задач по расширению полномочий и укреплению автономного статуса. Впрочем, все эти задачи взаимосвязаны, и начиная продумывать стратегию по реализации одной из них, перед вами раскрывается вся картина целиком".

Очень дальновидный подход. Думается, он верен не только для Гагаузии, но и для Приднестровья, только с учётом того, что ПМР независимая, а не автономная республика. Но пытаться работать с Венгрией просто необходимо; нужно пытаться, нужно стучаться в самые различные двери для отстаивания своих национальных интересов. Под лежачий камень вода не течёт.

Ибо когда плечом к плечу с тобой стоят многочисленные друзья и союзники, тебе не страшны никакие угрозы.

Андрей Сафонов - президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья.