Для Казахстана среди всех стран Центральной Азии наиболее перспективным партнером является Узбекистан. Об этом, комментируя некоторые особенности сотрудничества республик Средней Азии, заявила в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" доцент кафедры регионоведения Евразийского национального университета им Л.Н.Гумилева Таисия Мармонтова (Казахстан).

По ее мнению, "преимуществами Казахстана являются большая территория, богатые залежи полезных ископаемых, устойчивые темпы экономического роста, выгодное географическое положение". В свою очередь, "Узбекистан также обладает большой территорией, имеет хорошую обеспеченность полезными ископаемыми и, в отличие от Казахстана, обладает большими людскими ресурсами. Однако, проблема в том, что наши республики достаточно четко говорят о региональном лидерстве, не желая обращать внимание на другие страны ЦА", - полагает эксперт. "Думается, что если бы руководство наших двух стран немного меньше говорило бы о региональном лидерстве, и на деле бы пошло на разделение между собой соответствующих функций регионального лидера, то возможно от такого блока, регион только бы выиграл", - рассуждает Мармонтова. "На второе место по приоритетности развития связей я поставила бы Кыргызстан. Имеются много факторов, которые должны позволить нашим странам сотрудничать более эффективно. И, думается, что двусторонняя выгода будет значительной, если начать активно работать по решению водных вопросов и развитию энергетических проектов. Самая же серьезная помеха - это нестабильная политическая ситуация в Кыргызстане", - уверена специалист.

В свою очередь, "вопрос развития сотрудничества Казахстана с Таджикистаном зависит от сложного характера кыргызско-таджикских и узбекско-таджикских отношений. Однако, с учетом того, что граница Таджикистана с Афганистаном - внешняя граница СНГ, сотрудничество с Душанбе по вопросам безопасности должно быть приоритетным для всех стран ЦА, особенно в условиях роста террористической угрозы". "На этом фоне, безусловный интерес будет представлять развитие отношений с Туркменистаном, но это вопрос больше гипотетический: из-за своего нейтралитета страна мало проявляет себя на региональной арене", - предположила доцент кафедры регионоведения.

"Проводя многовекторную внешнюю политику, Казахстан последовательно реализует ее и в региональном контексте. В принципе, у нашей республики нет серьезных противоречий с другими государствами ЦА. Тем не менее, говоря о проблемных моментах, наверное, имеет смысл упомянуть о нередких инцидентах на казахстанско-узбекской границе. Как правило, они не связаны с политическими противоречиями и зачастую имеют экономическую подоплеку. Так, достаточно проблемной является ситуация с контрабандой, причем с обеих сторон. Если из Казахстана везут продукты питания, то из Узбекистана идут овощи и фрукты, товары народного потребления", - детализирует свою позицию ученый.

"Причем решать данную проблему следует очень осторожно: ведь многие люди, проживающие в приграничных районах Казахстана и Узбекистана, просто не имеют другого источника дохода. Это связано с тем, что приграничные районы слабо развиты в экономическом плане и зачастую контрабанда - один из немногих способов выживания населения. Учитывая же то, что с образованием Таможенного союза казахстанско-узбекская граница стала его внешней границей, думаю, этот фактор можно и нужно использовать для улучшения ситуации в приграничных районах, да и в регионе в целом путем создания транспортных хабов, развития коммуникаций и логистических услуг". "Какая из стран ЦА может стать центром регионального сотрудничества? Я, наверное, встану на сторону тех, кто считает, что неправомерно говорить о каком-либо "центре". Крайне сложно "назначить" кого-то. Это должно определить время, дальнейшее экономическое и политическое развитие стран региона. Однако, как представитель Казахстана, я выражу надежду на то, что казахстанская власть сможет использовать определенные преимущества страны для того, чтобы именно наша республика естественным путем стала признанным региональным лидером", - рассуждает эксперт.

"Что необходимо сделать для активизации сотрудничества между странами ЦА? Я думаю, что это вопрос среднесрочной перспективы. Все государства региона молодые и для них свойственно желание самоутвердиться. Кроме того, существуют элементы взаимного недоверия и имеет место боязнь потери части суверенитета". "Уверена, по мере развития государственности, процесса экономического и политического реформирования всем станет ясно, что по отдельности странам ЦА будет достаточно проблематично занять высокие и устойчивые позиции в мировой экономической и политической иерархии. Со временем в регионе, скорее всего, утвердится понимание того, что соседи - это самые лучшие и верные союзники", - подчеркивает Мармонтова.

"Способны ли некие внешние силы сыграть позитивную роль в плане интеграции между странами ЦА? Я думаю, что внешние силы скорее дезинтегрируют, чем интегрируют. Из основных внешних игроков, претендующих на влияние в регионе можно назвать лишь Китай, Россию и США. Однако, мне кажется, что высокая степень региональной интеграции не будет способствовать усилению позиций внешних игроков в ЦА. Поэтому внешним игрокам выгодно развивать именно двусторонние связи и проекты с небольшим числом участников: только таким образом можно усилить собственные позиции", - заключила специалист.