Ситуация на Украине является лишь давно отложенным выходом многочисленных проблем социального характера, которые существовали, накапливались и нарастали от самого момента возникновения этого государства на политической карте мира.

Суть этих проблем сводится к крайне несправедливым итогам приватизации государственного имущества, когда обладателями и получателями выгод от несметных богатств Украины стали несколько организованных бизнес-сообществ, часто криминального происхождения.

В период каденции Кравчука процесс раздела имущества и перехода реальных рычагов управления к молодому бизнесу только происходил, во время правления Кучмы были выработаны правила и зоны ответственности, оформлены конкретные финансово-промышленные группы, контролирующие определенные сегменты народного хозяйства. После чего на повестку дня был поставлен вопрос о "смотрящем", который в форме конкурентной борьбы решается от акций "Кучму геть!" в начале 2000-х до настоящего момента.

Олигархический консенсус как система организации украинского государства

Исходя из самой сути криминальной психологии, после конфликта обычно происходит "сходка" - переговоры, в ходе которой проблемные вопросы предполагается "порешать", назначить "смотрящего" и установить определенные правила в пользу стороны, обладающей к моменту завершения "разборок" наилучшими позициями.

В среде экспертов-политологов подобное украинское "порешание" принято называть "олигархическим консенсусом", а в отношении Украины нередко употребляется термин "олигархическая республика", что значит - форма государственного устройства, основанная на соблюдении баланса коммерческих интересов различных олигархических объединений. При такой форме госустройства промышленность, сфера услуг, иные сектора украинской экономики распределены между финансово-промышленными группами, что автоматически предполагает установление контроля крупного бизнеса над законодательной, судебной, исполнительной властью в регионах концентрации активов. В практике украинской государственной службы привычным явлением для чиновников стало получение заработной платы не только из бюджета, но и негласной дополнительной ставки от контролирующего регион бизнес-сообщества. Для защиты интересов "группы" крупный бизнес активно участвует в политической жизни Украины, приобретает и создает политические партии, контролирует депутатский корпус Верховной Рады. Так, например, только финансово-промышленная группа Рината Ахметова "держит" около 80 депутатов из нынешнего состава парламента. Таким образом, сама природа политики и государственной власти на Украине есть следствие двойной лояльности государственных служащих - политическому руководству и коммерческим сообществам.

Подобная организация государства в условиях молодости и специфического происхождения украинского капитала не может быть устойчивой. В ходе договоренностей о разделе компетенций - "сфер влияния" всегда остаются "обиженные" группы, которые подобно Паниковскому из романа "Золотой теленок" начинают нарушать "сухоревскую конвенцию", а в украинских реалиях - требовать пересмотра условий олигархического договора.

Объективные причины протестных настроений

Инструментом передела сфер влияния является эксплуатация народного недовольства, а именно организация акций протеста подконтрольными политическими силами.

Протестные настроения традиционно сильны во всех регионах Украины. Подобный образ мышления масс предопределяется самим характером современного украинского государства. Хорошая власть обеспечивает правление с помощью мощной объединительной национальной идеи и выгодного социального контракта для граждан. Не очень хорошая власть сосредотачивается на одном из двух направлений. Украинское государство не предлагает ни того, ни другого. Подобная безответственная внутренняя политика приводит к совершенно конкретным негативным результатам для Украины в виде развития угроз социального, экономического, демографического свойства.

За годы украинской независимости убыль населения составила около 12 миллионов человек, причем порядка 6,5 миллионов выехали из страны на работу за границу. Основную массу т.н. заробитчан составляют выходцы из западных регионов страны, значительная часть из которых - молодежь в возрасте 25-30. По данным украинских государственных статистических органов, уровень безработицы среди лиц данной возрастной категории составляет около 10%. Не меньшую проблему представляет распространение наркомании. По данным ВОЗ, только инъекционные наркотики на Украине употребляет около 425 тысяч человек, независимые эксперты называют цифру от 1 до 1,5 миллионов наркоманов, и их число ежегодно увеличивается на 8-10%

Дать адекватный ответ на подобные вызовы украинское общество не сможет и в обозримом будущем, даже в случае пересмотра системы государственной организации в сторону более справедливой. Для этого у суверенной Украины просто нет кадров: деградация системы образования выразилась в сокращении научного потенциала страны в 3 раза по сравнению с советским периодом.

Суть происхождения государственной власти на Украине не предполагала странового развития и решения актуальных проблем общества, так как, в первую очередь, была направлена на увеличение прибыли и защиту коммерческих интересов различных групп олигархов. Цели системы управления были совершенно очевидны населению, что привело к возникновению на Украине двух параллельных миров в образе "власти" и "людей".

Коррумпированная государственная власть никогда не пользовалась доверием населения, а взаимодействие общества и государства определялось желанием социально-активных граждан свергнуть ненавистный государственный строй на очередном "майдане" (что и произошло в 2004 году), но не принесло никаких результатов, так как режиссерами и бенефициарами революции выступали представители олигархического сообщества.

В качестве силового обеспечения собственной деятельности, помимо проникновения в специальные службы и правоохранительные органы, олигархат создавал организованные милитарные формирования в подконтрольных регионах, исходя из социально-политических предпочтений масс, там проживающих. Так, в восточной части Украины, особенно в регионе Донецкого угольного бассейна, где с советских времен традиционно доминирует культура "дворовых понятий", были оформлены стандартные организованные преступные группы, позднее трансформировавшиеся в "охранные агентства". Численность вооруженных бойцов таких структур, по некоторым данным, составляет до 80 тысяч человек. В западной части страны, где также традиционно сложилась база поддержки идей бандеровского толка, возникли и пользовались покровительством олигархата различные националистические организации.

Поскольку украинский национализм является значительно более сильной и адекватной идеологией, чем культура криминалитета и дворовых понятий, которую в принципе сложно представить в политическом выражении, то постепенно националистические идеи овладели умонастроениями народных масс на западе и частично в центре Украины, при этом оставаясь совершенно чуждыми для русофильского юго-востока страны.

Таким образом, помимо кризиса системы управления, коррупции, экономических проблем, несправедливого распределения доходов, отсутствия качественных социальных гарантий, на Украине еще и оформился идейно-политический раскол в обществе с ярко выраженным территориальным разделом. Подобная ситуация, помноженная на мощные протестные настроения масс и наличие разномастных вооруженных формирований и экстремистских организаций, не могла не привести к социальному взрыву.

Нынешний Майдан, его внешние и внутренние основания

Не желая обеспечивать для граждан качественный социальный контракт, олигархат всегда искал способы социального управления с помощью создания в массовом сознании образа "украинской мечты". Под обеспечение этого заказа в Украине оформилась мощная прослойка политтехнологов, пиарщиков, медиаэкспертов и т.д.

В 2004 году такой украинской мечтой для части населения стала "помаранчевая революция", но эксплуатации "оранжевой" риторики хватило на несколько лет, после чего произошел пересмотр баланса интересов в сторону т.н. донецких олигархов, представляющих финансово-сырьевые сообщества восточных регионов. Выразителем их устремлений стал Виктор Янукович.

В ходе каденции Януковича с 2010 года наблюдалось активное вытеснение иных финансово-промышленных групп (ФПГ) из различных секторов украинской экономики. Основной целью украинского президента было создание объединенной правящей группы на базе регионального олигархического сообщества "донецких", отдельных представителей иных ФПГ, руководителей силовых структур и ведущих сановников государственного аппарата. В то же время система организации государства, при которой национальные интересы подменялись интересами личного обогащения отдельной группы лиц, оставалась прежней. Просто в новой конфигурации принцип обогащения многих был заменен на принцип обогащения лиц, близких к главе государства. Так на Украине сложилось сообщество "Семья", участники которого решили, опираясь на государственный аппарат, стать единственными получателями выгод от эксплуатации возможностей Украины.

Подобная линия не могла не вызывать скрытую оппозицию большинства олигархов, в том числе включенных в "Семью", так как смена системы "олигархического консенсуса" на систему организации власти при главенствующей роли одной из групп, не давала гарантий сохранности капиталов и бизнеса в случае возникновении разногласий с руководством сообщества.

Таким образом, в противовес новому курсу "Семьи" сформировалась негласная олигархическая фронда, занятая работой в направлении пересмотра сложившегося баланса интересов, т.е. подготовкой очередного Майдана. Для провокации обострения массовых протестных настроений нужен был лишь формальный повод, и эту ситуацию окружение Януковича создало самостоятельно.

С 2010 года основным императивом внешней и внутренней политики Украины была "евроинтеграция". Опасаясь экспансии российского бизнеса и стремясь получить гарантии сохранности финансовых активов, выведенных в западные банки, "Семья" взяла курс на подписание соглашения об ассоцииации и зоне свободной торговли с ЕС. Кроме того, под Соглашение о зоне свободной торговле предполагалось привлечь и "освоить" некоторые объемы финансово-кредитной поддержки официального Брюсселя, а также получить несколько миллиардов долларов инвестиций из Китая, планировавшего организовать на территории Украины промышленное производство с выходом на рынок ЕС.

Для внутреннего электората подобный курс представлялся в образе некоего "европейского выбора", а именно приобщения украинского народа к европейскими стандартам качества жизни, что, согласно пропагандистскому посылу, одномоментно снимало бы все социальные и экономические проблемы на Украине. То есть "евроинтеграция" стала очередной "украинской мечтой", в которую поверила часть общества.

Условия соглашения об ассоциации вступали в противоречие с политическими и экономическими интересами Российской Федерации, на что украинскому руководству было указано российскими управляющими элитами. Эффект влияния России на нестабильную украинскую экономику не просчитывался властями Украины, что привело к необходимости ситуативной корректировки курса, смены внешнеполитических приоритетов и, в итоге - к отказу от самой идеи "евроинтеграции" на саммите государств "Восточного партнерства" в Вильнюсе в ноябре 2013 года.

Таким образом, "Семья" и Янукович, как выразитель её интересов, испортили отношения с рядом влиятельных европейских акторов, участвовавших в организации "евроинтеграции Украины" и планировавших использовать это достижение в противовес евроскептикам в ходе предстоящей кампании правящих партий на выборах в Европарламент. Кроме того, украинское руководство не приобрело союзников в Кремле, исходя из того, что отказ от "евроинтеграции" был вынужденной мерой, а не осознанным выбором финансово-политической элиты.

На внутреннем поле резкая смена внешнеполитического курса произвела эффект "холодного душа", особенно в западных регионах страны, основной социальной базе протестов, населенной жаждущими отмены визовых ограничений "заробитчанами". Недальновидная политика украинского правительства, представленная как "рука Москвы", вызвала к жизни всплеск националистических настроений под видом необходимости народной мобилизации для защиты "европейского выбора" и "незалежности". Миллионы людей, у которых вдруг отняли "украинскую мечту", были готовы выходить на новый Майдан и оставалось лишь использовать эту ситуацию.

Поражение Януковича и стагнация оппозиции: винтовка рождает власть?

К началу декабря 2013 года режим Виктора Януковича оказался в недоброжелательном внешнем окружении в условиях заговора крупного бизнеса и всплеска массовых протестных настроений. Естественно, основной целью организаторов акций протеста и их политической креатуры была вовсе не "евроинтеграция", а именно возврат к Конституции 2004 года, как законодательной основе олигархического договора, не предполагающей возможности для одностороннего усиления той или иной группы влияния. Нет оснований полагать, что Конституция 2004 года, в условиях "покупки" олигархатом депутатского корпуса, может повлиять на становление демократии и правовой культуры на Украине. Наоборот, возврат к нормам этой конституции обозначает окончательное закрепление "олигархического консенсуса" как формы государственного украинского устройства.

Мобилизация десятков тысяч людей с Западной Украины позволила протестующим создать превосходство в центре принятия решений - г. Киеве, поддержка европейского руководства и США - создать ситуацию полной победы над официальной властью в части, касающейся информационного противоборства.

Любые действия властей лишь ухудшали их и без того шаткую позицию: неприменение насилия к демонстрантам приводило к захвату административных зданий и расширению географии протестов, применение насилия вызывало угрозу иностранных санкций и изоляции Украины со стороны международного сообщества.

Исходя из сложившейся обстановки, команда Януковича пыталась затягивать время и применять различные меры ситуативного характера - от силового давления на митингующих до мирных переговоров. В итоге, вместо стройной стратегии, получилась неразбериха из различных взаимоисключающих мер, что и привело к трагическим обстоятельствам и гибели людей.

Не соглашаясь поступиться собственной властью в пользу оппозиции, "Семья" одновременно не санкционировала украинским силовым структурам активную деятельность по пресечению массовых беспорядков. В это время, националистические организации Майдана усиливались в кадровом и количественном выражении, вооружались, разрабатывали планы по противодействию спецподразделениям и захвату власти.

В итоге давление вооруженных отрядов протестующих настолько возросло, что Янукович вынужден был санкционировать силовую операцию, которая в историю Украины войдет как "антитеррористическая". В ходе этой операции украинским силовым структурам не удалось остановить акции протеста. Кроме того, силовики действовали непрофессионально, что и повлекло гибель большого количества людей, после чего легитимность украинской власти оказалась под вопросом.

Однако практическое поражение Януковича отнюдь не означает триумф оппозиции. За время трехмесячного "стояния на Майдане" и столкновений с силовиками значительный политический авторитет среди протестующих заработали праворадикальные организации, которые в отличие от оппозиционных "говорунов" предлагали простые решения и плечом к плечу с обывателями делали украинскую "революцию", были ее "боевым отрядом".

Таким образом, Майдан, инспирированный как средство принуждения Януковича к пересмотру системы распределения прибылей, оформился в самостоятельного субъекта с националистическим окрасом, угрожающего уже не только властям, но и олигархату с его карманными оппозиционными политиками. Если радикальные организации Майдана, типа "Правого сектора", в ближайшие дни объявят о принятии на себя полноты власти в г. Киеве и западных областях Украины, то можно будет с уверенностью говорить о том, что Украина вступила в этап революции и гражданской войны, из которой украинское государство может выйти обновленным, а может не выйти вовсе. Необходимо учитывать, что в ходе боев в Киеве у сторон сформировался определенный героический миф, взаимная ненависть, а усиление националистической идеологии имеет симметричный ответ в виде возникновения сепаратистских организаций в Крыму, Луганском регионе, Харькове.

Украина: образ будущего

Кандидатура освобождённой из-под стражи Юлии Тимошенко, наряду с кондитерским магнатом Петром Порошенко, видится одной из наиболее перспективных для занятия ключевых должностей в украинском государстве с точки зрения политического анализа обстановки. Такая постановка вопроса в будущем приведет к серьезному переделу сфер влияния и активов группы Рината Ахметова, "донецких" и "Семьи" в пользу представителей кланов, возглавляемых Порошенко и Коломойским.

Если будет реализован подобный сценарий, то в специфике организации украинского государства ничего не изменится. Это значит, что останутся без изменений и объективные причины протестных настроений, что позволяет прогнозировать в обозримом будущем повторение "майданов" на Украине.

С учетом того, что градус насилия в этой стране растет, то следующий Майдан может оказаться последним в украинской истории. В условиях наличия на Украине объектов атомной энергетики, газотранспортной системы, военно-промышленного комплекса и запасов оружия, эскалация насилия может привести к тому, что "украинский вопрос" из компетенции официального Киева может быть вынесен на международную арену. Любое решение - от введения миротворческого контингента, санкций, или зарубежного посредничества в ходе переговоров между противостоящими силами приведет к потере субъектности украинского государства и будет свидетельствовать о том, что украинский народ оказался не в состоянии самостоятельно определить собственную судьбу.

Такое развитие событий может повлечь ликвидацию самой украинской государственности в ее нынешней форме, когда национальные окраины отойдут под юрисдикцию соседних держав, а на самой Украине будет оформлен раздел на западно-центральную и юго-восточную части. Кстати, подобный раздел территории соответствует границам между западным и русским мирами, предложенными теоретиками англоамериканской политической мысли С. Хантингтоном и З. Бжезинским.

Белорусский взгляд

Белорусская позиция на Украине должна быть выражена в практике невмешательства, так как происходящее - суверенное дело украинского народа. Белорусскому государству следует принять меры к защите своих экономических интересов на Украине, однако избегать втягивания в украинский конфликт на одной из его сторон, в том числе в форме оценок "справедливости" действий и позиций акторов.

Ни в коем случае не следует принимать на своей территории должностных лиц и представителей бизнеса, активно участвовавших в событиях Майдана, до того момента, пока их действия не получат соответствующую правовую оценку со стороны украинских правоохранительных органов.

Необходимо оказать посильную гуманитарную помощь украинскому народу в ликвидации последствий краткосрочного гражданского конфликта, а с момента формирования новых органов власти прояснить ситуацию и приступить к реализации существующих белорусско-украинских проектов и договоренностей.

В области безопасности необходимо принять меры к усилению контроля белорусско-украинской государственной границы с целью недопущения проникновения оружия, криминальных и террористических элементов.

В целом Республика Беларусь имеет значительные экономические позиции на Украине и заинтересована в стабильном развитии этой страны, в том числе в определенности относительно цивилизационного и геополитического выбора.

Александр Шпаковский, директор Информационно-просветительского Учреждения "Актуальная концепция" (Минск), политический аналитик