Геополитика: "Победа праворадикалов на Украине будет сопряжена лишь с колоссальными потерями для нее, в том числе и территориальными". Блокада Приднестровья: "Переговорный формат "5+2", весьма вероятно, будет прекращен". Референдум в Гагаузии: "Гагаузский плебисцит - прецедент для Юго-востока Украины и Крыма".

Геополитика: "Победа праворадикалов на Украине будет сопряжена лишь с колоссальными потерями для нее, в том числе и территориальными"

Приднестровцы с тревогой следят за событиями в соседней стране - Украине, пишет "Приднестровье". Не только потому, что сопереживают братскому народу в тяжелую годину, но и не потому, что, как считают некоторые политологи, зараза евромайдана может поразить нашу республику. В начале девяностых Приднестровье получило самую эффективную прививку от всех видов национализма. Тревожно, что в случае победы экстремизма, а, значит, и очередного прозападного уклона, Украина, без сомнения, окажется партнером Молдавии в экономическом удушении Приднестровья, подобно прецеденту во времена президентства Виктора Ющенко явно окажется не на стороне ПМР (Результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению правительства Украины, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. Другим результатом блокады стала вынужденная временная регистрация приднестровских предприятий в Молдавии, не имея которой приднестровские экономические агенты с 2006 года не могут поставлять продукцию на внешние рынки. При этом на протяжении всех последующих лет приднестровские предприятия сталкиваются с проблемой двойного налогообложения. В частности - налог на добавленную стоимость, "экологический сбор" и ряд пошлин, которые взимаются с приднестровских товаров в молдавский бюджет - прим. ИА REGNUM).

Не стоит забывать и о том, что Киев выступает одной из сторон в переговорном процессе, продолжает "Приднестровье". Паритет в диалоговом формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) явно окажется не на стороне ПМР. И без того тяжелое экономическое положение нашей республики, усугубленное очередными блокадными санкциями со стороны Молдавии, получит новую негативную амплитуду.

Евромайдан не только политический проект, но и коммерческий, пишет "Приднестровье". На кону огромная плодородная, богатая ресурсами территория, которую можно захватить без всяких военных усилий. Националисты - лишь инструмент достижения целей по захвату власти. Ослабленную, раздробленную страну можно будет легко присоединить к сфере экономических интересов западных корпораций. Если присмотреться к нынешней украинской ситуации, можно найти много параллелей с нацистским движением в Германии тридцатых годов прошлого столетия. Исторический урок состоит в том, что нельзя допускать вседозволенность в отношении бесчинствующих молодчиков из националистических группировок. Это болезненно возбуждает молодежь, авантюристов и искателей приключений. Затягивание беспорядков в центре столицы позволяет радикалам укрепить свои позиции, продолжить вербовку новых боевиков, выработать с помощью отечественных и иностранных инструкторов тактику распространения пожара беспорядков на всю страну.

Юго-восточные районы Украины уже достаточно громко заявили о своем неприятии евромайдана и тех идеалов, которые на нем правят, продолжает "Приднестровье". Но простая декларация своего мнения - слабый ответ оппозиции и националистам в Киеве. Реальная сплоченность, выработка единой программы совместных действий и формирование общей информационной политики юго-востока может стать решающим фактором, когда угроза раскола страны заставит политиков сесть за стол переговоров, а власть предержащих - проявить собственно свою власть и навести порядок в столице.

В 1945 году был побежден германский фашизм, но национализм, к сожалению, дал ростки по всему миру, пишет "Приднестровье". Пока украинские нацисты расшатывают устои власти в Киеве, поднимают голову их соратники-конкуренты в соседней Румынии. Все чаще в блогосфере и независимых СМИ этого государства звучат призывы о введении войск, под предлогом защиты граждан румынского происхождения, на территорию Буковины (Черновицкая и Ивано-Франковская области) и Южной Бессарабии (Одесская область). Подобный сценарий, конечно, ничтожно маловероятен. Но смысл в том, что украинские праворадикалы воюют ради приобретения, но их возможная победа будет сопряжена лишь с колоссальными потерями, в том числе и территориальными, подводит итог издание.

В течение всего периода гражданского противостояния на Украине по Приднестровью активно распространялась информация об участии в антиправительственных акциях граждан непризнанной республики, пишет ИА "Тирас". Об этом писалось на различных социальных площадках в интернете. Кроме того, указывалось, что люди, выехавшие поддержать Майдан, являлись в прошлом участниками боевых действий 1992 г. и ветеранами локальных конфликтов. С учетом того, что на Украине Майдан поддержала значительная часть воинов-интернационалистов, эта версия выглядела как правдоподобная. Естественно, эта информация не прошла мимо руководства ПМР, которое отдало распоряжение КГБ и МВД проверить циркулирующие в сетях сведения.

По данным ИА "Тирас", оперативная работа проводилась по направлениям НПО и ветеранских организаций, но пока существенного результата не принесла. То есть, участников Майдана в Тирасполе обнаружить не удалось.

По мнению экспертов ИА "Тирас", участие защитников ПМР и воинов-интернационалистов из Приднестровья в проевропейских акциях на Украине практически невозможно. Ведь речь идет о пророссийском регионе, где на широком общественном уровне Майдан не находит поддержки. Более того, само руководство ПМР относится к новой революционной волне на Украине с большими опасениями, отрабатывая варианты возможного экспорта в Тирасполь технологий Майдана. Конечно, не исключены единичные случаи участия в киевских событиях отдельных граждан ПМР, но говорить о массовости этого самовыражения не приходится.

ИА "Тирас" также публикует интервью с экс-министром иностранных дел ПМР, экспертом-международником Владимиром Ястребчаком под заголовком: "Приднестровский Майдан невозможен".

Т: На Ваш взгляд, каковы причины, движущие силы и перспективы Евромайдана?

В.Я: Думаю, что причины Евромайдана во многом связаны с внутриполитической ситуацией в самой Украине. Мой опыт общения с представителями разных регионов Украины говорит о том, что именно внутренние причины первичны - в первую очередь, значительное недовольство действующей властью во многих регионах украинского государства. В то же время не могу не сожалеть о тех методах и средствах, которые выбраны протестующими: они явно не соответствуют идее охраны и защиты культурного достояния - центра Киева, принадлежащего не только Украине. При этом было бы наивным говорить об исключительной "спонтанности" Евромайдана - в противном случае, осталось бы загадкой, почему обострения ситуации происходили именно тогда, когда активность на Евромайдане затухала, или когда там не было руководителей оппозиции (30 ноября, ночь на Крещение и т.д.). Вряд ли будет правильным говорить об отсутствии незаметного, но весьма талантливого режиссера, который умело направляет некоторые процессы, в том числе действительно спонтанное недовольство народа. И, вполне вероятно, что этот режиссер - внешний, особенно исходя из последних "открытий", доступных в глобальной сети.

Т: Насколько устойчива власть президента Януковича, возможны ли досрочные президентские выборы (к настоящему времени Верховная рада Украины, власть в которой перешла к оппозиции, устранила исчезнувшего Януковича от исполнения обязанностей и назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 года, а временным президентом - нового спикера, депутата от фракции "Батькивщина" Александра Турчинова"; оставшаяся часть фракции Партии регионов осудила "преступные приказы" Януковича и выразила намерение продолжить работу в парламенте - прим. ИА REGNUM) или все же они состоятся, как и положено в 2015 году?

В.Я: Оценивать устойчивость власти президента Януковича необходимо, исходя из всех факторов, как внутренних, так и внешних. Это достаточно трудно сделать, находясь за пределами Украины. Тем не менее, есть основания полагать, что тактика затягивания времени может в определенной степени привести к результатам и позволит дождаться конституционных сроков проведения выборов. Вместе с тем, многие шаги Виктора Януковича расцениваются, как проявление его слабости и даже как признаки его капитуляции. Думаю, что если президент Янукович не проявит должной твердости в отстаивании ряда принципиальных вопросов, включая неприкосновенность сотрудников правоохранительных органов, деблокировании правительственных зданий и пр., то ему будет крайне сложно сохранить власть. Кроме того, со стороны власти не видно никаких шагов по поддержке тех сил, которые могли бы "сбалансировать" майданные настроения. Если украинское руководство не обратит внимания на ту часть населения, которой в значительной степени обязано победой на выборах 2010 года, это еще больше уменьшит шансы нынешней команды на сохранение у власти. Наконец, важное значение имеет и внешний фактор. Европейский союз своим крайне жестким подходом к украинской проблематике в канун вильнюсского саммита "Восточного партнерства" дал Киеву все необходимые аргументы для того, чтобы отложить подписание Соглашения об ассоциации. Продолжение такого рода давления может сузить пространство для маневра Виктора Януковича и заставить его действовать более жестко. В то же время очевидно, что радикальное противостояние украинской власти и оппозиции в значительной мере лишают Украину субъектности, превращая ее в объект договоренностей между Россией, Соединенными Штатами и Евросоюзом.

Т: Майдан выдвинул на авансцену политиков и общественные силы новой формации - "ультрас", "Правый сектор" и других. Что Вы можете сказать об этом явлении. Кто такие "Правый сектор" на Украине?

В.Я: Как представляется, "ультрас" и "Правый сектор" - это проявление политической безответственности. Не думаю, что реализуемые ими средства приведут к позитивным результатам, вне зависимости от целей, поскольку "средствами делается история, а цели остаются в мире иллюзий". Не может не беспокоить и сильный националистический акцент в деятельности такого рода движений. Впрочем, приходится согласиться с тем, что эти движения - результат определенной радикализации общества на фоне неспособности власти и оппозиции достигать компромиссов и проявлять реальную заботу о будущем украинского государства.

Т: Существует мнение, что Майдан настолько электризует ситуацию в СНГ, что при определенных условиях может перекинуться на Москву и Минск. Что Вы думаете по этому поводу? Неужели в России и Белоруссии таким же способом будут менять власть?

В.Я: Думаю, что политические системы России и Белоруссии пока обладают достаточным ресурсом стабильности, а кадры из Киева делают необходимую "прививку" всем тем, кто хотел бы пойти подобным путем в Москве и Минске. В России в ближайшей перспективе не предвидится электоральных циклов, а это - одно из важнейших условий выражения массового недовольства. Что касается Белоруссии, то большинство населения всё же исходит из необходимости сохранения той стабильности, которая пока поддерживается в этом государстве, пусть и в ручном режиме. "Экспорт" революционных "технологий", конечно, возможен, но вряд ли его каналы не изучены профильными ведомствами и службами.

Т: И отдельная тема по Приднестровью, насколько там возможен Майдан, и придут ли ему на помощь пассионарные политические силы Украины?

В.Я: Приднестровский "Майдан" вряд ли возможен в силу ряда обстоятельств. Во-первых, в Приднестровье нет такой конкуренции "западного" и российского векторов, которая существует на Украине. Подавляющее большинство приднестровцев исходит из безусловного приоритета отношений с Россией. Во-вторых, трудоспособное население Приднестровья, пока остающееся в республике, обладает достаточно высокой профессиональной квалификацией и в случае ухудшения социально-экономической ситуации, скорее всего, ответит не выходом на "Майдан", а отъездом из республики, усугубляя и без того крайне сложную ситуацию. Вот именно о таких последствиях необходимо задумываться приднестровскому руководству, а не заниматься поисками потенциальной "оппозиции", "несогласных" и выбором средств воздействия на них. Не критика власти, а существующие социально-экономические проблемы представляют собой главный вызов для приднестровской государственности на данном этапе. А "пассионарные" силы с Украины, думаю, не скоро смогут отвлечься от внутриукраинских политических процессов.

Блокада Приднестровья: "Переговорный формат "5+2", весьма вероятно, будет прекращен"

Нынешнее положение дел в сегменте внешнеэкономической деятельности Приднестровья является прямым следствием процессов, происходивших в 2006 году, пишет "Медиатор", комментируя ситуацию с введением Республикой Молдова новых правил осуществления внешнеэкономической деятельности для предприятий Приднестровья. Молдавия и Украина, изменившие, существовавшие на тот момент таможенный и пограничный режимы, тем самым создали условия, когда возможность осуществлять экономическую деятельность попала в полную зависимость от регистрации приднестровских предприятий в Молдавии. На тот момент был создан т.н. механизм "временной регистрации" приднестровских экономических агентов, который предполагал возможность сертифицирования и таможенного оформления со стороны Молдавии, но при этом не предусматривал прямых фискальных отношений, в том числе, и по вопросам акцизов.

С 1 января 2014 года внесены изменения в Налоговый кодекс Молдавии, где у приднестровских производителей больше нет особого места, продолжает "Медиатор". Согласно закону, они становятся обычными предприятиями Молдавии, что влечет за собой всю полноту ответственности и обязанностей перед молдавским законодательством. Суть возникшей проблемы достаточно проста: постановление правительства Молдавии №815 от 2 августа 2005 года, которое регулировало схему "временной регистрации" для приднестровских экспортеров, является актом правительства Молдавии и имело полугодичный срок действия. Впоследствии, данное постановление регулярно продлевалось (от полугода до года). В настоящее время его применение будет невозможно ввиду явного противоречия нормативному документу более высокого уровня - закону Республики Молдова.

Какие-либо временные компромиссы в этой сфере практически исключены, пишет "Медиатор". Поскольку его основой может быть только: а) отмена закона, что маловероятно, поскольку закон принят в русле продвижения Молдавии к подписанию соглашения об ассоциации, что является генеральной линией для властей РМ (по итогам состоявшейся 19 февраля в Кишиневе встречи экспертных (рабочих) групп Приднестровья и Молдавии по вопросам экономики, молдавская сторона обязалась инициировать в месячный срок отмену введенного в конце 2013 года в одностороннем порядке импортного акциза на товары, ввозимые хозяйствующими субъектами Приднестровья - прим. ИА REGNUM); б) принятие отдельного закона, который бы касался приднестровского бизнеса в отдельном от молдавского правового поля режиме. Это еще маловероятнее, поскольку это противоречит концепции соглашений РМ-ЕС и еще более противоречит заявленному курсу Приднестровья на развитие торгово-экономических отношений с Таможенным и Евразийским союзами. Более того, принятие подобного закона в отношении Приднестровья, в отсутствие международно-признанного статуса Приднестровья, а также в отсутствие самих переговоров по статусным вопросам, предваряло бы многие моменты в урегулировании, несогласованные сторонами и явно идущие в ущерб курсу на независимость Приднестровья; в) разработка и применение эксклюзивного механизма осуществления импортно-экспортных операций Приднестровья при согласии Молдавии и под гарантии внешних акторов. Сценарий еще более маловероятный, чем два предыдущих, поскольку Молдавии придется проститься с идей т.н. "реинтеграции", а согласование внешних гарантий для Приднестровья совершенно очевидно является неподъемной задачей на ближайшее время. Это возможно лишь в течение длительных переговоров и, вне всякого сомнения, этот сегмент находится в т.н. "третьей корзине", заблокированной Приднестровьем (согласно официальной повестке дня переговоров в формате "5+2" политические вопросы из "третьей корзины" не подлежат обсуждению до тех пор, пока не будут решены все практические вопросы социально-экономического и гуманитарного характера между Молдавией и Приднестровьем - из первой и второй "корзин" - прим. ИА REGNUM).

В этих условиях начало переговоров на экономические темы, равно как и обсуждение иных вопросов "социально-экономической корзины" формата "5+2" теряет всякий смысл, продолжает "Медиатор". Приднестровье (и власть, и бизнес) поставлены перед очевидным выбором - либо продолжить хозяйственную деятельность в существующем режиме экспорта-импорта, либо отказаться от возможности работы на уровне предприятий Молдавии и заниматься поиском альтернативных путей осуществления внешнеэкономической деятельности. В первом случае, Приднестровью удается сохранить бюджет, хотя и с относительными потерями ввиду появления налоговых отчислений в бюджет Молдавии, но при этом потерять возможность достичь в будущем справедливых условий урегулирования не только в экономической, но и в политической сфере. Во втором случае Приднестровье может оказать на грани экономического коллапса. Как показала практика, в отсутствие экспортно-импортных операций порог выживаемости экспортно-ориентированных предприятий Приднестровья составляет не более двух месяцев и ведет к резкому вымыванию оборотных средств. Все это было очевидно еще в 2006 году. И в этом случае Приднестровью будет необходимо иметь масштабную поддержку у России.

В целом же, без быстрого и прямого включения в эту ситуацию внешних акторов, переговорный формат "5+2", и без того серьезно деформированный, весьма вероятно, будет прекращен, поскольку любые обсуждения имплементации нового молдавского механизма для приднестровских экономических агентов будут прямо вредить интересам Приднестровья, а ничего другого обсуждать в рамках данного формата и не предусматривается, подводит итог "Медиатор".

Референдум в Гагаузии: "Гагаузский плебисцит - прецедент для Юго-востока Украины и Крыма"

Народный референдум, состоявшийся 2 февраля в Гагаузской автономии, означает новый поворот в истории Молдавии, как бы ни принижал его роль и значение правящий в Кишиневе демократический альянс, пишет "Приднестровье". На высшем государственном уровне ни одна страна еще никак не прокомментировала это событие, слишком острая ситуация в Киеве, которая продолжает оставаться темой номер один во всем мире. Это молчание пока не имеет никакого значения для народа Гагаузии. Плебисцит они проводили для себя, для ощущения общности населения, ради ощущения собственного достоинства и возможности борьбы с несправедливостью и за свои законные права.

"Такого единства, такого стремления людей выйти и высказать свое мнение по вопросам референдума, такого единения не было последние 20 лет, - эмоционально прокомментировал итоги референдума глава автономии Михаил Формузал. - Сегодня, как и на заре становления, тогда еще Республики Гагаузия, народ в едином порыве отстаивал свои права". Башкан Гагауз Ери также считает, что в стране начинается новый исторический период, пишет "Приднестровье". "Я очень рад, что нас поддержали наши братья-болгары и соседние районы, - заявил Формузал, - и это хороший сигнал того, что в нашей стране будут демократические преобразования...".

Молдавский премьер Юрий Лянкэ охарактеризовал гагаузский референдум "своего рода истерикой" и "попыткой выставить Молдавию в неприглядном свете, чтобы показать, что якобы в стране существует напряженность, как на Украине", продолжает "Приднестровье". Но истерика, на самом деле, царит в Кишиневе. Правящая Либерально-демократическая партия Молдавии (ЛДПМ) заставляет руководителей районов подписывать декларации в поддержку евроинтеграции, а также официально осудить гагаузский сепаратизм. Но чего стоят эти бумажки, заверенные чиновниками, по сравнению с волеизъявлением народа Гагаузии? Почему-то ЛДПМ не инициирует региональные плебисциты в защиту принятого Кишиневом курса интеграции с ЕС. Знают либерал-демократы, что в этом случае итоги волеизъявления населения непредсказуемы, а, что вероятней, - совсем не устроили бы правящую верхушку Молдавии.

К Брюсселю тянется кишиневская финансовая и политическая элита, пишет "Приднестровье". А что общего с ними у людей глубинки Молдавии, живущих от зарплаты до зарплаты, родные и близкие которых вынуждены уезжать в Россию на заработки? Это подтверждает и тот факт, что уже на следующий день после референдума в Гагаузии в муниципальном совете города Бельцы была зарегистрирована заявка на проведение мероприятий, аналогичных тем, что проводились накануне в Гагаузской автономии. Игорь Додон - лидер Партии социалистов РМ - официально заявил о намерении его организации провести такие же референдумы и сходы граждан в каждом районе РМ.

Кишинев не на шутку встревожен, продолжает "Приднестровье". Ему везде чудятся заговоры. Лидер ЛДПМ Владимир Филат озвучил неожиданный алогичный вывод: "После активного продвижения идеи проведения незаконного референдума в Гагаузии эти силы пытаются создать новые очаги нестабильности на территории Республики Молдова... За этими действиями по подрыву целостности Республики Молдова стоят политические силы как внутри страны, так и за ее пределами". Об источниках своей осведомленности либерал-демократ скромно промолчал, но намекнул, что "все компетентные органы обязаны противодействовать любым попыткам дестабилизировать обстановку в Республике Молдова". Оказывается, советоваться с собственным народом - то, что по своей сути представляет из себя референдум, это дестабилизировать страну...

Но молдавский президент Николай Тимофти прислушался к совету и поставил перед Службой информации и безопасности Молдавии задачу "нейтрализовать попытки внутренних и внешних сил, вовлеченных в сепаратистскую деятельность и деятельность по оспариванию принципов суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова", пишет "Приднестровье". Судите сами, настолько размытое указание, что под эту формулировку можно подвести любое гражданское недовольство своим правительством. Вполне можно говорить о попытке создания руководством Молдавии полицейского государства, с жестокими репрессиями и политической расправой с инакомыслием.

Истерическая реакция официального Кишинева понятна, подобная их дискредитация в год парламентских выборов может дорого обойтись всему демократическому альянсу, продолжает "Приднестровье". Если гагаузский референдум остается пока без пристального внимания со стороны руководства мировых стран, то многим экспертам и политологам он дал пищу для ума. Превалирующим мнением специалистов в этой связи является то, что гагаузский плебисцит становится прецедентом в регионе и, в первую очередь, для юга и востока Украины, а также Республики Крым, подводит итог издание.

Общие итоги референдума, состоявшегося в Гагаузии 2 февраля, не вызывают особого удивления и были вполне ожидаемы, пишет "Евразийское Приднестровье". Неожиданным стало то, что результаты, выраженные в цифрах и процентах, оказались намного более внушительными, чем это предполагалось даже самыми оптимистичными прогнозами сторонников ориентации Молдавии на Таможенный союз и евразийскую интеграцию. Начнем с того, что за последние годы ни одни выборы в Молдавии не показали столь внушительной явки избирателей (70,42%), как это было в Гагаузии, что позволяет расценивать результаты референдума как реальный показатель воли народа. Не вызывает сомнения, что данное явление, абсолютно не характерное в последние годы для электоральных процессов в Молдавии, вызвано не админресурсом или другими способами принуждения и завлечения электората на избирательные участки, а реальным желанием жителей Гагауз Ери самим решать и определять свою судьбу путем свободного волеизъявления. В этой связи, ярким контрастом является провал референдума, устроенного правящими властями в сентябре 2010 года по вопросу изменения конституции Молдавии, результаты которого были признаны недействительными по причине низкой явки голосовавших.

Следующий момент - мнение народа, высказанное в пользу Таможенного союза и против евроинтеграции, имеет настолько явный и недвусмысленный характер (98,47%), что его при всем желании невозможно не только истолковать как то иначе, но даже поставить под сомнение под предлогом каких-либо мифических фальсификаций при подсчете итогов референдума, продолжает "Евразийское Приднестровье". Столь же категоричным стало и мнение гагаузов в поддержку отложенного статуса независимости Гагаузии - 98,09%. При этом курс руководства Молдавии на сближение с Евросоюзом поддержали лишь 2,77% проголосовавших.

Далее - состоявшийся референдум был проведен на фоне категорического неприятия властей в Кишиневе, объявивших, что рассматривают прошедший плебисцит всего лишь как соцопрос, не имеющий законной силы и не влекущий за собой никаких последствий, пишет "Евразийское Приднестровье". Однако, то, что не признали в Кишиневе, признают в Евросоюзе, расценивая прошедший референдум как пример настоящей демократии в действии. Именно об этом заявил депутат Европарламента Бела Ковач. В целом же, сам референдум расценивают, как очередной этап противостояния между Россией и Евросоюзом, между процессами евразийской интеграции, набирающими силу на постсоветском пространстве, и политикой ЕС, направленной на противостояние этим процессам.

Как бы то ни было, факт народного волеизъявления в Гагаузии будет иметь значительные последствия для Молдавии, продолжает "Евразийское Приднестровье". На фоне то и дело возникающих слухов о том, что власть в Кишиневе практически смирилась с тем, что уже никогда не будет контролировать Приднестровье, о чем свидетельствует, в частности, организация миграционных постов, появился еще один регион Молдавии, который в случае изменения статуса государства готов провозгласить свою независимость. Ну а поскольку к изменению статуса приведет в том числе и подписание договора об ассоциации с Евросоюзом, то результаты прошедшего референдума способны доставить пищу для нелегких размышлений нынешнему руководству Молдавии.

Еще одним важным итогом референдума в Гагаузии стал факт поддержки, которую оказали автономии многие районы Молдавии, пишет "Евразийское Приднестровье". И хотя эта поддержка ограничивалась, пока что только заявлениями глав администраций районов, но после того как референдум состоялся, о желании провести аналогичный плебисцит было объявлено на севере Молдавии, в Бельцах. Так же, как и в Гагаузии, итоги этих референдумов, если они состоятся, не вызывают особого сомнения - разница может заключаться не в конечном результате, а только в несущественной разнице в цифрах, выражающих недовольство населения Молдавии курсом на так называемую "евроинтеграцию", продавливаемого правящей властью, и степень поддержки курса на евразийскую интеграцию.

Фактически, референдум, прошедший в Гагаузии, стал свидетельством того, что идеи евразийской интеграции на постсоветском пространстве получают все большее распространение и становятся все более привлекательными, продолжает "Евразийское Приднестровье". Это результат происходящих на постсоветском пространстве процессов, результатом которых стало восстановление экономических и хозяйственных связей, оформившееся в виде Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, к которому уже готовы присоединиться Киргизия и Армения. Те же самые процессы повлияли на отказ Украины подписать Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом на осеннем саммите в Вильнюсе.

В плане внутриполитической ситуации в Молдавии, референдум может стать катализатором протеста со стороны регионов Молдавии против политики правящей коалиции, направленной на сближение с Евросоюзом, пишет "Евразийское Приднестровье". Сам факт проведения подобного плебисцита должен стать маленьким камнем, который, покатившись с горы, вызывает мощную лавину. Возможно, что именно подобного события и не хватало для решающего усиления волны протестов и подготовки общественного мнения к кардинальной смене курса Молдавии в сторону евразийской интеграции, подводит итог издание.