Несмотря на предупреждение со стороны Барака Обамы, Москва выразила готовность вводить в Крым российский военный контингент. Вопрос о военном вмешательстве России в украинскую ситуацию был оговорен на Совете Безопасности ООН постпредом РФ Виталием Чуркиным. О планируемых действиях России на Украине был поставлен в известность и.о президента Украины Александр Турчинов. Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин в беседе с Турчиновым заявил: в случае применения силы к мирным гражданам Крыма и на востоке страны РФ вправе использовать свои войска.

Будет ли российская военная операция "принуждением к миру", или же чем - то другим? Стоит ли ожидать эскалации полномасштабных военных действий в Крыму в случае ввода туда российских войск? Какие угрозы существуют сейчас для Крыма и его жителей? На эти вопросы для ИА REGNUM отвечал Саид Гафуров - политолог, экономист, научный руководитель Института прикладного востоковедения и иранистики, советник президента РФ.

ИА REGNUM: Саид Закирович, как вы расцениваете решение Москвы о вводе в Крым российского военного контингента?

Реального ввода войск пока что еще нет. Его нет, потому что пока нет окончательного политического решения. Я не думаю, что это политическое решение будет и вообще потребуется. Почему на вчерашнем заседании Совета Федерации это обсуждалось? Согласно Конституции России, в случае потенциальной угрозы Российской Федерации и ее интересам за границей РФ собирается заседание верхней палаты российского парламента. Это с одной стороны. С другой, это заседание было ярким дипломатическим жестом миру.

Я сомневаюсь в возможности масштабного военного противостояния на юге Украины. Пока лично я вижу на Украине следующие военные силы. Первая - это вооруженные силы Украины. Вторая - внутренние войска МВД Украины, чьи представители только что провели консультации в Киеве. Могу точно сказать: большая часть личного состава МВД Украины остается на стороне законной власти, то есть, Виктора Януковича.

Это легальные военные силы. С нелегальной стороны действуют только незаконные вооруженные формирования неонацистских пробандеровских организаций. Активность вооруженных неонацистов обусловлена только одним фактором - вынужденным временным бездействием силовых структур Украины. Военные и ВМС Украины бездействуют, потому что задача военных - отражение внешней угрозы стране, а не наведение порядка внутри нее. У МВД Украины на этот счет пока нет никаких полномочий, потому что не было никаких указаний со стороны Януковича.

ИА REGNUM: Незадолго до решения Москвы Барак Обама выступил с речью, где в довольно грозном тоне предупредил Россию о возможных негативных последствиях силового вмешательства в дела Украины. Судя по всему, Обама не блефовал.

Я бы не стал говорить, что выступление Обамы было угрозой для России со стороны США. Помимо своего заявления, Обама внес в Конгресс США предложение о предоставлении ему как президенту США использовать военную силу в другой точке - в Сирии. В этой ситуации военные, или какие-либо другие действия США против России были бы войной на два фронта. Думаю, Обама сам ставил под сомнение ввод российских войск на Украину. Он умный человек.

ИА REGNUM: В интернете есть фото, где представители российских силовых структур блокируют пункты базирования военных судов в Крыму. Некоторые российские оппозиционеры на основании этих фото обвинили Россию в интервенции на Украину.

Я располагаю другой информацией: блокирование российскими военными военно-морских баз в Крыму проводится по согласованию с военными частями Украины, которые дислоцированы в автономной республике Крым. Корреспондент "Комсомольской правды" Дмитрий Стешин видел в Крыму следующую ситуацию: когда один из пулеметчиков береговой охраны ВС Украины внезапно открыл огонь по российским военным, офицер береговых частей буквально за шкирку вышвырнул стрелка из пулеметной точки. О чем это говорит? О том, что украинские военные сами не хотят гражданской войны, и по мере своих сил не дают другим вступать в нее.

Введет ли Россия войска в Крым? Я думаю, не введет. Прежде всего, потому что отказ от реального ввода сдерживающе подействует на военное руководство Украины. Полагаю, что в этом случае украинские войска останутся в казармах до тех пор, пока не получат приказа от своего верховного главнокомандующего, то есть, президента Украины. Единственный легитимный президент Украины и главком ее вооруженных сил - это Виктор Янукович. Импичмент, который был объявлен Януковичу майданными лидерами, не имеет никакой юридической силы.

Подведу резюме. С одной стороны, решение России о вводе войск на Украину - это временная необходимость на тот случай, если вдруг на Украине прольется кровь и создастся угроза эскалации насилия. В дипломатическом смысле - это опять же вынужденный шаг, призванный охладить горячие головы самопровозглашенных властей, которые не могут контролировать даже Киев. Как видим, силовые структуры Украины не сопротивляются инициативам России, а наоборот их поддерживают.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете степень террористической угрозы для мирных жителей Крыма? Кто является главным носителем этой угрозы: группировки вроде "Правого сектора", или же радикал-исламисты?

Существует угроза и от тех, и от других. Бандеровцы просто могут ворваться куда угодно и устроить там резню. Примеры уже были. Радикал-исламистская угроза тоже есть, но она связана не с политикой, а с экономикой. Исламисты сейчас пробуют угнездиться в крымско-татарской общине, чтобы потом ее сподвигнуть на передел земельной собственности. Этот передел будет носить уголовный характер, потому что главными заводилами по части передела будут представители крымско-татарских преступных групп. То что, любой радикал-исламизм активно работает с криминальным миром - это не новость. Впрочем, сейчас риск уголовного передела земли под исламистскими лозунгами снижается. В Крыму сейчас концентрируются силы МВД Украины, которые, собственно, и призваны вести борьбу с криминалом. А политическая составляющая у исламистов Крыма не столь сильна, чтобы ее так панически бояться. Конечно, там есть ваххабиты, которые могут в любой момент, что-нибудь взорвать, но этих ваххабитов среди крымских татар очень и очень мало, и серьезного веса они там не имеют. В целом, крымско-татарские руководители - очень серьезные и пророссийски настроенные люди. Татарские лидеры хорошо понимают: при любом развитии событий на Украине главный источник дохода их общины будет связан с Россией. Я имею в виду российских туристов.

Для Крыма есть третья угроза, которая куда более серьезная, чем бандеровцы и исламисты - угроза экономического коллапса. Традиционный туристический сезон на 2014 год в Крыму окончательно провален. Кроме того, из-за "Евромайдана" и наступившего безвластия провалилась подготовка к посевной кампании. Для Крыма это особенно болезненно, потому что посевные площади степной части полуострова полностью зависят от ирригации. В зимний сезон в Крыму обычно занимались профилактическими работами по подготовке к ирригации полей, а в 2014 году из-за анархии в стране все сорвалось. Кроме того, в межсезонье между зимой и весной в Крыму высок риск паводка, который тоже надо держать под контролем. Безвластие на Украине окончательно расстроило финансовую систему страны, создало колоссальный недостаток финансирования. У крымских аграриев, как и вообще их украинских коллег, сейчас нет ни горючего, ни смазочных материалов, ни запчастей для техники. При таких условиях риск провала посевной катастрофически высок. Если посевная на юге Украины провалится, то это будет катастрофа.

ИА REGNUM: А можно ли как-то минимизировать этот возможный коллапс?

Мне известно, что вопрос сельского хозяйства Крыма обсуждался между руководством автономии и российскими руководителями. Было оговорена возможность поставок в Крым российского топлива для своевременного проведения посевной кампании на полуострове. Но я не знаю, во что это конкретно выльется. Вообще, если знать характер действий российских органов, которые работают с нашими соотечественниками за рубежом, то можно быть уверенным, что вопрос поставки на Украину топлива и нефтепродуктов решится проще других. Кроме того, Украина не платит ни за наш газ, ни за наши энергоносители. Например, в 2013 году Россия поставила Украине в кредит горюче-смазочные материалы на нужды уборочной кампании. Правительство Украины заявило, что расплатится с нами или до начала посевной 2014 года, или в самом начале кампании. В принципе, к этой украинской практике в России уже привыкли, и согласились ждать. Но вот уже начало посевной 2014 года, а мы пока не получили ничего за ГСМ, отгруженные Украине для уборки урожая в 2013 году.

Назревающий экономический коллапс ударит по Украине очень больно. Особенно больно он ударит по Крыму. Болезненность удара по Крыму будет особенно острой, потому что Симферополь, судя по всему, намерен повышать уровень своей автономии или же намерен говорить о суверенитете. Есть конечно один позитивный факт: если Крым получит какую-либо независимость от Киева и будет, следовательно, более пророссийским, то там появится возможность размещения некоторых российских заказов. Например, судоремонтных мощностей в Севастополе, или что-то еще. Российские заказы могут неплохо помочь крымской экономике. Но эти заказы не станут для Крыма панацеей от всех бед, поскольку будут все-таки не столь масштабными. В случае успеха судоремонтного проекта России в Севастополе, этот город вряд ли может потягаться с Николаевым - главной судоремонтной базой Украины. Кроме того, оборонные заказы России в Крыму не смогут решить проблемы сельского хозяйства автономии или поспособствовать развитию туристического сектора на полуострове. Эти сектора для экономики Крыма принципиально важны.