"В период глобализации региональная интеграция имеет все более важное значение. Соответственно, я думаю, что не только эксперты, но и простые люди, считают, что региональное сотрудничество должно иметь место". Об этом, комментируя некоторые нюансы политики республик Средней Азии в регионе, заявил в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" специалист из Узбекистана Хайрулла Умаров.

По его мнению, "политические реалии - основные направления внешней политики, экономическая дифференциация, разные подходы к решению проблем региональной безопасности, а также наличие военных баз иностранных государств и общих границ с ведущими внерегиональными державами - все это и многое другое существенно влияет на процессы взаимодействия в ЦА". "Опираясь на исторический опыт, к примеру, объединения русских земель, объединения Германии, создания Европейского Союза, можно сказать, что, в первую очередь, важное значение играет осознание регионального единства на уровне политических деятелей и населения", - отметил эксперт.

Еще один важный момент. "В некоторых изданиях, к сожалению, муссируется тезис о "соперничестве/конкуренции" Казахстана и Узбекистана за лидерство в регионе. Это не так". "С точки зрения теории, "соперничество" - это совокупность мер и шагов, направленных на обеспечение своего доминирования по конкретным вопросам. Однако, ни Узбекистан, ни Казахстан не стремились к этому, не создавали альянсы и союзы друг против друга, а также не использовали экономическое рычаги для оказания давления друг на друга. Более того, как Узбекистан, так и Казахстан всегда учитывают специфику своего географического расположения, которое толкает их к сотрудничеству друг с другом: для Казахстана - это расположение между двумя гигантами, Россией и Китаем, а для Узбекистана - рядом с очагом нестабильности, Афганистаном", - заверил специалист.

"В этой связи, на мой взгляд, Узбекистану необходимо еще больше укреплять отношения с Казахстаном. Если Узбекистан и Казахстан станут локомотивами региональной интеграции, то данный процесс может дать результат. Однако, здесь необходимо учитывать и российский фактор. Еще в начале создания СНГ в некоторых официальных документах и высказываниях российских политологов ставилась задача "свести на нет" интеграцию в ЦА. Необходимо отметить, что и другие "внешние силы" также не заинтересованы в возникновении интегрированной единицы в регионе". "Если мы хотим интеграции, то с чего необходимо начать? Многие специалисты утверждают о целесообразности углубления экономического сотрудничества или же создания какой-либо организации. Но создание объединений без конкретных целей или задач может привести к усилению бюрократизации и в конечном итоге к безрезультативности. С теоретической точки зрения, всякая интеграция начинается с культурно-цивилизационных аспектов. Поэтому, в первую очередь, необходимо развивать культурно-экономические контакты между странами региона: активно использовать СМИ, встречи представителей интеллектуальной элиты, в том числе бизнеса, министерств и ведомств, общественных деятелей и ученых", - уверен узбекский специалист.

"В плане институционализации интеграционных процессов, а также в силу того, что Узбекистан имеет границы со всеми странами региона, было бы целесообразным создать "контактные группы" по конкретным направлениям: к примеру, первый блок "Казахстан - Узбекистан - Кыргызстан" - для решения водно-энергетических, приграничных и других вопросов. Второй блок, "Узбекистан - Кыргызстан - Таджикистан" мог бы быть ориентирован на решение водно-энергетических и приграничных вопросов, а также развитие сотрудничества в области борьбы с терроризмом. Третий блок, "Узбекистан - Таджикистан - Афганистан" мог бы быть нацелен на противодействие наркотрафику и торговле оружием, борьбу с терроризмом. Четвертый блок, "Узбекистан - Туркменистан - Афганистан" мог бы иметь задачей решение проблем региональной безопасности и развитие транспортного сообщения через территорию Афганистана". "И опять же, делаю особый акцент на том, что в развитии сотрудничества, с одной стороны, принципиальна политическая воля элит стран региона и осознание ими ответственности перед будущими поколениями, а, с другой стороны, - стремление самих народов стран ЦА к взаимодействию", - заключил эксперт.