Предложение главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева об изменении действующей системы продажи авиабилетов всерьез встревожило Минтранс. Сотрудники ведомства начали спешно разбираться в сложившейся ситуации. Напомним, в конце февраля Артемьев заявил, что используемая ныне система бронирования (когда билеты дорожают по мере приближения дня вылета) его не устраивает, и предложил уничтожить эту систему, создав "свою".

Подобное предложение вызывало недоумение у аналитиков: "Предложение ФАС полностью противоречит мировой практике и практике сложившейся в других видах бизнеса", - заявил глава аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Он напомнил, что нынешняя система действует по всему миру еще с конца 70-х годов прошлого века. И за все это время ни в одной стране мира к ней не было претензий - ни у регуляторов, ни у авиакомпаний, ни у самих пассажиров, которым она дает шанс купить билет по действительно низкой цене.

Недоумение аналитиков поддерживают и участники рынка. Одним из первых свое отношение к предложению ФАС высказал гендиректор авиакомпании "Ютэйр" Андрей Мартиросов. "Ничего подобного я не слышал нигде, ни от одного регулятора в мире", - возмутился он. "Действующая система продаж позволила предоставить рынку тарифы, чтобы пенсионеры и студенты могли за три месяца до вылета купить билеты дешево, а бизнесмен, который покупает билеты накануне вылета, платил дороже. За счет того, что одни платят больше, другие платят меньше".

Тем временем ФАС предлагает как раз усреднить стоимость. Эксперты уверены, что в этом случае антимонопольщики противоречат сами себе, поскольку в случае "усреднения" стоимости ни о какой низкой цене на билеты не может быть и речи. Вдобавок подобная схема нанесет непоправимый урон самим авиакомпаниям. "Последствия для авиакомпании будут неизбежно плачевными, потому что объем продаж с момента попадания билетов на рынок и едва ли не до самого отлета будет минимальным, - отметил Пантелеев, - дорогие билеты продать просто не удастся. Соответственно, оно не получат колоссальный объем выручки и моментально это скажется на их финансовом положении".

По мнению гендиректора "ЮТэйра", если продавать билеты по единому тарифу, экономика авиаперевозок будет разрушена. "Эта система не будет существовать", - сказал он. Мартиросов отметил, что бизнес авиакомпаний - один из наиболее конкурентных в России. "Он гораздо более конкурентен, чем топливный бизнес, аэропортовый, - пояснил он. - Почему коллеги из ФАС объявили год авиакомпаний, нам непонятно". "Мы, "Сибирь", "Аэрофлот" и "Трансаэро", не вылезаем из судов, - добавил Мартиросов. - Нас ловят, штрафуют за какие-то несуществующие ценовые сговоры, выставляют серьезные штрафы за те преступления, которые мы не совершали".

Позицию "ЮТэйр" поддержали и в "Аэрофлоте". Там заявление ФАС тоже встретило непонимание. В компании уверены, что требования ФАС не приведут ни к чему хорошему - билеты не подешевеют, средняя цена не изменится, а вот действительно дешевые билеты исчезнут из продажи навсегда. Эксперты уверены, что изменения, на которых настаивает антимонопольное ведомство, ударят по карманам наиболее незащищенной части авиапассажиров и снизят пассажиропоток авиационной отрасли в стране. По словам специалистов, ФАС просто не совсем понимает принципы аваибизнеса. "В регулятивных органах не выработано серьезного подхода к авиации, как к отрасли, - отмечает замгендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. - ФАС не понимает тарифной политики авиакомпании. Они уверены, что авиакомпании должны продавать дешевые билеты. При этом ФАС не утруждает себя разбираться в экономики авиакомпаний".

Зато проблемы авиабизнеса прекрасно понимают в Минтрансе. К слову, там к нынешней системе бронирования нет никаких претензий. "Авиаперевозки - один из самых конкурентных видов бизнеса, как на внутреннем, так и международном рынках, - отмечают в Минтрансе. - Существующая сегодня система тарифообразования позволяет предлагать самый широкий спектр тарифов. Система управления доходами формируется авиакомпаниями и их коммерческая политика является прерогативой хозяйствующих субъектов".

В министерстве напомнили, что "за финансовую состоятельность и устойчивость бизнеса перед своими акционерами несет менеджмент авиакомпаний, а не ФАС". "Рентабельность авиаперевозок находится в пределах 1,5-3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах", - отметили в Минтрансе.

Сейчас в Минтрансе изучают сложившуюся ситуацию, после чего вопрос планируется обсудить с экспертным сообществом.