"Приоритетность для Кыргызстана остальных стран ЦА выстраивать сложно, да и не желательно. Разные страны важны ввиду разных причин". Об этом, комментируя некоторые нюансы политики стран Средней Азии заявил в ходе виртуального круглого стола на базе проекта Центральная Евразия, политолог, старший преподаватель Американского университета в Центральной Азии Медет Тюлегенов (Киргизия), передает корреспондент ИА REGNUM.

"Приграничные торговля и другие отношения очень тесным образом связывают сотни тысяч кыргызстанцев живущих в районах, граничащих с Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном. Степень социальных, культурных, экономических, политических связей различна с разными странами. Тенденция развития некоторых связей сама по себе предполагает их укрепление". "Есть, конечно, и сложности, которые связаны с приграничным режимом, регулированием потоков трудовой миграции, членством в Таможенном союзе. К примеру, существуют сложности с делимитацией и демаркацией границ с Узбекистаном и Таджикистаном. Они и объективны, и субъективны", - полагает политолог.

"Так, расселение в некоторых местах происходит в шахматном порядке. Учитывая же наличие анклавов это предопределяет факт того, что делимитация (установление пограничных столбов и колючей проволоки) сама по себе не решит все вопросы. Иногда закрытость границ, как в случае с Узбекистаном, часто является еще более острой проблемой. Но эта проблема находится не в плоскости двусторонних отношений, а в плоскости политики самого Узбекистана", - уверен специалист.

"Можно ли в случае ЦА говорить о наличии некоего центра регионального сотрудничества? Центр или даже центры регионального сотрудничества может/могут находиться не только в ЦА, но и за ее пределами. В целом же, само понятие "центр" может применяться и для обозначения страны, способной мотивировать (принудить) к сотрудничеству (или взаимодействию), и для обозначения страны, которая может служить моделью развития, или даже для обозначения страны, у которой наиболее развитые связи с большинством стран региона. Однако, ни одна из стран ЦА не удовлетворяет этим критериям", - заявил политолог.

"О самой же региональной интеграции в ЦА не может идти и речи (на данном этапе, по крайней мере). Пока можно говорить лишь о сотрудничестве по ряду вопросов: границы, миграция, торговля, экология, наркотрафик и т.д". "Какова роль внешних сил? В процессах в регионе внешние силы могут играть как позитивную, так и негативную роль. Под этими внешними силами следует подразумевать не только страны вроде Китая, России, США, но и транснациональные структуры, организованные преступные группы, различные движения, как, например, Движение "Талибан", международные правозащитные организации и т.д. Эти силы по-разному могут влиять на разные страны региона или же на разные вопросы их взаимоотношений", - уверен Тюлегенов.

"В частности, могут ли те же китайские инвестиции стимулировать региональное сотрудничество? Может ли его стимулировать продвигаемый Россией Таможенный союз? Какое влияние может оказать критика международными организациями политических режимов в регионе, или активизация деятельности наркобизнеса? В каких-то случаях эти и другие факторы могут способствовать сотрудничеству в регионе, а в каких-то случаях - производить обратный эффект", - заключил эксперт.