Эксперт из Казахстана: Тандем "Астана - Ташкент" способен стать региональным центром
Москва, 24 марта, 2014, 15:14 — ИА Регнум. "Какие из стран ЦА наиболее близки/приоритетны Казахстану? Приоритетность, на мой взгляд, в данном случае такова: Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Хотя последний непосредственно граничит с Казахстаном, но в силу определенной самоизоляционистской линии в его внешней политике между двумя странами не прослеживается активных контактов. В некоторой степени такая приоритетность совпадает с официальными данными МИД Казахстана, которые отражают уровень взаимодействия между Казахстаном и другими странами Центральной Азии". Об этом, комментируя некоторые нюансы взаимной политики стран Средней Азии, заявил в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев, передает корреспондент ИА REGNUM.
"Можно сделать вывод о том, что, к примеру, в отношениях с Узбекистаном преобладают торгово-экономические связи. Тогда как в отношениях с Кыргызстаном выделяется политический аспект, подтвержденный, в частности, солидной договорно-правовой базой двустороннего взаимодействия". "Если же не принимать во внимание именно официальные взаимоотношения, то Кыргызстан представляется нам ближе по социокультурным факторам. Например, помимо этноязыковой общности, казахов и кыргызов объединяет также номадический дух, связанный с активным в прошлом кочевым образом жизни. Можно также отметить схожую социокультурную атмосферу, обусловленную, в частности, полиэтническим составом населения и уровнем использования русского языка в Казахстане и Кыргызстане. Наконец, возьмем фактор озера Иссык-Куль, которое в летний сезон остается привлекательным для казахстанских туристов, несмотря на всевозможные социально-политические катаклизмы в соседней стране", - уверен специалист. "Но в то же время все это не означает, что отношения между Казахстаном и Кыргызстаном развиваются ровно и гладко. Достаточно вспомнить инцидент в июле 2013 года, когда жители приграничного села Кайнар (Кыргызстан) потребовали пересмотреть кыргызско-казахстанскую границу и вернуть своей стране переданные в свое время Казахстану некоторые территории, а также перекрыли подачу воды по трансграничному каналу "Быстроток" в Жамбылскую область (Казахстан). И это далеко не единственные "нештатные ситуации" в отношениях двух республик". "В этих условиях для сохранения и расширения двусторонних взаимоотношений (причем это касается не только Кыргызстана, но и остальных центральноазиатских республик) на позитивной волне, во-первых, нужно обеспечить и постоянно поддерживать конструктивный и доверительный формат взаимодействия на дипломатическом уровне. А, во-вторых, нужно стимулировать и развивать практику и механизмы народной дипломатии, чтобы как можно больше общались между собой граждане разных стран. Причем именно этот, народный, уровень представляется важнее официального", - уверен специалист.
"С какими из стран ЦА у Казахстана существуют наибольшие проблемы/сложности? Одно время таковой страной фактически представлялся Узбекистан. Особенно это проявлялось в оценках представителей экспертного сообщества Казахстана. И если взять довольно неоднозначную историю взаимоотношений двух государств за годы независимости, то основания для подобных оценок имелись. Достаточно вспомнить трудный процесс делимитации казахстанско-узбекской границы в 2000-2001 гг. При этом имели место суждения о влиянии фактора личных отношений глав двух стран на развитие межгосударственного взаимодействия". "Вместе с тем, в течение последних двух лет можно отметить развитие отношений двух государств в достаточно активном и конструктивном формате. Особенно это проявилось в проведении диалога на самом высшем уровне. Немаловажно отметить также открытие в прошлом году в Ташкенте памятника выдающемуся казахскому поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву", - отметил Чеботарев.
"По большому счету, у Казахстана в отношениях как с Узбекистаном, так и с любой из других республик региона не наблюдается каких-либо проблем и трудностей, носящих перманентный характер. К тому же проявляющиеся время от времени споры, разногласия и прочие негативные инциденты до уровня разрыва дипломатических отношений ни разу не доходили". "Самым же большим отрицательным моментом в рассматриваемом случае представляется закрытый характер обсуждения тех или иных вопросов двустороннего сотрудничества. При таком формате, во-первых, зачастую сложно прийти к компромиссным решениям, поскольку нет ощущений хотя бы мало-мальского воздействия общественного мнения. А, во-вторых, как правило, по завершению соответствующих переговоров стремительно появляются и распространяются зачастую сомнительные и излишне обостренные сведения и оценки", - полагает специалист.
"Закрытость также проявляется в отказе обсуждать и решать актуальные вопросы межгосударственного взаимодействия на многостороннем уровне. Тот же Узбекистан, к примеру, не присоединился к участникам созданного в августе 2011 года Центрально-Азиатского Центра по реагированию на чрезвычайные ситуации и снижению риска бедствий. Непонятно также его и Туркменистана неучастие в Тюркском совете". "Учитывая наблюдаемую в прошлом атмосферу определенной, хотя и непризнанной официально, конкуренции между Казахстаном и Узбекистаном за лидирующие позиции в регионе, им целесообразно составить тандем. Как двум ведущим и сравнительно стабильным государствам ЦА. Гипотетически это может выглядеть таким образом: президенты этих стран договариваются, озвучивают совместное заявление о необходимости усиления сотрудничества или даже интеграции центральноазиатских республик, создают определенную структуру для выработки и реализации практических мер и т.д. А затем в этот процесс вовлекаются остальные страны региона", - предлагает казахстанский специалист.
"Фактически тандем "Астана - Ташкент" и способен стать региональным центром. Тем более, что за последние два года эти страны сблизили позиции по некоторым вопросам. В частности, Казахстан поддержал позицию Узбекистана относительно строительства
Во-первых, это "так называемый "фактор-2014", связанный с предстоящим выводом международных коалиционных сил из Афганистана и вероятными рисками безопасности для ЦА. Странам региона следовало бы объединить свои усилия для отражения потенциальных вызовов", - считает Чеботарев.
Во-вторых, это "недавний серьезный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном. В этом случае Казахстан и Узбекистан могли бы выступить в качестве посредников для примирения конфликтующих сторон", - говорит эксперт.
В общем, "соответствующая двусторонняя схема вполне реализуема и подкреплена серьезными политическими основаниями. Остальное уже зависит от волеизъявления глав двух государств". "Как уже мною говорилось, сперва нужно создать ядро (центр), подготовиться и заявить о намерениях: возможно, что начать новый этап региональной интеграции, либо просто сотрудничества, а также формирования соответствующей структуры. К направлениям же будущей деятельности этой структуры можно добавить также слегка подзабытую, но до сих пор сохраняющую свою актуальность идею Казахстана о создании в ЦА водно-энергетического консорциума", - полагает специалилст. "Сложнее будет с Туркменистаном, который прежде не участвовал в интеграционных процессах в ЦА. Каких-либо оснований для его заинтересованности участвовать в процессе регионального сотрудничества в ближайшем будущем тоже нет. Хотя Ашхабаду для начала можно предложить статус наблюдателя в соответствующем межгосударственном объединении, наподобие того, какой имеет Украина в