"Армения - крайне важный партнер для Европейского союза, и я бы не сказал, что она безвозвратно потеряна для различных программ ЕС, в том числе "Восточного партнерства", - заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM научный сотрудник, директор Программы по наблюдению за развитием отношений между Евросоюзом и Средней Азией Фонда по изучению международных отношений и диалога с внешним миром (FRIDE, Испания) Йос Бунстра, отвечая на вопрос о будущем отношений Армения-ЕС после отказа Еревана парафировать Соглашение об ассоциации с ЕС осенью прошлого года.

По его словам, сотрудничество Армения-ЕС в двустороннем и многостороннем форматах будет продолжено. "Речь ни в коем случае не идет об окончании сотрудничества между Арменией и программой "Восточное партнерство". Армения наряду с другими странами в полной мере принимает участие в многосторонних тематических платформах "Восточного партнерства". Что касается двустороннего формата, то и здесь в тесном сотрудничестве идет работа над многочисленными программами. Да, парафирование Cоглашения об ассоциации с Евросоюзом и Договора о свободной и всеобъемлющей зоне торговли (DCFTA) не состоялось, однако надо понимать, что эти процессы происходят сугубо между Евросоюзом и третьей стороной и выходят далеко за рамки непосредственно "Восточного партнерства". Я бы не сказал, что Армения потеряна для "Восточного партнерства". Армения является крайне важным партнером для ЕС", - подчеркнул эксперт.

В целом, заявил собеседник, несмотря на намерение в дальнейшем разворачивать сотрудничество с Ереваном, сегодня Евросоюз должен взять паузу и посмотреть, как будут развиваться события вокруг... Крыма. "Евросоюзу необходимо пересмотреть программу "Восточного партнерства" как по части многосторонней платформы, так и по части двустороннего сотрудничества не только в свете событий на Украине, но и в свете результатов Вильнюсского саммита. Каждый случай должен рассматриваться отдельно - Грузия, Молдавия, Белоруссия и т.д. Европа не может предложить этим странам членство: мы лишь заинтересованы в стабильности и процветании соседствующих стран, России в том числе, кстати. В этом смысле, прежде чем переходить к конкретным действиям, необходимо опять-таки понаблюдать за развитием взаимоотношений России с Евросоюзом. Я очень надеюсь, что мировые центры силы постараются избегать позиций "нулевого выигрыша", ибо от этого напрямую страдают их соседи. Ведь и у России и у Европы общие соседи", - сказал он.

При этом Йос Бунстра не считает, что предстоящее вступление Армении в Таможенный союз должно стать сигналом тревоги для ЕС. "Вовсе не уверен, что Брюссель должен препятствовать присоединению Армении к Таможенному союзу. Подписывать договор об ассоциации с ЕС, вступать в ТС - это дело самой Армении, и решение только за ней. Как я уже отметил, сотрудничество между ЕС и Арменией не прекращено, и в этом направлении ведется конструктивная работа. Однако Армения находится в очень тяжелом положении. В вопросе безопасности ваша страна в значительной степени зависит от России и тех гарантий, которые она может предоставить в случае эскалации нагорно-карабахского конфликта. В этом смысле Россия имеет в руках мощный рычаг давления, а Армения в некотором смысле считает себя обязанной войти в ТС", - поделился мнением Бунстра, выразив уверенность, что этот рычаг представляет для Армении некоторую опасность.

"Дело в том, что действующие нормы Таможенного союза не соответствуют требованиям Европейского союза, что в случае присоединения Армении к интеграционному проекту России, Белоруссии и Казахстана серьезно затруднит торговые отношения Армении со странами еврозоны. С другой стороны, если бы Армения подписала Договор о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA), это не стало бы препятствием для свободного товарооборота с другими партнерами. Вступление Армении в Таможенный союз нанесет серьезный урон экономике страны и обречет на еще большую зависимость от России. Необходимо понимать, что Армения делает долгосрочный выбор", - отметил он.

На замечание о том, что выгоды от подписания Соглашения об ассоциации Армения-ЕС, а также DCFTA как его неотъемлемой части сомнительны и ставились под вопрос многими экспертами, Бунстра ответил, что подход "здесь и сейчас" здесь неприемлем, и что нужно смотреть на годы и десятилетия вперед. "Не следует ждать немедленных дивидендов от сотрудничества с Евросоюзом. Если Армения подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС и DСFTA, торговые границы откроются, но потребуется время, за которое экономика этой страны претерпит необходимые изменения. Тогда в Армении почувствуют реальную выгоду от такого сотрудничества. Речь идет о 10-20 годах. Что касается Таможенного союза, то здесь необходимо понять, когда может произойти присоединение к этой структуре. Согласно действующим правилам, членами ТС могут стать только страны, имеющие общую со странами-членами границу. Армения таковых не имеет... впрочем, как и такая среднеазиатская страна, как Таджикистан, который может вступить в ТС только в случае присоединения к нему Киргизии. Следовательно, сначала Таможенный союз должен изменить свои нормы и правила, а это займет от одного до двух лет. Опять-таки, если рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе, то Армения в случае присоединения к ТС, возможно, быстрее увидит результаты, но в то же время обречет себя на еще большую зависимость от России на долгие годы вперед", - сказал Йос Бунстра.

Что касается интеграционных процессов, инициированных Россией, то аналитик склоняется к версии о том, что Москва пытается воспроизвести нечто похожее на плод трудов Европы, длившихся последние 50 лет. "Однако после аннексии Крыма даже те немногие энтузиасты из числа стран-участников, имею в виду Белоруссию и Казахстан, превратятся из интегрируемых стран в поглощенные. Россия, на мой взгляд, слишком спешит, и если она хочет на самом деле интеграции, а не подчинения, то ей нужно будет убедить эти страны, что в основе сотрудничества лежит не только силовое воздействие, но и принцип равноправия, взаимовыгоды", - подчеркнул он.

При этом, по мнению Бунстры, Евросоюз на данном этапе не может предложить Армении больше, чем уже положенные на стол инициативы. "Не уверен, что Евросоюз может выступить с какими-то конкретными предложениями к Армении, которые выйдут за рамки уже озвученных. Единственная конкретная вещь, которая приходит мне на ум - модернизационный пакет, версия которого была предложена Азербайджану. Однако Евросоюз и Азербайджан не смогли прийти к соглашению по части приоритетов: если эта южно-кавказская республика фокусируется в большей мере на сотрудничестве в энергетическом секторе, то Евросоюз делает упор как раз на вопросы морально-этического характера: европейские ценности и свободы, что для нас немаловажно", - отметил сотрудник FRIDE.

Бунстра не согласен с тем, что понятие "европейские ценности и свободы" слишком "ни о чем", и что в Армении оно с трудом приживается. "Очень важно, чтобы люди в Армении понимали: речь идет не о сугубо западных ценностях, а о глобальных, общечеловеческих. Армения, будучи полноправным членом ОБСЕ, полноправным членом Совета Европы - организации, которая является своеобразным хранителем человеческих ценностей в мировом масштабе, - априори этим ценностям сопричастна. В дополнении к этому Европа, конечно же, готова поддержать Армению финансово, а также оказать посильную помощь в вопросах преобразования правительственных структур с тем, чтобы сделать их работу более прозрачной, более надежной и, конечно, более демократичной. На этом направлении уже наблюдается определенный прогресс, но работы еще непочатый край. Выбор за Арменией", - подытожил Йос Бунстра.