"Узбекистан - единственная страна в регионе, которая имеет границы со всеми государствами ЦА, то есть Узбекистан, объективно, близок всем странам региона или, другими словами, исторически приговорен к региональной интеграции". Об этом, комментируя некоторые нюансы сотрудничества в Средней Азии заявила в ходе виртуального круглого стола на базе проекта Центральная Евразия экономист из Узбекистана Саодат Касымова, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Что нужно сделать, чтобы, как минимум, сохранить, а, как максимум, укрепить эту "близость"? Минимум - надо найти адекватный ответ на афганский вызов и стремиться сохранить добрые отношения с соседями. Максимум - необходимо создать региональный союз, потенциал которого был бы основан на экономической специализации каждой из стран ЦА: региональной вертикальной разбивке производства. И такой союз мог бы стать привлекательным как для страны производителя, так и для страны транзита, так и для инвесторов". "По одиночке каждая страна ЦА интересна только в качестве сырьевого придатка. То есть, говоря "экономическим языком", торговля с этой страной может осуществляться только на основе принципа абсолютного преимущества. Некоторые государства пытаются ценой огромнейших затрат реализовать экспортно-ориентированную политику. Однако, для того, чтобы эта политика дала реальную отдачу нужны не только низкие производственные затраты, но и низкие транспортные затраты для выхода на большой рынок или же этот рынок должен быть развитым, и к тому же растущим. У стран ЦА нет преимуществ "азиатских тигров" и механическое копирование их моделей развития содержит в себе такие "маленькие нюансы", за которые придется заплатить слишком дорого", - полагает экономист.

Что остается странам ЦА? "Главное - надо найти решение проблемы транзита. Транзит - это фокусирование усилий на формировании транспортных коридоров и, в итоге, интеграции. Если товары перемещаются свободно и беспрепятственно, без каких-либо административных или таможенных задержек, если решения об инвестициях принимаются с учетом общей перспективы, то возрастает благосостояние как стран-экспортеров, так и стран транзита: ведь существенно снижаются издержки". "Факт выгоды не только торговой, но и транспортной, транзитной, должен стать очевидным. Именно это будет способствовать развитию сотрудничества не только между торговыми партнерами, но и странами транзита. Вопрос заключается в том, какая из стран ЦА более всего заинтересована в развитии транзитной инфраструктуры, то есть может стать центром регионального взаимодействия?", - задается риторическим вопросом эксперт.

"Географически замкнутое (без прямого и короткого выхода к морю) положение стран ЦА - это только лишь один аспект высоких транспортных издержек. Рост издержек из-за правовых, административных, таможенных или технических барьеров - это и есть подлинная проблема для всех стран региона. Поэтому сотрудничество между соседними странами является наиболее важным условием. Естественным объектом для улучшения положения в этой связи является не страна, а регион в целом или конкретно рассматриваемый транспортный коридор". "В рамках дискуссии прозвучал тезис об отсутствии в регионе "центра" сотрудничества. Корректнее было бы сказать, что при сохранении нынешнего статус-кво, когда Казахстан включен в Таможенный союз (ТС), а политика Узбекистана и Туркменистана сориентирована на автономность (то есть при неизменности исходных условий), действительно не видно игроков, заинтересованных в региональной интеграции", - уверена экономист.

"Но изменение условий макроэкономической политики, например в том же Узбекистане, способно изменить ситуацию и с точки зрения региональной интеграции. В случае, если внутренний рынок "сожмется", это заставит национальную элиту активно формировать/развивать транспортную и транзитную региональную инфраструктуру. И нужно помнить простую истину, что реальные политические изменения возможны не в результате требований "торговцев с площади", а в результате инициатив "политического Олимпа". "За более чем двадцать лет самостоятельности во многих постсоветских государствах вырос целый класс, который сделал, да и продолжает делать свой капитал на "границах" когда-то единого экономического пространства. Думаете, что представители этого класса просто так не отдадут свой источник доходов, позволив изменить инструменты базовой макроэкономической и торговой политики!", - полагает Касымова.

"Вопрос региональной интеграции становится актуальным для тех государств, которые вложили огромные инвестиции в производства с высокой долей добавленной стоимости. Именно для этих государств либерализация макроэкономической и торговой политики станет важным шагом для снижения транспортных расходов, а значит и региональной интеграции". "Начинать надо с малого и очевидного. Либерализация торговой и макроэкономической политики устранит административные каналы накопления национального капитала. Это создаст стимулы к формированию каналов экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с низкими транспортными издержками. Региональная интеграция должна быть направлена на преодоление узких мест, в результате чего национальная элита сможет реально взвесить издержки и выгоды от формирования транзитного коридора. ЕС начинал с простого союза угля и стали", - предлагает специалист.

На мой взгляд, "выгоды регионального союза должны превысить издержки автономности. Вон как, например, торговая элита Кыргызстана рвется в ТС с китайским ширпотребом, так как "чует" "золотую жилу". Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных экономических проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами: слабопроницаемых экономических границ, увеличения производственного потенциала за счет региональных общественных благ и использования преимуществ специализации". "В целом, надо осуществить одну малую региональную интеграцию, чтобы достичь другой - большей. Для выхода на крупные рынки следует сократить не только производственные, но и транспортные издержки. А потом к интеграционному ядру, сформированному инициаторами интеграционного объединения, подключатся и соседние государства", - рассуждает эксперт.

"Итак, перечень необходимых мер для развития торговли на основе принципа сравнительных преимуществ следующий: во-первых, это стимулы, направленные на развитие региональной интеграции; во-вторых, это региональные институты, помогающие уменьшить препятствия создаваемые границами; в-третьих, это региональная инфраструктура, создающая транзитные каналы выхода на более крупные рынки", - заключила Касымова.