Президент РЮО Леонид Тибилов согласно конституционной процедуре независимого государства назначил дату предстоящих парламентских выборов: 8 июня. Интриги в этом не было, все случилось "по правилам" и даже широко дискутировавшегося изменения избирательной системы с партийной на мажоритарную или хотя бы полумажоритарную не случилось. Голосовать избиратели Южной Осетии будут снова за партии, которых вывели в пробирках больше полутора десятков. Было больше - не все гомункулы оказались достаточно жизнеспособны. Но и это искусственное расширение избирательного сознания способно запутать политизированную часть юго-осетинского общества.

Главным плюсом перехода на мажоритарную систему ее сторонники полагали возможность для самостоятельного выдвижения новых лиц, представителей свежего поколения политиков, которые никак не ассоциируются ни с текущей властью, ни с предыдущей и вообще ни с чем. Главный минус - очевидная коррупционная составляющая (есть у тебя деньги, проложил дорогу к селу и все голоса твои) и возможность широкого использования административного ресурса. Но дискутировать на эту тему уже поздно: после подписания президентского указа о дате выборов никто правила игры на ходу уже менять не будет. Это была бы очевидная потеря темпа и признание президентским окружением своей слабости.

Для российских политологов и политтехнологов выборы в РЮО в очередной раз могут подернуться каким-то новым, ранее им неведомым цветом радуги или, если хотите, избирательного спектра. Югоосетинский избиратель действительно выбирает, причем делает это весьма критично и придирчиво, от чего многие политтехнологи из России и Украины несколько поотвыкли. Трудны для понимания и основные критерии, которыми руководствуются избиратели при осуществлении своего нелегкого выбора. За последние годы на этом подорвалась уже не одна контора политических технологий, однако, ряд партий и их руководителей продолжает упорно цепляться за "проверенные кадры" и их "советы". А это обещает нам предвыборную кампанию интересную (если смотреть со стороны), неприятную (если вблизи) и грязную (если в ней участвовать даже пассивно).

Основная беда югоосетинского электорального поля - его крайний минимализм, как на картинах Сола Ле Витта. Или в скульптурах Антона Церо, прославившегося тем, что он использовал для своих инсталляций уже готовые балки. Нечто подобное читается и во всех без исключения программах политических партий. Они хором за дружбу с Россией и за возрождение экономики на базе сельского хозяйства и продвинутого туризма. Толику разнообразия вносит в это во все лишь подготовленность и профессионализм авторов, эти программы писавших, то есть складывавших готовые балки (одинаковые слова одинаковых тезисов) в предложения. Как правило, это выглядит грустно. Радует только то, что лишь единицы избирателей эти программы прочтут.

Югоосетинский избиратель заранее поддерживает дружбу с Россией и возрождение экономики. Здесь его агитировать не надо, да никто и не собирается. Критерии выбора лежат, скорее, в сфере личных пристрастий, оценке поведения лиц, находящихся вверху избирательных списков той или иной партии, их семей, родственников и друзей. А это, к сожалению, все-таки поняли пиарщики из "понаехавших", и, следовательно, предвыборная кампания будет изобиловать вбросами компромата личного характера, причем, не только на знаковых лиц, но вообще на всех, кто под руку попался. О качестве компромата никто даже сильно задумываться не будет, достаточно простой фабрикации в жанре "художественного доноса" через интернет, и югоосетинское общество, в котором даже среди молодых поколений весьма живы отголоски показушно-ханжеской морали, живо отреагирует. Прецеденты уже были. Пока среди "потерпевших" в основном представители оппозиции, но то ли еще будет.

Преференции на старте получили те партии, которые успели первыми захватить в свое личное пользование наиболее востребованные или просто броские лозунги. Это "воссоединение с Северной Осетией-Аланией" - оно же "вхождение в состав России" (тут показания разнятся) и "интеграция в ЕврАзЭс и Таможенный союз путем строительства железной дороги из России". Это тоже все новизной не блещет, но способно околдовать неокрепшие умы неизведанными перспективами, которые, кстати, в случае реализации этих лозунгов никто толком описать не может. Даже в двух словах.

Другим потенциальным "стартовым" ресурсом для идущих на выборы партий стали раздуваемые ими же самими слухи о поддержке их руководителей Кремлем. Любой слух, рассказанный утром, вечером в Цхинвале становится фактом, обросшим мохнатыми подробностями и ссылками на авторитеты. Тут даже доказательств предъявлять не надо - достаточно просто сказать, что "меня поддерживает NN" или "я встречался с генералом YY", и число сторонников тут же увеличивается естественным путем, потому что в обществе привыкли уважать авторитеты.

Между тем, Москва старательно и увертливо до самого последнего момента пыталась всеми средствами игнорировать внутриполитическую обстановку в РЮО. Профильные структуры не поддерживали ни одну из партий, отказывались идти на контакт, а большинство встреч югоосетинских политиков с московскими функционерами носили либо случайный, либо фейковый характер. По крайней мере, так было до 24 марта, когда руководство РЮО было вызвано в администрацию президента РФ "на беседу" за закрытыми дверями. О чем именно Сергей Иванов беседовал один на один с Леонидом Тибиловым - доподлинно не известно, но тема выборов там затрагивалась наверняка, хотя бы в контексте спорных для российской внешней политики лозунгов.

Крупным (по меркам РЮО) партиям пришлось еще осенью-зимой искать себе союзников в лице родственных российских партий, но альянсы эти заключались порой на каких-то совсем туманных принципах и основах. Тем не менее, "Справедливая Россия" и ЛДПР обрели себе клонов в РЮО. Дополнительную сумятицу в происходящее вносят российские же политологи и политтехнологи, лоббирующие не столько сами партии, сколько лозунги (косвенно - самих себя через эти лозунги) и создающие иллюзии "приближенности" тех или иных партий и личностей к Кремлю.

Показательный пример в этом плане - партия "Единая Осетия", построенная вокруг личности и.о. министра ЧС Анатолия Бибилова. В ее деятельности сейчас сошлись практически все до единого знаковые характеристики этой предвыборной кампании.

Во-первых, именно эта структура "приватизировала" вкусный, сильно окрашенный эмоционально, но политически провокационный лозунг "присоединения к России" через референдум. Январский фальстарт, когда "Единая Осетия" обратилась к президенту Тибилову с требованием провести этот самый референдум, был дорогим уроком. Резкая отповедь из Москвы и Владикавказа на время охладила эти мятущиеся умы. Вплоть до "случая с Крымом" партия и ее "говорящие головы" сидели ниже травы тише воды, и даже пару раз невнятно извинялись за неверно понятую политику. В последний же месяц эта вакханалия началась снова с удвоенной силой. Эмоционально привлекательный для многих жителей Южной Осетии лозунг важен еще и потому, что никто с ним на этом самом эмоциональном уровне и не спорит. Он как бы бесспорен, а те, кто задает резонные вопросы - "провокаторы", "предатели", "грузинские наймиты". Постановка его в начале программы первой из всех партий автоматически добавляет "Единой Осетии" голосов, поскольку люди все-таки реагируют на лозунг, а не на конкретные обстоятельства, которыми никто не занимается.

Во-вторых, в списках партии довольно много симпатичных людей, личная мотивация которых весьма различна, но опять же цхинвальский избиратель смотрит на сам факт, а не на мотив: "Этого я знаю, он хороший парень. Раз он с Бибиловым, то и я тоже. Остальные ведь хуже". Здесь надо только порадоваться, потому что некоторые из этих "хороших парней" действительно идут в парламент с целью что-то изменить или хотя бы попытаться повлиять на исполнительную власть. Если это будет делаться под крылом партийного списка "Единой Осетии" - почему бы и нет? Другое дело, что предыдущий опыт показал, что группировка Бибилова склонна использовать людей в конкретный период времени, а затем просто отказываться от своих обещаний и союзников. Кстати, примерно также в конце 2011 года в ходе президентских выборов поступил с самим Анатолием Бибиловым тогдашний президент Эдуард Кокойты. В последнее время, однако, в окружении Бибилова стало прибавляться знаковых фигур из недавнего прошлого, в основном, все тех же силовиков, что несколько запутывает электорат.

В-третьих, партия едва ли не открыто пользуется услугами приезжих политтехнологов, причем, тех же самых, которые привели Бибилова к бесславному поражению Алле Джиоевой на президентских выборах. "Спикеры" Бибилова отрицают факт участия украинских и московских пиарщиков в работе предвыборного штаба, называя их "личными друзьями" и.о. министра ЧС.

В-четвертых, окружение Бибилова активно и даже порой крайне агрессивно использует интернет-площадки для озвучивания своей позиции. Для политизированной части югоосетинских избирателей интернет - едва ли единственное средство коммуникации с внешним миром и, естественно, что там ведутся очень жаркие, а порой просто недопустимые по тону словесные баталии. Таким образом охватывается та часть аудитории, которой недостаточно просто найти в партийном списке "хорошего парня" или ознакомиться со слухами.

В-пятых, основной лозунг "через референдум - в Россию" активно раскручивается некоторыми московскими политологами и частью примкнувшей к ним осетинской интеллигенции, накрепко привязанной к бесчисленным "круглым столам" и конференциям как к форме жизни научного сообщества. Кроме того, хаотичная, но также очень агрессивная активность на этот направлении придает некорректному и провокационному лозунгу оттенок наукообразности. Например, ведутся жаркие дискуссии о том, надо ли входить в состав Северной Осетии-Алании или надо вступать в Россию как еще один осетинский субъект Федерации. И неважно, что над идеей "двух осетинских субъектов" еще два года назад в российском МИДе в голос смеялись. А во Владикавказе так вовсе звереют, слыша про объединение. А от нечаянно выскочившего слова "присоединение" относительно Крыма потом долго публично открещиваются.

И, наконец, в-шестых, Анатолий Бибилов открыто говорит в разных аудиториях и в разных тональностях о своих связях в Кремле, подтвердить или опровергнуть которые никто не может. Достоверно можно лишь утверждать, что он по инерции поддерживает отношения с группой лиц, курировавших президентские выборы в 2011-2012 годах, большинство из которых либо далеко, либо не у дел, либо слишком скомпрометированы в московском обществе, чтобы на что-то влиять. Действительно, это направление поддерживается одной из группировок в администрации президента в противовес другой группировке. Для них обеих Южная Осетия - поле битвы за ресурсы и кадры. Не более того. Но избиратель этого не знает, да и знать такие тонкости не захочет.

Программа, построенная на отрицании самой необходимости государства для Южной Осетии, хороша еще и тем, что не требует дополнительных мудрствований. Можно не думать об экономике, о ней будет думать Москва. Бибилов недавно произнес это практически открытым текстом, что вызвало шквал негативных эмоций, поскольку откровенно работало на паразитические настроения, но, помимо этого, вызывало и откровенное недоверие к политику, который демонстративно отказывается брать на себя ответственность. Не надо пытаться реформировать внутреннюю жизнь в республике, достаточно скопировать действующие российские модели. Нет нужды корпеть и над внешнеполитическими обстоятельствами, которых тоже не будет после вхождения в состав РФ. Вообще ничего делать не надо. Разве что наблюдать, как работают другие. А это крайне уважаемое во всем мире занятие.

Следующий (а на самом деле первый в списке) тяжеловес предвыборной гонки - партия "Единство". Это большое, неповоротливое, труднопонимаемое наследство времен президента Эдуарда Кокойты, который в свою очередь копировал партию с "Единой России". То есть и сейчас это номенклатурная партия, главным предвыборным достоинством которой можно посчитать административный ресурс и авторитет тех, кто находится в верхней части ее списка. За прошедший год партия "Единство" потратила много сил и средств на то, чтобы отмежеваться от своего прародителя - Эдуарда Кокойты. Хорошо это получилось или как обычно - покажут, конечно, результаты голосования. Но есть основания полагать, что сохранение во главе партии Зураба Кокоева - фигуры одиозной - преследовало целью все-таки сохранить симпатии той группы населения, которую принято называть "кокойтистами". Среди них много слепо верящих в Эдуарда Джабеевича относительно молодых парней, но и достаточно тех, кто свое разочарование последними годами трансформировал в ностальгию по "сильной руке" и широким жестам экс-президента.

Фигура Эдуарда Кокойты навязчиво мелькает за кулисами предвыборной кампании то тут, то там. Во многом это самопиар чисто цхинвальского разлива, как, например, привычка приезжать на все свадьбы и похороны с кортежем бронированных машин, даже туда, куда никто его не звал. То же с государственными праздниками, где даже устраивались "гонки" с кортежами президента Тибилова и главы РСО-Алании Мамсурова. Кокойты тоже успешно использует распространение вокруг себя неконтролируемых слухов о своей влиятельности в Кремле, что подтверждается "наглядно": машинами, номерами на них, принятием в штат российского МВД его личной охраны и элитным жильем в Москве. Дело, скорее всего, в бескомпромиссном характере экс-президента, который не может спокойно пережить отставку и, не имея возможности напрямую участвовать в этих выборах, стремится привычными ему закулисными методами "рассадить" в будущий парламент как можно больше даже не своих сторонников, а людей, лично ему обязанных. С этим могут быть связаны и участившиеся в последнее время демонстративные жесты в адрес своего окружения и ветеранов военных действий.

В этой связи некоторое недоумение стала вызывать пассивность президента Тибилова и его администрации в отношении неожиданно случившихся, как снег зимой в Москве, выборов. У Леонида Тибилова нет никакой партийной опоры, а методы, которыми последние два года оперировала его администрация, перестали работать. Его привычная тактика - выждать, когда все выскажутся и подвести черту - на этот раз дала сбой. По сути, у действующей власти может вовсе не оказаться никакой опоры в новом составе парламента, а о какой тогда слаженной работе исполнительной ветви власти можно будет говорить?

Такое впечатление, что администрация президента потеряла даже возможность влиять на ключевые для хода парламентских выборов кадровые назначения. Например, создание консульства РЮО во Владикавказе, которое было организовано буквально в считанные дни, хотя ранее его не могли открыть пять лет. И теперь граждане РЮО, проживающие в РСО-Алании будут голосовать именно в консульстве, а не массово выезжать на границу. Следовательно, и контролировать ход голосования, как и списки избирателей, будет вновь назначенный консул, к которому много вопросов и по его прошлой деятельности и по нынешним его связям.

Еще одна перспективная партия "Новая Осетия", возглавляемая и.о. министра иностранных дел Давидом Санакоевым, изначально носила опереточный характер. Ее формировали сгоряча, на волне эйфории от сенсационного выхода Санакоева во второй тур президентских выборов. Это даже, скорее, не партия, а клуб по интересам. За прошедшие два года главе МИДа так и не удалось набрать политического опыта и веса, скорее, наоборот. Он запустил работу министерства, засветился в нехорошем скандале с квотами на обучение в Москве для осетинских выпускников, вошел в конфликт с российским МИДом, утроил ряд акций, сильно смахивавших на фарс, а не на внешнеполитический курс, попал под влияние нескольких (последовательно) группировок, поощрил и развил внутри министерства систему протекций "хорошим людям" (например, при раздаче дипломатических рангов и определении командировочных расходов). И, наконец, люди стали вдумчиво присматривать к тому, что в рамках политкорректности принято называть "расходованием неподотчетного фонда представительских расходов".

В то же время прямых и открытых врагов у него нет, как у всякого персонажа, который ничего толком и не совершает. Он все еще симпатичен, привлекателен и перспективен. Он не ассоциируется с номенклатурной средой, и это открывает путь в его партию для образованной молодежи, не связанной с силовыми структурами. Правда, он не сможет критиковать власть, поскольку сам является частью этой власти. А придумать что-то кроме критики ему, как показал опыт, сложно. Верхом креатива для него, как лидера партии стала пресс-конференция после посещения Сан-Марино, а основным союзником - мэр Цхинвала Алан Алборов - тоже светоч предвыборных акций. А округлые интервью явно пишутся внутри МИДа совсем другими людьми.

Следует, однако, еще раз сказать, что партийные списки партии "Новая Осетия" - это еще один шанс для совсем новой генерации югоосетинского политизированного класса. Само пребывание в парламенте может изменить настроения многих пока "сырых" кандидатов и позволить раскрыться с новых сторон многим из числа образованной молодежи, кому ранее был закрыт вход в номенклатурную среду, поскольку эта среда воспроизводила сама себя, не впуская выскочек. Смущает только то, что "Новая Осетия" ассоциировала себя на российском политическом поле с партией "Справедливая Россия" - структурой забюрократизированной и не склонной к инновациям молодежи.

Примерно то же можно адресовать и партии "Фыдыбаста" ("Отечество"), которую много лет возглавляет глава Госкомитета по печати и информации Вячеслав Гобозов. "Политическим карликом" ее назвать совсем уж нельзя, но и надеяться на преодоление 7% барьера она сможет только в случае появления в ее списке новых лиц и радикального отличия ее программы от штампованных программ партий-"тяжеловесов".

Партия "Осетия - площадь свободы", которую некогда возглавляла бывший кандидат в президенты, а затем вице-премьер Алла Джиоева пребывает на данный момент в коме. У нее есть стабильный электорат. Небольшой, но сплоченный, состоящий в основном из ее преданных сторонников и лиц, зависящих от нее лично, как от и.о. вице-премьера по социальным вопросам. Основу для формирования этой партии заложили скандальные обстоятельства президентских выборов и открытая поддержка кандидатуры Аллы Джиовой некоторыми влиятельными персонами московской диаспоры, в первую очередь Джамбулатом Тедеевым, тренером сборной России по вольной борьбе. Снятие Джиоевой с выборов и скандальный разрыв с Тедеевым отбросили партию сперва в глухую оппозицию всему и вся, а затем и вовсе в небытие. Причем для Тедеева поддержка Аллы Джиоевой была делом сугубо личного противостояния с тогдашним президентом Эдурадом Кокойты, а не признанием каких-то ее заслуг и качеств.

Вполне возможно, что эта партия сможет преодолеть 7% барьер за счет остатков преданного электората и помощи административного ресурса по принципу "чтобы не было войны". Но реальной политической силой в нынешних обстоятельствах "Осетия - площадь Свободы" вряд ли сможет стать.

Еще один "тяжеловес" в составе действующего парламента - "Народная партия" во главе с Казимиром Плиевым. Организация многострадальная, скандальная и одиозная. Многострадальная настолько, что даже само ее существование и 9 мест в парламенте до сих пор оспаривались в судебном порядке. Скандальная в силу акций и высказываний ее руководства, адекватность которого силам природы порой можно поставить под сомнение. Одиозная до такой степени, что даже ЛДПР Владимира Жириновского - идейный и поведенческий союзник "Народной партии" - не решилась подписать с ней договор о сотрудничестве. В результате Казимир Плиев подписал аналогичный договор с ЛДПР Белоруссии, что тоже по-своему трогательно.

"Народная партия" также прочно ассоциируется с фигурой Эдуарда Кокойты. В то же время в РЮО уже давно сложился дефицит личностей, способных внятно озвучивать партийные мысли или просто функционально поддерживать деятельность многочисленных партий, потому одни и те же люди совершенно свободно участвуют в деятельности и, например, "Народной партии", и администрации президента на взаимовыгодной основе. Парламентская фракция "народников" также пыталась выхватить себе лозунг - это был импичмент правительству Ростика Хугаева за несколько месяцев до его реальной отставки. Однако дальше не очень смешной и несвоевременной клоунады дело не пошло. Сейчас какие-либо шансы у "народников" могут появиться только при неожиданном крупном финансировании или же привлечении неких знаковых фигур и хороших пиарщиков. Вериться в это примерно как в победу России на чемпионате мира по футболу в Бразилии.

У карликовых же партий изначально был только один шанс на выживание - застолбить за собой некую одну тему и последовательно ее раскручивать. Поддержка ветеранов войн, например. Радикальная реформа МВД. Что-то в этом роде. К сожалению, ни у кого из "карликов" не хватило креативного ресурса, чтобы это сделать, а в некоторых случаях вмешивалась администрация президента, которая сама не хотела отдавать перспективные направления невесть кому.

Сколотить из "карликов" пропрезидентскую фракцию вряд ли удастся, да это и бессмысленно. Кроме того, в обществе существует несколько сплоченных социальных групп, электоральный выбор которых не будет связан с чистой политикой или экономикой. Их даже не затронут бурные споры о референдуме по присоединению к России.

Речь идет в первую очередь о представительных радикальных протестантских религиозных сектах - пятидесятниках, иеговистах и мормонах. Они широко представлены в правительстве и СМИ (и.о. МВД Ахсар Лавоев, глава СВР Сослан Гатикоев, и.о. министра юстиции Мурат Ванеев и другие), а число последователей этих сект в РЮО уже перевалило за 5 тысяч человек. А это очень много для электорального поля небольшой страны. В последнее время наметилась тенденция к политической активизации этой социальной группы и даже некой ее консолидации в рамках одной политической структуры. Лавоев и Гатикоев оказывают серьезное влияние на окружение президента Тибилова и даже распространялись слухи, что именно эта группа может стать основой для пропрезидентской коалиции и в итоге окончательно захватит власть в республике. Это стало бы крупным политическим кризисом, особенно, в отношениях с Россией. Особенно если учесть, что у Лавоева и Гатикоева, мягко говоря, не сложились отношения со своими российскими визави. Этот сценарий крайне неприятен, но, к сожалению, возможен, поскольку эта группировка в состоянии оказывать давление на администрацию президента, что связано, скорее всего, с закулисными обстоятельствами президентских выборов 2012 года.

И как бы зловеще или театрально не выглядело все описанное выше, эти парламентские выборы наверняка пойдут на усиление юго-осетинской государственности. По их итогам вполне может сформироваться многопартийный, разновекторный парламент, в который пройдет много новых, интересных личностей, способных повысить градус дискуссии. Для своеобразной политической и ментальной структуры юго-осетинского общества такой инструмент как парламент вообще принципиально важен. А если обсуждения внутри него будут носить принципиальный характер с привлечением множества новых лиц - это можно и нужно только приветствовать. Достаточно вспомнить насколько важные и серьезные вопросы этому составу парламента придется решать - от экономических до внешнеполитических. Так что скучно не будет.