После присоединения Крыма и Севастополя к России в качестве отдельных субъектов, в Южной и Северной Осетии активизировалось обсуждение вопроса о возможном вхождении РЮО в состав РФ. На вопросы ИА REGNUM о перспективах этого вопроса ответил руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков.

ИА REGNUM: Есть мнение, что безынициативность руководства Осетий способствует тому, что Осетия остается разделенной. Нужно ли сегодня обращение от Южной Осетии о присоединении к РФ?

Дело вовсе не в "безынициативности" югоосетинского руководства. Напротив, лидеры Южной Осетии неоднократно заявляли о готовности поддержать вхождение своей республики в состав России. Так, 24 июля 2013 года югоосетинский президент Леонид Тибилов на пресс-конференции в Цхинвале заявил, что "если Южная Осетия по желанию ее граждан присоединится к России и произойдет воссоединение осетин, буду считать свою президентскую миссию выполненной". Просто Кремль до сих пор давал понять, что не готов рассмотреть вопрос о присоединении Южной Осетии к России. Недавнее заявление Валентины Матвиенко о том, что о присоединении данной республики (также, как Абхазии и Приднестровья) "говорить нецелесообразно" - еще одно подтверждение позиции российских верхов.

На самом деле, крымский прецедент вовсе не приблизил возможность вхождения Южной Осетии в состав России. Напротив, после присоединения Крыма Москва некоторое время будет избегать резких движений в отношении частично признанных и непризнанных государств бывшего СССР. Кремль попытается успокоить своих партнеров в странах СНГ (тот же Казахстан, где значительны территории компактного проживания русских), показав, что не настроен на масштабную перекройку границ на постсоветском пространстве.

Вспомним, как после официального признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, на такой шаг России в свою сторону рассчитывали Приднестровье и даже Нагорно-Карабахская республика, но ничего подобного не последовало. Более того, в случае с Приднестровьем именно в августе 2008 года Сергей Лавров заявлял об актуальности "плана Козака" - то есть пути не к независимости этой территории, а к вхождению в состав Молдавии (правда, с довольно широкой автономией в рамках федерации).

Кроме того, включение Южной Осетии в состав России означает новое обострение отношение с Грузией, а они только начали улучшаться. К тому же, как раз на события в Крыму грузинские власти отреагировали весьма сдержанно. Незадолго до крымского референдума грузинский премьер-министр Ираклий Гарибашвили, заявив, что "очень переживает по поводу происходящего на Украине", одновременно подчеркнул, что "наше правительство проводит конструктивную политику в отношении России" и не собирается "соревноваться с кем-либо в резких и радикальных заявлениях".

Война на несколько фронтов (пусть даже дипломатических) - не лучшая диспозиция. Владимир Путин, обладая прекрасным стратегическим мышлением, это безусловно понимает. Сама Россия вряд ли пойдет на включение Южной Осетии в свой состав сразу после Крыма, будет как минимум выдержана пауза. Поэтому и обращения от официального Цхинвала по этому поводу не появляется.

ИА REGNUM: Часто используется и сторонниками, и противниками присоединения словосочетание "вековая мечта осетинского народа" о воссоединении. Теперь начала обсуждаться альтернативная идея о вхождении Южной Осетии в состав РФ не в качестве единого с Северной Осетией субъекта, а отдельного. Это не противоречит "осетинской мечте"?

Как правило, тезис о воссоединении осетинского народа политики и публицисты из Южной Осетии дополняют пояснением - "в составе России". В этом смысле порядок вхождения этой республики в нашу федерацию - в качестве отдельного региона или составляющей Северной Осетии - вторичен, поскольку осетины по обе части Главного Кавказского хребта в обоих случаях окажутся в составе одного государства.

С чисто практической точки зрения, сохранение статуса отдельного субъекта федерации дает гораздо больше возможностей для работы с Москвой напрямую (то есть и для получения федеральной помощи). В 2013 году Южная Осетия на душу населения (если исходить из официальных данных о его численности) должна была получить почти в 4 раза больше дотаций из российского бюджета, чем Северная. Не просто вхождение в состав России, но объединение с Северной Осетией наверняка привело бы к сокращению финансовой помощи, напрямую получаемой официальным Цхинвалом. Об этом и многие жители республики в той или иной мере могут догадываться.

ИА REGNUM: В чем реальная выгода для южных осетин, северных осетин от воссоединения?

Главная выгода присоединения к России для Южной Осетии - уверенность в том, что республика уже никогда не окажется с Грузией один на один, а помощь из Москвы будет поступать даже в нестабильные времена. Может ли Южная Осетия, войдя в состав России, в будущем вновь быть передана Грузии? Передача собственных территорий другой стране, конечно, возможна. Однако на постсоветском пространстве, как правило, примеры корректировки госграниц предполагали передачу не- или малонаселенных территорий (как было в случае с пограничным соглашениями России и республик Средней Азии с Китаем).

Есть примеры передачи другой стране отдельных населенных пунктов (как в случае с лезгинскими селами Храх-Уба и Урьян-Уба, оказавшихся, по соглашению Москвы и Баку, на территории Азербайджана). Но все же отказ от целого исторического региона, уже входящего в состав страны - слишком серьезный и скандальный шаг. Например, Курильские острова так и не были переданы Японии ни при позднем Михаиле Горбачеве, ни при Борисе Ельцине, несмотря на обещания инвестиций и кредитов со стороны Токио, что в период глубокого экономического кризиса было значимым аргументом.

А вот "снятие с баланса" даже близких государств-партнеров - ход распространенный. То есть, вхождение в состав России даст Южной Осетии более твердые гарантии стабильного будущего.

Кроме того, нахождение официального Цхинвала в составе России даст больше возможностей по контролю за распределением направляемой из Москвы финансовой помощи для этой республики. То есть шансы на то, что эти средства будут тратиться на социально значимые вопросы, а не оседать в карманах коррупционеров, несколько возрастет.

ИА REGNUM: Что будет с элитами в случае единого осетинского субъекта и в случае отдельного югоосетинского? Субъектом РФ будет управлять легче?

Как известно, еще решение Верховного Совета Южной Осетии от 1 сентября 1991 года предполагало курс на воссоединение республики с Россией, референдум от 1992 года этот курс поддержал. Лидеры Южной Осетии неоднократно подтверждали готовность к такому шагу. Поэтому обращение о присоединении республики к России, если бы таковое появилось, выглядело бы не констатацией "бессилия" официального Цхинвала, а подтверждением верности давно избранному курсу и давно данным обещаниям. Но стоит повториться, что решение этого вопроса сейчас де-факто зависит именно от России. А российские верха (правда, по вполне рациональным, понятным и стратегически оправданным причинам) сейчас на присоединение Южной Осетии вряд ли пойдут.

Учитывая, что вопросы обеспечения обороны и безопасности Южной Осетии де-факто во многом взяты на себя Россией, республика получает поддержку из российского бюджета, а, скажем, поставки электроэнергии для нее было предложено проводить по ценам ниже рыночных, де-факто эта республика уже мало отличается от регионов России.

В случае присоединения Южной Осетии к Северной в составе России, зависимость югоосетинских элит от североосетинских еще более возрастет, станет возможным и серьезное переформатирование местной элиты властями из Владикавказа. Югоосетинские элиты де-факто сделают шаг на "ступеньку" вниз, на муниципальный уровень. Между ними и Москвой появится посредник в лице официального Владикавказа, влияние которого серьезно увеличится.

Вхождение Южной Осетии в состав России в качестве отдельного региона, с одной стороны, создаст для югоосетинских элит дополнительную защиту от давления снизу. Те же выборы главы региона российское законодательство позволяет сделать более предсказуемыми, либо вообще отказаться от прямых выборов (как уже сделали в той же Северной Осетии).

В то же время, югоосетинские правящие круги в таком случае становятся еще более уязвимыми для давления из Москвы. Тем более, что в Южной Осетии не нужно поддерживать сложный баланс сил между несколькими национальными общинами, как во многих северокавказских республиках, здесь, к счастью, не столь рискованная обстановка, как в Ингушетии и нет специфики Чеченской республики. То есть, войди Южная Осетия в состав России, Москва куда легче шла бы на замену ее руководителей в случае, если бы те не оправдывали ее доверия, чем в нынешних регионах СКФО.