Делегация Европейского парламента во главе с председателем Комитета парламентского сотрудничества ЕС - Молдавия, европарламентарием от Румынии Моникой Маковей посетила 26 марта Верховный совет Приднестровья, где провела встречу с членами Комитета по образованию, науке и культуре во главе с его председателем Владимиром Боднаром. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе приднестровского парламента, основной темой дискуссии стало функционирование в ПМР подчиняющихся Молдавии школ с преподаванием на молдавском языке на латинской графике.

Владимир Боднар провел для зарубежных гостей "правовой ликбез" в отношении деятельности учреждений образования Приднестровья, в том числе зарубежных учебных заведений. "Мы ничего нового не придумываем. Мы изучали опыт урегулирования соответствующих ситуаций в Германии, Дании, Финляндии. К тому же анализ условий, в которых работают в нашей республике школы с преподаванием на румынском языке с использованием латинской графики, проводила и миссия ОБСЕ, которая дала соответствующие рекомендации. Мы им следуем", - отметил председатель профильного комитета Верховного совета.

В свою очередь европарламентарии попытались убедить приднестровских коллег в том, что функционирование школ с преподаванием на молдавском языке на латинской графике, находящихся на территории ПМР, должно осуществляться на основании законодательства Молдавии. "Чтобы в Приднестровье работало любое учебное заведение, необходимо разрешение властей, которые осуществляют на этой территории юрисдикцию, - ответил Владимир Боднар. - Если вы считаете, что это территория РМ, то почему вы, чтобы разрешить интересующую вас ситуацию, посетили приднестровский парламент, а не Министерство просвещения Молдавии?"

В свою очередь депутат Верховного совета Олег Хоржан подчеркнул, что "пока официальный Кишинев не признает, что в Приднестровье есть свое законодательство, очень многие проблемы не будут решены".

По итогам двухчасового диалога глава комитета ВС Владимир Боднар отметил, что разрешение интересующих европарламентариев вопросов зависит исключительно от министерств просвещения двух государств - Молдавии и ПМР. "Когда речь идет о детях, политика должна отойти на задний план. К сожалению, мы не услышали желаемого, а именно того, каким образом европейские парламентарии видят нахождение компромиссных решений. Я надеюсь, что мы все же поняли друг друга в том, что за ту или иную деятельность в различных сферах отвечает исключительно компетентный на то орган власти или управления. Верховный совет принимает законы, решение иных вопросов зависит от других уполномоченных органов, к которым по результатам данной встречи мы намерены обратиться за разъяснением сложившейся ситуации. Других решений на уровне комитета Верховного совета быть не могло", - подвел итог Владимир Боднар.

Справка ИА REGNUM: Находящиеся на территории ПМР 8 школ с обучением на молдавском языке на основе латинской графики, подчиняющиеся Кишиневу и используемые Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации. В обнародованном 4 февраля 2013 года отчете верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств о ситуации вокруг данных учебных заведений им рекомендовано получить регистрацию в ПМР. Данные рекомендации, однако, были проигнорированы Кишиневом. Ситуация вокруг находящихся в ПМР школ с преподаванием на молдавском языке на латинской графике в последнее время искусственно нагнеталась посредством заявлений ряда молдавских официальных лиц и их обвинений в адрес приднестровской стороны относительно "препятствий", создаваемых в отношении образовательного процесса в этих школах. В свою очередь в МИД ПМР обвинили Кишинев в искусственной политизации вопроса.

Молдавская письменность существует на кириллице с XVI века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике (появившейся только в XVIII веке), в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех лет молдавской независимости изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература", а дисциплина по истории за исключением периода с 2006 по 2011 год называется "История румын". 5 декабря 2013 года Конституционный суд Молдавии принял решение о том, что государственным языком в стране, вопреки тексту конституции, является "румынский". КС постановил, что "румынский" и молдавский языки можно считать идентичными, а текст декларации о независимости Молдавии, где упоминается "румынский язык" (в декларации о независимости синтагма "румынский язык" упомянута в рамках отсылки к законам 1989 года о провозглашении молдавского языка государственным и о "возврате" ему латинской графики, притом что в самих этих документах язык, как и в принятой в 1994 году конституции Молдавии, назван молдавским), превалирует над текстом конституции, где он назван молдавским.