Проблемы пивоваренной отрасли Белоруссии не связаны с импортным оборудованием или собственностью пивзаводов - проблемы в качестве выпускаемой продукции и управлении этими предприятиями. Об этом 10 апреля на совещании по вопросам состояния и перспективах развития пивоваренной отрасли республики заявил Александр Лукашенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Чьё пиво мы сегодня пьем - я хотел бы услышать от вас. Вы пьете - не я. Чьё вы пиво пьёте? Меня это настораживает. Вы что, импортное пиво считаете лучше нашего и травить думаете дальше белорусский народ? Чем отличается белорусское пиво, по заявлению некоторых грамотных специалистов и людей, которые употребляют его, от импортного? Импортное пиво напичкано разного рода вкусовыми компонентами и завезено из-за границы - вроде долго у нас хранится потому, что напичкано консервантами разными", - разъяснил Лукашенко.

Он призвал участников совещания ощутить аромат белорусского пива в бане, отметив: "Белорусское пиво - это запах хлеба, это всё живое и натуральное". По словам Лукашенко, взаимосвязи между приватизацией, модернизацией и выпуском качественного пива нет прямой взаимосвязи, подчеркнув: "Иногда на обычных самогонных аппаратах делают такое пиво, что рядом не стояли никакая водка или пиво - это не мой вывод, я тоже не великий специалист в самогоне, виски, коньяках и прочем. Но так говорят люди - они наоборот держатся за этот старый котелок".

"Я не говорю, что модернизация не нужна, но не надо, побывав на Западе, увидев что-то блестящее, туда бежать. Но мы побежали!", - сказал он.

Напомним, за 2013 год белорусский пивной рынок вырос на 2,8%, но не за счёт белорусских производителей, а за счёт импортного пива. Белорусские производители теряют внутренний рынок, их продажи за 2013 год сократились на 0,99% при росте продаж импорта. Основными конкурентами белорусских пивоваров на внутреннем рынке являются российские производители, на втором месте - украинские производители, третью позицию занимают производители стран Евросоюза (Литва, Чехия и др.). Доля импортного пива на белорусском рынке по итогам 2013 года составила 29,5% (17,8% в 2011 году). Лидером среди белорусских производителей являются пивоварни "Хайнекен" с долей 19,6% на белорусском рынке, "Оливария" (17,2%), "Криница" (16,8%), "Лидское пиво" (14,5%), "Брестское пиво" (2,1%). Есть еще несколько белорусских пивзаводов, которые производят локальные марки и не играют заметной роли на рынке.

Самые известные белорусские пивные бренды принадлежат иностранным компаниям. Так, финскому концерну Olvi принадлежат 91,5% акций в уставном фонде ОАО "Лидское пиво" (г.Лида Гродненской области). Торговая марка пива "Бобров" принадлежит СЗАО "Пивоваренная компания "Сябар", которая в 2007 году была выкуплена международной группой Heineken N.V. Ей же принадлежит ОАО "Речицапиво" - ТМ "Речицкое". Контрольный пакет акций ОАО "Пивзавод Оливария" принадлежит Carlsberg Group - четвертой по величине пивоваренной группе в мире. После неудачного опыта продажи акций ОАО "Криница" российскому инвестору в лице "Балтики" ("под честное слово президента") власти Белоруссии снова пытаются привлечь покупателя этого актива: по мнению экспертов, им может стать один из приближенных к Администрации президента бизнесменов.

Как сообщало ИА REGNUM, по итогам 2013 года промышленность Белоруссии продемонстрировала спад. Убыточной оказалась деятельность белорусского госпредприятия ОАО "Криница" (2/3 доли государства в уставном фонде, сбытом занимается само предприятие при поддержке госконцерна "Белгоспищепром"). Крупнейшее пивоваренное предприятие республики, на долю которого относительно недавно приходилось около половины всего производимого в Белоруссии пива, сократило свою долю на местном рынке в пользу других пивзаводов и умудрилось за весну-осень 2013 года ("пивной сезон") "сработать в минус" на десятки миллиардов белорусских рублей. Некогда бесспорный флагман белорусского пивоварения закончил 2013 год с убытками, снижением объёмов продаж и доли на местном рынке. В 2012 году "Криница" произвела чуть менее 14,5 млн дал пива (на 6% меньше, чем 2011 году), из которых около 9,4 млн реализовала на внутреннем рынке (- 14,4% к уровню 2011 года). Гендиректор ОАО "Криница" Григорий Петкевич не может ответить на проблемные вопросы, предпочитая говорить о перспективах, которые, по мнению независимых экспертов, безрадостны для предприятия и его основного владельца. По мнению экспертов, убыточная работа пивзаводов в Белоруссии обусловлена, в первую очередь, невысокими показателями качества менеджмента, влияющего на ценообразование.