История имеет свойство повторяться. Если нужно узнать, чем закончится то или иное событие - есть смысл пролистать пару страниц энциклопедии. Попробуем провести некоторые аналогии сегодняшней Украины с Грузией образца 1989 года, а конкретно с апрельскими событиями в Тбилиси.

На фоне стремительно разваливающегося СССР и "парада суверенитетов" независимость советской Грузии была лишь вопросом времени: в конце 80-х годов прошлого века она сама была в какой-то степени Союзом, причем довольно искусственным. В ее составе были Абхазская АССР, Аджарская АССР и Юго-осетинская автономная область, каждая из которых в большей или меньшей степени желала независимости все 70 лет существования СССР.

Поэтому ничего удивительного в том, что в середине марта 1989 года в Абхазии состоялся 30-тысячный сход абхазского народа, по итогам которого было вынесено предложение выйти из состава Грузинской ССР, наверное, нет. Грузины само собой не могли принять такого решения и вышли на многотысячные митинги по всей стране.

В начале апреля 1989 года Звиад Гамсахурдиа со своими сторонниками объявили в Тбилиси бессрочную акцию протеста. Спустя пару дней, митингующие по странному стечению обстоятельств забыли про абхазов и появились лозунги из серии "Долой коммунистов" и "Свободу грузинскому народу". Собрались по одному поводу, а митинговали абсолютно по другому. Прямо как на киевском Евромайдане.

Потом был жесткий разгон демонстрации внутренними войсками МВД СССР 9 апреля, более двух десятков погибших, комиссия по расследованию обстоятельств разгона митинга, всенародный траур и люди с портретами погибших на проспекте Руставели (сегодня портреты "небесной сотни" у людей на аватарках в социальных сетях). Потом был стремительный рост популярности Гамсахурдиа, его победа на выборах и провозглашение независимости Грузии.

Безусловно, трагедия. Безусловно, нет ничего ужаснее человеческих жертв, особенно учитывая, что две трети погибших - женщины. Но именно эти жертвы позволили партии Гамсахурдиа прийти к власти.

Посмотрим на ситуацию немного под другим углом. Что мы сегодня видим на юго-востоке Украины? Многотысячные митинги противников Киевской власти, крайнюю степень недовольства населения и серьезнейший раскол общества. Ну как может, например, рядовой харьковчанин отреагировать на заявление нардепа от "Свободы" Ирины Фарион о том, что она готова "перестрелять" митингующих?

В социальных сетях появляются видеозаписи, фотографии и свидетельства очевидцев о переброске военной техники на митингующий Юго-восток. Издание "Корреспондент" сообщает, что местные жители заметили разгрузку БРДМ и противотанковых пушек на станции Доброполье в Донецкой области.

"Пригнали две бронированные разведывательно-дозорные машины, четыре вездехода ГАЗ-66, видели две 45-мм противотанковые пушки, несколько полевых кухонь, вагон с боеприпасами. Помимо этого, прибыли около 150 солдат. Это то, что мы видели", - рассказывает очевидец.

Так вот, во время апрельской трагедии 1989 года в Тбилиси также перебрасывались войска вместе со своей техникой (правда в значительно больших объемах), также не был услышан голос народа и использован силовой вариант разгона митингующих. В результате - негодование народа и желание получить независимость от тех, кто готов бронемашинами давить демонстрацию.

Судя по всему, Киев не планирует идти навстречу митингующим и удовлетворять их требования, а напротив стремится довести ситуацию до человеческих жертв, чтобы спровоцировать полномасштабный конфликт. И если еще пару месяцев назад Юго-восток занимал выжидательную позицию, то сегодня люди готовы стоять до конца.

В этом смысле очень показательно видео, на котором координатор "сил самообороны здания обладминистрации Донецка" Олег Гуйвик признает, что по сегодняшним украинским законам, все митингующие автоматически попадают под уголовную ответственность. Он подтверждает, что разгон будет жестким. Видимо таким же жестким, как того желала Ирина Фарион.

В общем и целом, складывается странная картина. По логике де-факто киевских властей, собираться на Майдане в Киеве - можно, занимать здание столичной горадминистрации - можно, формировать вооруженные отряды "самообороны Майдана" - можно, захватывать СБУ во Львове и забрасывать милицию коктейлями Молотова - пожалуйста. А вот захватывать СБУ в Луганске - нельзя, администрацию в Донецке и Харькове - нельзя, строить баррикады и носить оружие - ни в коем случае.

Итак, Юго-восток, очевидно, проснулся. Люди готовы выходить на митинги, готовы защищаться до последнего, готовы противостоять киевской власти. Они не хотят двойных стандартов и уверены, что их мнение не должно игнорироваться. Примерно этого же хотели и митингующие на проспекте Руставели в апреле 1989 года. Несмотря на то, что их попытались не услышать, своих целей митингующие все равно добились. И об этом стоит помнить.

Анна Михайленко