ИА REGNUM публикует тезисы выступления башкна (главы) Гагаузии Михаила Формузала на втором пленарном заседании международного форума "Евразийская экономическая перспектива", который проходит 17 апреля в Санкт-Петербурге при поддержке Государственной думы Российской Федерации:

"Времена меняются, меняется и миропорядок. После развала СССР Америке так и не удалось стать единоличным мировым гегемоном. Сегодня в мире всё очевидней устанавливается полицентричная модель.

В основе полицентризма лежит баланс между главными центрами силы. У каждого из них есть свои интересы и стремление их защищать. Но если доминирование одного из центров осуществляется за счёт явного ущерба другому центру, то происходит дисбаланс и кризис всей мировой системы. Поэтому только уважение главными мировыми акторами взаимных интересов, поощрение взаимной выгоды и готовность к компромиссу в части потенциальной конфликтности может служить гарантией жизнеспособности и стабильности полицентричного или многополярного миропорядка.

Стоит отметить, что становление многополярности - во многом, заслуга России. Потому что именно Россия в своей внешнеполитической доктрине официально сделала ставку на становление такой системы миропорядка и своими действиями как ни одна другая страна содействовала этому.

Мировая полицентричность может рассматриваться в качестве универсальной модели, которую можно обнаружить в разных географических и геополитических масштабах. Пожалуй, одним из наиболее выразительных примеров успешного функционирования такой модели является Гагаузская автономия Республики Молдова. Полиэтничное общество, соприкосновение тюркского и славянского миров, влияние как минимум трёх центров силы (Турции, России и Европы), - всё это, казалось бы, является предпосылками для конфликта и постоянной дестабилизации региона. Однако, на практике в Гагаузии удалось построить успешную модель, при которой вместо конфликтов происходит пересечение интересов, от которых сами гагаузы выигрывают втройне.

Гагаузия в своей внешнеполитической деятельности следует концепции пояса дружественных стран. Это означает, что помимо выгодного сотрудничества с зарубежными партнёрами, Гагаузская автономия также ставит перед собой цель официального закрепления за Россией и некоторыми региональными державами статуса гарантов существования Гагаузии.

Есть в "гагаузской модели" и свои риски. Прежде всего - это зависимость от политической конъюнктуры, определяемой центральной властью РМ. Отсюда следует целый комплекс отрицательных явлений: трудносдерживаемые темпы миграции населения, риски для экономики, зависимость от кишинёвских политических скандалов и т.д. Другой риск, который даёт о себе знать, состоит в том, что гагаузы - малочисленный народ.

Можно сделать вывод о том, что "гагаузская модель" заключается в многообразии общества и взаимном уважении интересов, благодаря чему сохраняется общественный консенсус. Поддержание баланса интересов обеспечивает стабильность региона, что в свою очередь создаёт условия для гармоничного развития множества культур. В этой взаимной выгоде и заключается самый главный стабилизирующий фактор, который мотивирует на сохранение и укрепления действующей системы.

С этой точки зрения опыт Гагаузии приобретает особую ценность, а сама автономия привлекает к себе повышенный интерес со стороны всех апологетов полицентричности, в том числе сторонников евразийской интеграции, включая непосредственно Россию. И мы готовы ответить на этот интерес не только делясь практическим опытом, но и предлагая собственные проекты сотрудничества".