"Я думаю, Белоруссии не удастся получить дополнительные $2-3 млрд при отмене Россией изъятий и ограничений во взаимной торговле в рамках Евразийского союза", - заявил 16 марта корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Леонид Злотников.

Напомним, 15 апреля в Москве состоялось заседание глав правительств Таможенного союза. Основной темой переговоров стала подготовка проекта договора о Евразийском союзе России, Белоруссии и Казахстана. Председатель правительства РФ предложил закончить работу экспертов над проектом договора, чтобы Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев смогли его обсудить в конце апреля в Минске и подписать в мае в Астане. На следующий день, 16 апреля, Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совмина Белоруссии Михаила Мясниковича и заявил, что в договоре "не должно быть никаких изъятий и ограничений в передвижении товаров, рабочей силы, капитала - это основная цель". Лукашенко отметил также, что "мы тоже многое теряем" при отмене изъятий и ограничений во взаимной торговле в рамках Евразийского союза, который начнёт действовать с 1 января 2015 года.

По мнению Злотникова, Москва и Астана могут пойти на отмену изъятий и ограничений во взаимной торговле в рамках Евразийского союза, однако при этом будут приняты дополнительные меры, которые не позволят официальному Минску получить сверхприбыль от доступа к углеводородам союзников. "В Москве обсуждается вопрос увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - в итоге цена на нефть и газ будет повышена", - отметил белорусский экономист. По его словам, если в случае с утилизационным сбором российской стороне удалось защитить внутренний рынок от импорта из-за пределов Таможенного союза, не нарушая своих обязательств в рамках ВТО и ЕЭП, то повышение НДПИ направлено на снижение потерь российского бюджета от экспорта Белоруссией продукции, выработанной из российских углеводородов.

"Российская сторона считает, что если убрать все изъятия и ограничения в рамках Евразийского союза, то её потери могут составить $20-30 млрд в год. Речь не только об экспортной пошлине на углеводороды, но и снятии других торговых ограничений. Поэтому, учитывая ситуацию в российской экономике, а также ожидания падения цен на нефть и другие экспортные товары, необходимость повышения оплаты труда (которую не повышать нельзя) и т.д., Россия исходит из "жесткого сценария" и не намерена отдавать Белоруссии дополнительные $2-3 млрд - эта сумма вырисовывается из отмены изъятий и ограничений во взаимной торговле с Белоруссией в рамках Евразийского союза", - сказал эксперт.

Злотников отметил, что озабоченность Москвы при подготовке договора о Евразийском союзе интересуют, в первую очередь, возможные потери от либерализации торговли нефтью, газом и нефтепродуктами, выработанными из "интеграционной" российской нефти. Для того, чтобы Белоруссия не перепродавала полученную по льготным ценам российскую нефть и не получала сверхприбыль от экспорта нефтепродуктов, выработанных из полученной по таким цена нефти, РФ ввела вывозные пошлины, призванные компенсировать потери российского бюджета от продажи по льготной цене своих углеводородов союзной Белоруссии, а не потребителям на Западе по мировым ценам. Эксперт обратил внимание: "Этими пошлинами никогда не облагалась нефть и нефтепродукты, предназначенные для собственно белорусского потребления - только та российская нефть и выработанные из неё нефтепродукты, которые из Белоруссии экспортировались за пределы Таможенного союза, прежде всего - в Евросоюз".

Можно ли свести всю проблематику белорусско-российских переговоров по Евразийскому союзу к вопросу о доступе к российским углеводородам? Отвечая на этот вопрос, эксперт сказал: "Для Белоруссии ничего важнее нефтегазовой проблематики сейчас нет".

"Вспомним, как запускался ЕЭП. Белоруссия подписала все документы в конце 2010 года и в благодарность получила более выгодные условия поставок российской нефти. В 2011 году, благодаря этим новым условиям, в т.ч. отмене российских экспортных пошлин при поставках нефти и нефтепродуктов в Белоруссию, стала возможна схема с "растворителями" и "разбавителями". Поэтому сейчас Лукашенко такое особое внимание уделяет подписанию документов по созданию Евразийского союза. Не исключено, что в дальнейшем мы увидим очень интересные схемы взаимного сотрудничества", - сказал белорусский экономист.

Отвечая на вопрос, что мог иметь в виду Лукашенко, говоря о том, что "мы тоже многое теряем" при отмене изъятий и ограничений во взаимной торговле в рамках Евразийского союза, эксперт затруднился с ответом. "Из значительных позиций в белорусском экспорте - типа нефтепродуктов, таких потерь нет. Какие ещё значительные товарные позиции в Белоруссии производятся из российского сырья, сопоставимые с нефтепродуктами - трудно сказать, сказал экономист. - По промышленной продукции нет ограничений. Для производства комплексных удобрений Белоруссия поставляет калийные удобрения в Россию. Теоретически белорусская сторона может ввести вывозные пошлины на свои калийные удобрения при экспорте на российский рынок, но тогда Россия откажется от покупки белорусского хлоркалия и будет покупать продукцию российского "Уралкалия". Сейчас "Уралкалий" за этот рынок не борется, потому как гораздо большую прибыль получает от экспорта в дальнее зарубежье. Белорусы идут на российский рынок потому, что деньги очень нужны, а экспорт в дальнее зарубежье у "Беларуськалия" идёт без особых успехов".

Злотников считает, что российская сторона едва ли предъявит Белоруссии претензии по демпингу на российском рынке из-за поставок продукции белорусского госмонополиста "Беларуськалий", пользующегося значительными льготами и иными способами "господдержки". Напомним, постановлением министерства по налогам и сборам Белоруссии №20 от 8 апреля налог на добычу природных ресурсов для "Беларуськалия" снижен на 4,5% при таком же снижении экспортной цены калийных удобрений госмонополиста. Указом N138 от 31 марта Лукашенко продлил действие нулевой ставки экспортной пошлины на калийные удобрения производства ОАО "Беларуськалий" до 31 декабря 2014 года. Нулевая ставка для белорусского госмонополиста действовала с конца 2013 года (указ №400 от 5 сентября 2013 г.).

"До конца этого года для "Беларуськалия" отменён налог на добычу полезных ресурсов (НДПР - аналог российского налога). Однако "Уралкалию" нет смысла бороться с "Беларуськалием" за российский рынок при больших выгодах экспорта в дальнее зарубежье. Вряд ли из-за небольшой части российского рынка разгорится новая война. "Уралкалию" выгодно поставлять свою продукцию на экспорт по высокой цене, а не на внутренний рынок по себестоимости. Возможно, это выгодно "Уралкалию", но не России, но это уже другой вопрос", - сказал белорусский эксперт.

"Важно то, что никто не может обязать "Уралкалий" осуществлять такие поставки на внутренний рынок едва ли не себе в убыток, как это обязывают власти Белоруссии свой "Беларуськалий". В России такое невозможно, - уверен экономист. - Если бы "Уралкалию" выгодно было прижать "Беларуськалий" на российском рынке - давно бы уже это сделали, можно не сомневаться. Но "Уралкалий" не видит в этом никакой выгоды для себя".

Как сообщало ИА REGNUM, после выхода "Уралкалия" из сбытового СП с "Беларуськалием" ЗАО "Белорусская калийная компания", бывший белорусский партнёр и БКК оказались в крайне затруднительной ситуации. В марте "Беларуськалий" заключил контракт с российской компанией "ФосАгро" на поставку своей продукции для производства сложных NPK-удобрений. На внутреннем рынке аналогичная продукция белорусского производства мало востребована из-за высокой цены и низкой платежеспособности местных потребителей - такая же ситуация сложилась и на российском рынке. По оценкам "Беларуськалия", российский рынок потребляет около 2 млн т калийных удобрений в год, и часть этого объёма вполне может быть освоена продавцами белорусской продукции. Правительство Белоруссии довело до "Беларуськалия" план произвести и реализовать в 2014 году 9 млн т хлоркалия, из которых 1,5 млн т поставить белорусским аграриям. Из зарубежных поставок треть белорусского хлоркалия приходится на Бразилию (около 34%), Китай (около 18%) и Малайзию (около 9%). Лукашенко категорически отверг выказанное новыми владельцами "Уралкалия" намерение создать новый сбытовой альянс с "Беларуськалием" на условиях российской стороны. По мнению экспертов, новый альянс будет создан с компанией "Славкалий" Михаила Гуцериева, получившего участок на разработку калийных удобрений в Белоруссии.