17 апреля 2014 года в Женеве в полдень началась четырехсторонняя встреча по кризису на Украине с участием представителей Украины, Евросоюза, США и России. Нынешняя Женевская встреча стала еще одной вехой в развитии современной глобальной кризисной дипломатии. Переговоры проходили в обстановке строгой секретности в отеле "Интерконтиненталь". Они продолжались более семи часов.

На Западе основное значение Женевской встречи видели в признании Москвой нового правительства в Киеве самим фактом участия России в переговорах. Москва на протяжении полутора месяцев не шла на широкие контакты с переходным правительством в Киеве, указывая на его нелегитимность. Однако российский МИД сделал все возможное, чтобы Женевская встреча не получила подобной трактовки. Прежде всего, партнеры России по переговорам до самого утра 17 апреля не знали, прибудет ли министр иностранных дел России Сергей Лавров для участия в них. По прибытию в Женеву, российская делегация сразу же предупредила своих партнеров, что она не будет участвовать в формате встречи, предложенном американцами и европейцами. Он предполагал двухсторонние переговоры Лаврова с исполняющим обязанности главы МИД Украины Андреем Дещицей в присутствии глав внешнеполитических ведомств США и ЕС. Важным моментом стало и то, что представитель России на переговорах подчеркнуто контактировал с госсекретарем США Джоном Керри, а не де-факто министром иностранных дел Украины. В этом отношении Женевская встреча внешне проходила в формате 2+1+1, а не равноправной четверки.

Перед началом переговоров состоялась встреча на двухсторонней основе между госсекретарем США Керри и министром иностранных дел РФ Лавровым. В ходе основной части переговоров, как стало теперь известно, они прерывались для того, чтобы Лавров и Керри могли продолжить их с глазу на глаз вдвоем за закрытыми дверями. В процессе переговоров украинским государственным СМИ пришлось делать специальное заявление, доказывая, что министр иностранных дел Украины все-таки присутствовал на них, хотя Дешица, на самом деле, в момент паузы, взятой для работы представителями РФ и США, коротал время с "Кэти" - так фамильярно поименовали Лавров и Керри на своих пресс-конференциях по окончании встречи в Женеве верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности - баронессу из шахтерской семьи Кэтрин Эштон. Присутствие европейцев в лице Эштон на переговорах, кажется, свелось к ее общению с Дешицей во время двусторонних переговоров Лаврова и Керри в ночь на 17 апреля и возникавших "технических пауз".

Ранее в западных СМИ утверждалось, что достижением для Запада в самом факте Женевских переговоров с Москвой является демонстрация для всего внешнего мира единства США и Европы. Однако само участие европейцев в переговорах скорее демонстрировало всем их зависимую позицию от США, чем полноправное партнерство с заокеанским союзником. Показательно и то, что участвовавшей в переговорах в Женеве верховному представителю ЕС Эштон на итоговой пресс-конференции было позволено делать лишь ремарки к основному выступлению Керри. Глава МИД Польши Радослав Сикорский накануне встречи в Женеве обещал, что Запад на переговорах в Женеве не поддержит программу федерализации Украины. Однако в итоговом документе Женевской встречи - Женевском заявлении от 17 апреля речь все-таки идет о "начале конституционного процесса, прозрачного и подотчетного". Таким образом, Европе в лице антироссийского крыла в ее дипломатии был нанесен самими американцами очевидный имиджевый урон. Сейчас на счет европейцев остается только записать, что на Женевской встрече была определена особая роль специальной миссии наблюдателей ОБСЕ, следящих за ситуацией на Украине.

Запад определил, что переговоры по Украине в Женеве являются ключевым тестом намерений России перед решением США и европейских стран об установлении экономических санкций против России. Однако итоговый документ Женевской встречи ничего не говорит о них и скорее дает возможность Западу уклониться от применения серьезных санкций в адрес Москвы. Подобный результат Женевской встречи, заметим, полностью устраивает Германию.

Позиция Украины на переговорах, сводившаяся к требованиям, чтобы Россия прекратила поддержку "террористических группировок", действующих на востоке Украины, а также отвела свои войска от совместной границы, никак не была обозначена в итоговом документе Женевской встречи. Не был в нем упомянут и Крым. Признанием очевидного фиаско украинской дипломатии стал отказ министра иностранных дел Украины от проведения собственной пресс-конференции по итогам Женевских переговоров. Предшествующая антироссийская риторика, сравнивавшая крымский эпизод с Судетами 1938 года, обернулась теперь вновь против самого Киева. Критики итогов Женевской конференции уже сравнили ее с Мюнхеном 1938 года, когда великие державы решали судьбу Чехословакии за закрытыми дверями в отсутствие представителя этой страны, ожидавшего решения у порога.

Поэтому это обстоятельство и само содержание соглашения в Женеве автоматически, даже без его выполнения, ведет к эрозии правящего в Киеве режима. Так, например, Женевское заявление призывает для вывода Украины из кризиса к разоружению незаконных формирований, освобождению площадей и улиц, к проведению амнистии. Помимо Юго-Востока, подобное положение подразумевает и киевский Майдан с его революционной инфраструктурой. Распустить киевский Майдан власти в Киеве не могут без конфронтации с силами "украинской революции". Согласно требованию Женевского заявления, Киев должен остановить и уже начатую на Юго-Востоке "антитеррористическую операцию", что вызовет негодование украинских националистических радикалов. Практическое выполнение требования Женевского заявления об амнистии всех протестующих только подхлестнет развитие широкого протестного движения на Юго-Востоке. Вне всякого сомнения, очередное вече на Майдане в ближайшие выходные признает решения Женевской встречи "предательством национальных интересов Украины", под которым подразумеваются интересы "майданной революции".

Стало очевидным, что предшествовавшие переговорам в Женеве события восстания на Юго-Востоке Украины и очевидный провал начала объявленной Киевом "антитеррористической операции" сильно укрепили позицию России на Женевских переговорах. Отказ США, ЕС и Украины от допуска на переговоры представителей Юго-Востока, наоборот, пошел не на пользу Киеву, поскольку публичных гарантий "разоружения" сил Юго-Востока на переговорах в Женеве сделано не было. Существенно и то, что Россия смогла на переговорах в Женеве предъявить своим партнерам документы, принятые президиумом "Партии регионов", Луганским областным советом и движением "Юго-восток Украины", продемонстрировав тем самым американцам и европейцам наличие на Юго-Востоке не только вооруженных повстанцев с их требованиями, но и действующие в легальном поле политические силы, также выступающие за программу федерализации Украины.

В Женевском заявлении ничего не говорится ни о президентских, ни о парламентских выборах на Украине, зато речь идет о конституционной реформе. Правда, подобное обстоятельство вовсе не означает, что Запад решил отказаться от президентских выборов 25 мая, имеющих цель легитимировать силы, совершившие в феврале 2014 года переворот. Тактика Запада теперь сводится к проведению выборов при параллельном движении конституционной реформы. Правда, нельзя не признать, что отмеченное умолчание в итоговом документе Женевских переговоров создает невыгодную для Киева двусмысленность текущей ситуации.

Итак, сбылись опасения тех призывавших к сдерживанию России ястребов на Западе, которые предупреждали, что Лавров в последнее время неоднократно демонстрировал, что он более искусный дипломат, чем его американский партнер по переговорам Керри. Сам факт переговоров оказался более выгоден России, чем Западу. Россия, США и Европа использовали Женевские переговоры, чтобы еще раз подчеркнуть, что будущее Украины может определять только она сама. Однако на деле было продемонстрировано, что решающее слово в урегулировании принадлежит США и России. Итоговый документ Женевской встречи получился без серьезных гарантий нынешнему правящему режиму в Киеве, что само по себе ухудшает его позицию. Женевское соглашение превратило де-факто правительство в Киеве просто в "одну из сторон в конфликте", что является очевидным предвестником его падения.

Европейская редакция ИА REGNUM