Одной из главных новостей ближневосточного региона на прошлой неделе стала отставка знаковой политической фигуры в саудовском руководстве. Декретом короля Саудовской Аравии с должности главы местной разведывательной службы был освобождён принц Бандар Бен Султан. Отставка главного саудовского разведчика, в руках которого все последние годы была сконцентрирована непубличная дипломатия Королевства, сразу обросла версиями. Официальные источники из Эр-Рияда ссылаются на пошатнувшееся здоровье 65-летнего члена монаршей семьи, что якобы и стало главной причиной его отхода от государственных дел. Бен Султан и в правду в последние месяцы проходил курс лечения в Марокко, но существо его проблем со здоровьем не представлялось несовместимым с выполнением должностных функций. У принца были боли в плечевом суставе, требовавшие хирургического вмешательства, не более того.

Комментаторы сходятся во мнении о сирийских причинах отставки шефа саудовской разведки. На самом деле, с осени 2013 года на сирийском направлении его активности один провал следовал за другим. Режим Башара Асада не удалось изолировать, Иран, Ирак, ливанское движение "Хизбалла" в той или иной степени продолжили оказывать властям в Дамаске критически важную помощь для поддержания баланса сил в Сирии. С начала 2014 года сводки с сирийских фронтов были вовсе удручающими для антиасадовской коалиции. С опорой на своих союзников Асаду удалось добиться позиционного перевеса практически во всех провинциях, где идут бои с "экстремистским интернационалом". А также закрепить стратегическую связь с шиитской "Хизбаллой" установлением контроля над приграничными коммуникациями с Ливаном. В этом месяце лидер ливанского движения шейх Хасан Насралла заявил, что угроза падения сирийского правительства окончательно миновала.

Бóльшую часть своего времени на государственной службе Бен Султан уделял сирийской теме. Здесь принц сделал ставку на сколачивание ударного антиасадовского кулака, консолидацию всех разношёрстных сил под знаменем скорейшего низложения власти в Дамаске. Создание так называемого "южного фронта" в иордано-сирийском приграничье можно считать проектом Бен Султана, за реализацию которого он весьма активно взялся с июля 2012 года. Именно летом того года он был назначен на должность главы саудовской разведки. Назначение принца должно было символизировать, что отныне в Эр-Рияде решили заняться Сирией самым предметным образом. При этом оттеснив от сирийских дел неуёмных катарцев. Более глобальным фронтом работы Бен Султана на новой должности стало разрушение "шиитского полумесяца" на Ближнем Востоке в составе Ирана, Ирака, Сирии и Ливана.

Таким образом, монаршая семья саудитов выдала Бен Султану своеобразный "мандат" на ведение сирийских дел и принялась ждать результатов. К началу 2014 года стало понятно, что миссия Бен Султана в Сирии фактически провалена и необходима срочная коррекция саудовской политики на всём ближневосточном пространстве. В Эр-Рияде решили раз и навсегда дистанцироваться от наиболее реакционных группировок региона. К Бен Султану со стороны многих видных представителей саудовской иерархии постепенно накапливалось недовольство за выбранную им "макиавеллиевскую" модель поведения в Сирии. Принцип неизбирательности в средствах для достижения поставленных целей в исполнении принца выразился в заигрывании со всем спектром "экстремистского интернационала" в деле отстранения Башара Асада от власти, вплоть до "Аль-Каиды". Именно сотрудничество с ней, которую в семье аль-Сауд принято именовать "заблудшей сектой", вызвало наибольшие нарекания родственников принца. Не помогли и некоторые изменения в сирийской политике Бен Султана к концу 2013 года. К этому времени саудовские эмиссары стали соблазнять последние остатки неопределившися в своих антиасадовских предпочтениях сил предложением финансовой помощи в обмен на лояльность и независимость от "Аль-Каиды". К этой работе Бен Султан подключил саудовских племенных лидеров, тем самым, действуя в опосредованном режиме. Но разыгранная принцем партия уже была обречена. Противники ведения любых дел с "Аль-Каидой" в руководстве монархии взяли верх.

Отдельная тема для анализа - было ли решение поставить "Аль-Каиду" и другие экстремистские группировки вне закона недавним решением Эр-Рияда (совместно с Бахрейном и ОАЭ) внутренне мотивировано или направлено из США. По всей видимости, оба фактора сыграли свою роль примерно в одинаковой "пропорции". Необходимость защиты от проникновения носителей радикальных идей в Королевство перевесила по значимости ставшую иллюзорной задачу сплочения всех противостоящих Дамаску сил в один кулак. Параллельно, американцы усилили давление на саудовцев, призывая их окончательно определиться в отношении к радикальным группировкам.

Бен Султан фактически оказался вне координат новой ситуации в американо-саудовских отношениях в частности и новых ближневосточных реалий в целом. Есть сведения из серьёзных источников, претендующие на достоверность, о том, что последние месяцы стали худшими для некогда самых тёплых связей принца-разведчика с Вашингтоном. Он считался "лучшим другом Америки" чуть ли не во всём саудовском истеблишменте (Бен Султан был послом Королевства в США по дипломатическим меркам целую эпоху - с 1983 по 2005 годы). Так было до второй половины 2013 года. С этого периода принц пошёл в условный "ва-банк", принявшись остро критиковать американских партнёров за их нежелание оказать сирийской оппозиции прямую военную помощь и зажечь "зелёный свет" для внешней интервенции в Сирию. В США также посчитали вызовом для себя развёрнутую Бен Султаном интенсивную тайную дипломатию. На пике разногласий между Вашингтоном и Эр-Риядом осенью прошлого года, когда был дан старт процессу оздоровления отношений Запада и Ирана на базе Женевских соглашений от 24 ноября 2013 года, принц имел доверительные контакты с зарубежными дипломатами и представителями разведслужб. В том числе и с израильскими. С израильтянами у саудовцев проявились общие подходы на антииранской платформе, в деле недопущения нормализации отношений США и Ирана. К визиту президента США Барака Обамы в Саудовскую Аравию в конце марта этого года сложилась настоятельная необходимость показать внешней аудитории настрой двух тесных партнёров на продолжение сотрудничества. Своеобразной "жертвой" на алтарь восстановления партнёрского формата Вашингтона и Эр-Рияда стал именно Бен Султан.

Важно отметить, что его отставка была, по сути, предрешена с передачей в январе-феврале текущего года "сирийского досье" из ведомства саудовской разведки в местное министерство внутренних дел, под начало Мухаммеда Бен Наифа. В данном решении распределения сфер ответственности между "силовиками" Королевства проглядывается настрой Эр-Рияда отойти от методов тайной дипломатии на сирийском направлении, снизить уровень своего интереса и вовлечённости во внутренние дела соседней арабской страны. Вести дела в Сирии поручено саудовскому МВД, а значит приоритет будет отдаваться защите внутренней стабильности в Королевстве.

Главный вывод из истории с отстранением Бен Султана от руководства "саудовским ЦРУ" таков: амбициозные проекты принца в регионе отложены на неопределённую перспективу. Саудовская Аравия сосредотачивается на решении внутренних проблем. Аль-Саудам придётся приспосабливаться не только к ситуации затяжной войны в Сирии, но и к новым реалиям в вопросе восстановления американо-иранских отношений.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM