В последнее время, особенно после марта этого года, тема референдума вновь становится популярной в югоосетинском обществе. В Цхинвале активизировалась дискуссия о дальнейшей судьбе Южной Осетии и ее политическом статусе, несмотря на то, что статус республики давно определен и даже получил международное признание.

Здесь надо отметить, что эта активизация несомненно связана с последствиями референдума о статусе Крыма, который состоялся 16 марта 2014 года и, как известно, завершился воссоединением Крыма с Россией. В этот период в российской прессе также замелькали заголовки: "Референдум в Крыму будет решать и будущее Абхазии и Южной Осетии", "Крымский прецедент: что делать Южной Осетии" и т.д.

Однако чем дальше уходит в прошлое история с возвращением Крыма, тем меньше интереса наблюдается к ней в российском экспертном сообществе и, как следствие, все больше отдаляется и возможность педалирования этой темы со стороны политических сил в самой Южной Осетии.

Интерес ослаб, видимо, в том числе и потому, что бурное развитие процессов на юго-востоке Украины заставляет политиков думать о более чем серьезных вещах и о более глобальных проблемах мирового уровня, чем статус Южной Осетии.

Об этом говорит и последнее общение президента РФ 17 апреля 2014 года с гражданами России в специальной программе "Прямая линия с Владимиром Путиным", которая показала отсутствие интереса к Южной Осетии в контексте событий вокруг референдума в Крыму и Украины в целом.

Однако охлаждение темы референдума вовсе не означает, что она не будет эксплуатироваться в Южной Осетии как основная составляющая внутриосетинских политических процессов. Особенно в преддверии и в ходе выборной кампании июня 2014 года.

В этом контексте представляется весьма интересным проследить историю и хронологию референдумов в Южной Осетии, проведенных за все время независимого развития, начиная с 1991 и по 2011 год.

17 марта 1991 года Южная Осетия, будучи де-юре автономной областью в составе СССР, приняла участие во всесоюзном референдуме о сохранении Союза, что несомненно является одним из важнейших политико-правовых актов становления государственности Южной Осетии и безупречным, с точки зрения международного права. Референдум 1991 года стал впоследствии одним из основ правовой базы будущего независимого государства Республики Южная Осетия.

3 января 1992 года Верховным Советом первого созыва принимается решение о проведении референдума по вопросу независимости и воссоединения с Россией. На голосование были вынесены два вопроса по отдельным бюллетеням:

1. Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?

2. Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 г. о воссоединении с Россией?

В результате, независимость Южной Осетии с перспективой объединения с Российской Федерацией поддержали более 99% участников референдума. Забегая вперед, отметим, что второй вопрос, о поддержке решения Верховного Совета республики о воссоединении с Россией, утратил свою актуальность 29 мая 1992 года в связи с принятием Акта о государственной независимости республики Южная Осетия, положившего начало независимого пути развития. С принятием этого Акта Верховный Совет вернулся к Декларации о независимости, провозглашенной 21 декабря 1991 года, в которой говорилось: "Руководствуясь стремлением к сохранению нации и во имя торжества идеалов свободы и общечеловеческих ценностей, осознавая ответственность перед грядущими поколениями, сессия Верховного Совета Республики Южная Осетия 21 декабря 1991 года провозглашает независимость Республики Южная Осетия".

Следующий референдум состоялся 8 апреля 2001 года. Целью голосования было принятие новой Конституции республики и законодательное закрепление уже де-факто существующей президентской формы правления. В итоге граждане Республики Южная Осетия большинством голосов одобрили новую редакцию Конституции, которая действует по настоящее время. Однако республика развивалась дальше, менялась политическая ситуация вокруг Южной Осетии и к 2006-му году назрела необходимость сверить правильность выбранного курса на независимость, одобренного народом Южной Осетии в 1992 году.

Очередной референдум был проведен 12 ноября 2006 года, практически через 14 лет после первого референдума и содержал единственный вопрос - о независимости Южной Осетии, на который более 99% избирателей вновь ответили положительно, подтвердив неизменность своих устремлений.

Последний референдум был проведен в Южной Осетии 11 сентября 2011 года по вопросу о государственных языках, который был сформулирован: "Согласны ли Вы, чтобы государственными языками в Республике Южная Осетия являлись осетинский и русский?". По результатам голосования русский, наравне с осетинским языком, получил статус государственного.

Референдум - одно из важнейших средств прямой и непосредственной демократии, он дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Решения референдума, как известно, имеют силу закона, а порой даже большую силу, чем тот или иной закон, принятый парламентом, равно как и решения референдума не могут быть отменены никакими законами или нормативными актами других государств.

Термин referendum переводится с латинского буквально как "должное быть сообщенным". Народом Южной Осетии должное было сообщено пятью плебисцитами, что привело к признанию ее государственной независимости, равно как и народ Крыма 16 марта 2014 года 97-ю процентами голосов определил свое будущее в составе России.

Надо отметить, что в правоприменительной практике государственного строительства законодательство, как правило, устанавливает пределы допустимого использования института референдума - он не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, равно как и не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу.

Поэтому проведение референдума требует полной гласности, справедливой и честной публикации различных мнений на фоне большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и особенно его последствий.

На сегодняшний день, анализ существующего состояния законодательства Республики Южная Осетия, ее Основного закона, по нашему мнению, диктует необходимость проведения конституционной реформы. Как отмечалось выше, Конституция Республики Южная Осетия в настоящей ее редакции была принята всенародным голосованием (референдумом) 8 апреля 2001года, причем, за все это время в Основной закон было внесено всего 9 поправок.

Однако, как показывает ход текущей политической ситуации, после признания Россией государственной независимости Южной Осетии назрела необходимость приведения в соответствие со временем нормативно-правовой базы республики и соответственно и Конституции.

Это в первую очередь касается как отдельных положений Конституции, так и некоторых других важных законодательных актов, не говоря уже о принятии новых законов. Это крайне необходимо также и для процесса возрождения национальной экономики, создания благоприятного климата для привлечения инвестиций, не говоря уже о создании мощной правовой основы для дальнейшего развития государственного строительства.

Исходя из этого, неизменным останется курс на развитие и укрепление межпарламентских связей с Российской Федерацией, опыт и практическая помощь которой будут достаточно востребованы в этом процессе.

Новый парламент Республики Южная Осетия, выборы в который состоятся 8 июня 2014 года, несомненно продолжит укрепление законодательной базы, основываясь на опыте и результатах деятельности депутатского корпуса всех прошлых пяти созывов.

Богатая история югоосетинского парламентаризма, имеющего более чем 90-летнюю историю, дают на это надежду и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Посол Республики Южная Осетия в Российской Федерации Дмитрий Медоев.