Экс-президент Армении Роберт Кочарян сомневается по поводу целесообразности проведения конституционных реформ в стране.

По словам экс-главы государства, первый вопрос, который у него возник после обнародования информации о конституционных реформах, был о том, "назрела ли такая реформа вообще". "Насколько Конституция мешает властям адекватно реагировать на возникающие вызовы? Могу с уверенностью сказать, что нет ни одной насущной проблемы, стоящей перед страной, решению которой мешает действующая Конституция. Нет также и внешнего давления, обусловленного каким-либо несоответствием Конституции общепринятым демократическим нормам. И уж точно нет назревших ожиданий конституционных реформ в общественных настроениях. Инициатива реформы исходит исключительно от властей, озвученные объяснения неубедительны и крайне расплывчаты, что и возбудило в обществе сомнения в истинных целях предлагаемых перемен", - заявил в интервью своему неофициальному сайту 2rd.am второй президент Армении Роберт Кочарян.

Ситуация, считает он, прямо противоположна той, которая предшествовала конституционной реформе 2005 года. Тогда Конституция, по его словам, имела явный перебор полномочий в пользу института президента в ущерб парламенту и правительству, им же формировалась и вся судебная власть. "Все решения правительства заверялись президентом, более того премьер проводил заседания правительства по поручению президента. Президент фактически обладал единоличным правом роспуска парламента, и многое другое. По сути, были деформированы фундаментальные демократические представления о разделении властей и балансе между ее ветвями. Конституционная реформа тогда стала назревшим вопросом политической повестки страны и стала обязательством по вступлению Армении в Совет Европы. Таким образом, в то время сошлись три важнейших обстоятельства для реформы Конституции - консенсусное понимание ее несоответствия демократическим нормам, общественные ожидания необходимости перемен и обязательства перед Советом Европы. Ни один из этих факторов сегодня не присутствует. Тем не менее, даже при таком сочетании факторов, тогда у оппозиции были сомнения в моих намерениях. А именно, что все это делается мною, чтобы сохранить власть, пойти на третий срок или пересесть в кресло премьера. Несмотря на мои многократные и однозначные заявления о том, что этого не будет, убедить оппонентов в обратном мне не удалось (кстати, свое слово я сдержал и ушел из власти, не цепляясь ни за какие должности). Сейчас предлагается радикальная смена модели государственного управления страной, и нужны однозначные гарантии того, что реформа не направлена на обслуживание интересов правящей элиты и не станет инструментом ее воспроизводства", - сказал Кочарян.

Любая "перекройка" Конституции под текущие цели политиков, по мнению экс-президента, - признак политической деградации страны. "Весь смысл Конституции и конституционного права вообще в том, чтобы ограничивать такую мотивацию политиков путем установления долгосрочных, трудноизменяемых фундаментальных правил в сфере управления страной, а так же прав и свобод граждан. Конституции были созданы не для увековечения власти правителей, а совсем наоборот. Монархиям Конституция ни к чему. Образовавшая же власть, как правило, гарантия застоя", - подчеркнул он.

Частые перемены Конституции Кочарян считает сомнительным явлением. "Речь не о "дошлифовке" каких-то статей действующей Конституции, это нормальный процесс совершенствования через доработку. Речь о проблематичности частых изменений в сфере государственного управления. Реализация таких перемен требует существенных затрат организационного ресурса властей. К тому же, общество инерционно и долго привыкает к этим переменам. Сами институты власти при этом нуждаются в длительном периоде адаптации. Думаю, что в стране и так накопилась масса проблем, на решении которых власть могла бы сосредоточиться. Одним словом, Конституцию следует менять тогда, когда нельзя этого не делать",- считает он.

Коснувшись заявления президента Армении Сержа Саргсяна в контексте конституционных реформ о том, что один и тот же человек не должен избираться президентом более двух раз в своей жизни, Кочарян подчеркнул: "Для этого нет необходимости переделывать Конституцию, тем более, как выяснилось, президент сам против предложенных комиссией изменений. Нужно лишь из статьи 50 действующей Конституции убрать слово "подряд". Всего одно слово. Однако обратной силы такая поправка иметь не может, а значит и на нынешний политический ландшафт никак не повлияет".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, профессиональная комиссия по конституционным реформам при президенте Армении 10 апреля обнародовала текст предварительного варианта проекта концепции реформирования Конституции страны. В проекте документа переход к парламентской системе правления рассматривается, как альтернатива действующей системе. Согласно документу, при переходе к парламентской системе правления президент Армении будет избираться Национальным собранием сроком на семь лет без права на переизбрание. Основной миссией президента будет обеспечение соблюдения Конституции, эффективного применения полномочий сдержек и противовесов, что возможно лишь в том случае, когда президент не вовлечен в текущие политические проблемы, является "надпартийной" фигурой, является беспристрастным и выполняет в первую очередь роль посредника и арбитра.

Отметим, что против проведения властями страны конституционных реформ выступили оппозиционные партии "Процветающая Армения" (ППА) и "Армянский национальный конгресс". Лидер второй по политическому влиянию и численности армянской партии "Процветающая Армения", крупный бизнесмен Гагик Царукян считается соратником Роберта Кочаряна.